Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2022 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Горбачевой Е.Н.
при секретаре Шенкель А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Денисов Д.В к администрации Устюгского сельсовета Емельяновского района о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Денисов Д.В обратился в суд с иском к администрации Устюгского сельсовета <адрес> о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок.
Требования мотивированы тем, что в период брака с ФИО14 он приобрел земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, собственником которого является ФИО14 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> является ФИО11 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО12 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО12 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> является ФИО5 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО15 Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО16 Истец обратился в администрацию Устюгского сельсовета <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка общего пользования (дороги), расположенного между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> и вышеуказанными земельными участками, которое до настоящего времени не рассмотрено. Кроме того, собственники вышеуказанных земельных участков без согласования с администрацией Устюгского сельсовета установили воздушную линию электропередач, в связи с чем проезд к земельному участку истца сместился на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Воспрепятствование проезду никто не осуществляет. Постановка на кадастровый учет возможна только хозяйственного проезда, на котором находится линия электропередач. Нарушение прав истца заключается в том, что к принадлежащему его семье земельному участку отсутствует автомобильная дорога, которая должна быть поставлена на кадастровый учет. При этом хозяйственный проезд к земельному участку истца не отнесен к зоне автомобильного транспорта (ИТ) и не внесен в Генеральный план д. Плоское.
Просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать администрацию Устюгского сельсовета <адрес> внести земельный участок (хозяйственный проезд), находящийся справа от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. <адрес> в д. <адрес> в Генеральный план д. Плоское в зону территории объектов автомобильного транспорта, обозначенного (ИТ). Поставить на кадастровый учет земельный участок (хозяйственный проезд), находящийся справа от земельного участка с кадастровым номером <адрес> по <адрес>.
В судебном заседании Денисов Д.В не явился, был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке КАС РФ.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Устюгского сельсовета <адрес> не явился, был надлежащим образом извещен.
В судебное заседание ФИО11 не явилась, была извещена.
В судебное заседание не явился представитель администрации <адрес>, был извещен.
В судебном заседание не явились заинтересованные лица – ФИО10, представители ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», ПАО «Россети Сибирь», ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 представитель прокуратуры <адрес>, были извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период брака с ФИО14 истец приобрел земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, собственником которого является ФИО14 Участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> является ФИО11 Указанный участок находится в границах охранной зоны воздушной линии электропередач: Охранная зона Сооружения – Воздушая ЛЭП напряжением 0,4 кВ от КТП 47-1-1.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> является ФИО12
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес> является ФИО12
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> является ФИО5 Указанный участок находится в границах охранной зоны воздушной линии электропередач: Охранная зона Сооружения – Воздушая ЛЭП напряжением 0,4 кВ от КТП 47-1-1. Граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> является ФИО15
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> является ФИО16
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что обратился в администрацию Устюгского сельсовета <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка общего пользования (дороги), расположенного между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> и вышеуказанными земельными участками, которое до настоящего времени не рассмотрено. Кроме того, собственники вышеуказанных земельных участков без согласования с администрацией Устюгского сельсовета установили воздушную линию электропередач, в связи с чем проезд к земельному участку истца сместился на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. <адрес>у никто не осуществляет. При этом нарушение прав истца заключается в том, что к принадлежащему его семье земельному участку отсутствует автомобильная дорога, которая должна быть поставлена на кадастровый учет. При этом хозяйственный проезд к земельному участку истца не отнесен к зоне автомобильного транспорта (ИТ) и не внесен в Генеральный план д. Плоское.
Из материалов дела также следует, что вблизи с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Россия, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, № ""б", размещен объект электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибирь»: Отп. ВЛ 0,4 кВ оп.9 –оп.9/5 _ Л-3 ТП 47-1-1 (инвентарный номер <данные изъяты>). В отношении ВЛ напряжением 0,4 кВ установлена охранная зона (учтенный №.503), сведения о ее границах внесены в государственный кадастра недвижимости.
