КОПИЯ
86RS0№-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Егоровой В.И.,
при секретаре Бабюк Н.И.,
с участием истца Филатова В.А.,
с участием представителя ответчика по доверенности Камзалакова А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Филатова В. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Нижневартовская энергосберегающая компания» о возложении обязанности по заключению договора,
У С Т А Н О В И Л:
Филатов В.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в период брака с Филатовой Н.М. ими было приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> г. Нижневартовск, в котором на сегодняшний день проживает истец. В настоящее время бывшие супруги находятся в процессе раздела имущества и в связи с конфликтными отношениями, Филатова Н.М. обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора электроснабжения. Обратившись к ответчику с заявление о заключении договора, истец получил отказ, поскольку не является собственником указанного жилого помещения. Полагает, что отказ ответчика противоречит действующему законодательству и просит обязать ООО «Нижневартовская энергосберегающая компания» заключить с ним договор энергоснабжения в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> г. Нижневартовск.
Истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время проживает в жилом доме,титульным собственником которого является третье лицо, однако данный дом является общей совместной собственности супругов.
Представитель ответчика ООО «НЭСКО» Камзалаков А.Н. в судебном заседаниис требованиями не согласился по доводам изложенным в письменных возражениях, согласно которыхответчик в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства РФ от <дата> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", где сказано, что договора электроснабжения заключаются с собственниками жилых помещений. Считает, что заключение договора энергоснабжение с истцом возможно при предоставлении документов, подтверждающих право собственности на указанное жилое помещение.
Третье лицоФилатова Н.М. в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, от получения судебных извещений уклоняется, с учетом правовой позиции изложенной в п.п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считается извещенной надлежащим образом.
Суд выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела,приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, на основании договора купли-продажи Филатова Н.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № которому приказом администрации города Нижневартовска №-П от <дата> присвоен адрес: город Нижневартовск, <адрес>.
Материалами дела подтверждается, следует из выписки из государственного реестра недвижимого имущества, что на указанном земельном участке, на основании разрешения на строительстве от <дата>, построен жилой дом (степень готовности 74%) общей площадью 305,6 кв.м., собственником которого так же является Филатова Н.М.
Судом установлено, что брак между Филатовым В.А. и Филатовой Н.М. расторгнут <дата> на основании решения мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска.
Согласно сведений системы ГАС «Правосудия», на рассмотрении вНижневартовском городском суде находится гражданское дело по исковому заявлению Филатова В.А. к Филатовой Н.М. разделе общего имущества супругов. Из копии искового заявления следует, что к разделу истцом заявлен земельный участок и спорный жилой дом.
<дата> между ООО «НЭСКО» и Филатовой Н.М. был заключен договор энергоснабжения №,который на основании личного заявления Филатовой Н.М. от <дата> расторгнут.
Согласно справке № ЖЭУ 17 от <дата>, истец Филатов В.А. зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства с <дата>.
Из материалов дела так же усматривается, что обратившись с заявлением к ответчику о заключении договора энергоснабжения, Филатову В.А. было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным и отказ коммерческой организации от заключения такого договора не допускается. Указанное также следует из п. 32 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства от <дата> №.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 9 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства от <дата> № гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и впорядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
Согласно пункта 32 Правил гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 34 Правил потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы: подписанный заявителем проект договора энергоснабжения;правоустанавливающие и иные документы заявителя; документы, подтверждающие право собственности; документы, подтверждающие технологическое присоединение; документы о допуске в эксплуатацию приборов учета; иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с настоящими Правилами и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по заключению договора энергоснабжения возникает у гарантирующего поставщика при соблюдении ряда условий, а именно: подачи заявки в установленном законом порядке с приложением необходимых для этого документов и наличии технической возможности заключить договор энергоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно абзацу 15 п. 2 указанных Правил, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Признание потребителем лица, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги, согласуется со сферой действия Правил, регулирующих на основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Пунктом 11 вышеуказанных Правил определяются условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения.
В силу части 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
По смыслу содержания указанных норм закона следует, что граждане приобретают право получения коммунальных услуг в установленном законом порядке и объеме по месту своего жительства, при наличии законного права пользования жилым помещением.
Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, однако не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Соответственно истец, по смыслу приведенного законоположения, подпадает под понятие потребителя коммунальных услуг, как пользователь жилого помещения.
При таких обстоятельствах у ответчика не имелось законных оснований для отказа в заключении договора.
В пункте 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определены условия заключения договора энергоснабжения с абонентом. Так, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком в заключении договора по мотиву отсутствия отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, не отказывалось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Филатова В.А. и возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Нижневартовская энергосберегающая компания» по заключению договора энергоснабжения с Филатовым В.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> г. Нижневартовск.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нижневартовская энергосберегающая компания» заключить с Филатовым В. А. договор на снабжение электрической энергией <адрес> в городе Нижневартовск.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Судья В.И. Егорова
Подлинник решения суда находится
вНижневартовском городском суде
в гражданском деле №