Согласно мнению главного инженера ООО «Вектор» ФИО6, дорога по <адрес> в д. <адрес> по своим параметрам в соответствии с СП <данные изъяты> «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» имеет категорию – местная дорога и улица, ширина полосы движения которая должна быть 3,0 м.
Постановлением главы администрации Устюгского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Устюгский сельсовет, куда включена <адрес>, д. Плоское.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО7, проезд (отсыпка гравием) без твердого покрытия, шириной в пределах 5,8-5,2 м. однополосный относится к V категории автомобильных дорог ГОСТ Р523987-2005. Расположен на неразграниченных землях общего пользования, территориальная зона Ж1 (зона жилой усадебной застройки). <адрес> в д. Плоское предназначена для проезда к земельным участкам.
В ходе судебного разбирательства Денисов Д.В указывал на то, что после формирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и установлении линии электропередач, произошло сужение места общего пользования, а именно дороги, предназначенной для проезда к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>. Проезду никто не препятствует, однако считает, что указанный проезд должен быть внесен в Генеральный план д. Плоское как зона автомобильного транспорта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 16 статьи 24 ГрК РФ обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 ГрК РФ.
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
На основании приведенных норм права ДД.ММ.ГГГГ глава Устюгского сельсовета <адрес> ФИО8 дал ответ Денисов Д.В, что земельные участки, расположенные по адресу: д. Плоское, <адрес> образовались на бывшем огороде, на котором имелся хозяйственный проезд, шириной около 5 метров. Собственники вышеуказанных домов установили воздушную линию электропередач, в связи с чем проезд сместился на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Постановка на кадастровый учет возможна только хозяйственного проезда, на котором находится линия электропередач.
Таким образом, исходя из заявленных Денисов Д.В требований, последним поставлен вопрос о внесении в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Устюгского сельсовета <адрес> соответствующих изменений, а именно отнесение хозяйственного проезда по <адрес> в д. Плоское к территориальной зоне автомобильного транспорта – зоне ИТ.
Судом установлено, что проезд к земельному участку истца с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на неразграниченных землях общего пользования, территориальная зона Ж1 (зона жилой усадебной застройки). Зона усадебной жилой застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования городских кварталов комфортного жилья со средней и низкой плотностью застройки посредством преимущественного размещения усадебных жилых домов, одноквартирных жилых домов, блокированных жилых домов и других зданий, строений, сооружений не выше 4-х этажей.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ) под "дорожной деятельностью" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что дорога, на которую указывает истец, на государственный кадастровый учет не поставлена. По мнению истца, указанная дорога должна быть внесена в Генеральный план как зона автомобильного транспорта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
Административный истец оспаривает действия администрации об отказе в изменении территориальной зоны спорного земельного участка. Так, согласно заявлению об уточнении административных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец, в том числе, просил возложить на администрацию Устюгского сельсовета <адрес> обязанность внести земельный участок, находящийся справа от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> д. <адрес> в Генеральный план д. Плоское в зону территории объектов автомобильного транспорта, обозначенного (ИТ).
Частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В силу части 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судами обоснованно указано, что решения об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Расцветовского сельсовета в отношении указанного земельного участка не содержат оснований для отказа, не мотивированны, не содержат указание на какие-либо нормы законодательства.
В соответствии с частью 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Из содержания части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что представительный орган местного самоуправления городского округа, с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, принимает решение: - об утверждении генерального плана, или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Согласно вышеуказанным нормам права, должностным лицом администрации Устюгского сельсовета Емельяновского района дан ответ на обращение заявителя Денисов Д.В, при этом принятое этим должностным лицом решение (отказ в удовлетворении требований) им не оспаривается, предмет своих требований он изложил в виде возложения обязанности внести изменения в генеральный план поселения.
Вместе с тем нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов, на которые заявитель ссылался при обращении в суд, не возлагают на соответствующее должностное лицо обязанность принятия по обращению гражданина действий по внесению в генеральный план изменений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Денисов Д.В к администрации Устюгского сельсовета Емельяновского района о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна: