Материал 13-14/2021 Судья – Слепухова Н.А.
УИД: 32RS0003-01-2014-001360-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3105/2021
19 октября 2021 года г. Брянск
Судья судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда Маклашов В.И., при секретаре Аверкиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе главы Новодарковичской сельской администрации Брянского района Москаленко А.И. на определение Брянского районного суда Брянской области от 28 апреля 2021 года об отказе в прекращении исполнительного производства по гражданскому делу № 2-1139/2014 по иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ Новодарковичская сельская администрация о понуждении к совершению действий.
УСТАНОВИЛА:
Новодарковичская сельская администрация обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что решением Брянского районного суда от 16 октября 2014 года на МУ Новодарковичская сельская администрация возложена обязанность принять меры по оформлению в муниципальную собственность в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области земельного участка с расположенным на нем кладбищем на территории муниципального образования «Новодарковичское сельское поселение» в с.Дарковичи. На основании данного решения суда, вступившего в законную силу, судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и г.Сельцо УФССП России по Брянской области 1 июня 2015 года возбуждено исполнительное производство № 27253/15/32005-ИП.
Ссылаясь на то, что оформить земельный участок с расположенным на нем кладбищем в собственность поселения не представляется возможным, ввиду отсутствия документов, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2016 года № 307 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю», Новодарковичская сельская администрация просила суд прекратить исполнительное производство №27253/15/32005-ИП от 1 июня 2015 года, возбужденное приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области.
Определением Брянского районного суда Брянской области от 28 апреля 2021 года отказано в удовлетворении заявления Новодарковичской сельской администрации о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу № 2-1139/20 по иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов, неопределенного круга лиц к МУ Новодарковичская сельская администрация о понуждении к совершению действий.
В частной жалобе глава Новодарковичской сельской администрации Брянского района Москаленко А.И. просит определение суда отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции. Полагает, что для исполнения органами местного самоуправления обязанности по организации похоронного дела является достаточным установление границ земельного участка для размещения действующего либо закрытого кладбища путем постановки на государственный кадастровый учет и предоставления его на правах постоянного (бессрочного) пользования органом местного самоуправления в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
На доводы частной жалобы принесены возражения помощником прокурора Брянского района Брянской области Козловой В.А., в которых она просит частную жалобу Новодарковичской сельской администрации Брянского района оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, о принудительном исполнении или об отказе в принудительном исполнении решения иностранного суда, о признании или об отказе в признании решения иностранного суда, о признании и исполнении или об отказе в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей), об отмене решения третейского суда или отказе в отмене решения третейского суда, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что решением Брянского районного суда Брянской области от 16 октября 2014 года (с учетом определения Брянского районного суда Брянской области от 30 марта 2018 года об исправлении описки) на МУ Новодарковичская сельская администрация возложена обязанность принять меры по оформлению в муниципальную собственность в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области земельного участка с расположенным на нем кладбищем на территории муниципального образования «Новодарковичское сельское поселение» в с.Дарковичи. Данное решение суда вступило в законную силу и на его основании выдан исполнительный лист серия ФС №001155431 от 16 октября 2014 года, в соответствии с которым 1 июня 2015 года возбуждено исполнительное производство № 27253/15/32005-ИП.
В ходе исполнительного производства должником выполнены следующие мероприятия: заключен договор с ООО «Глобус» для подготовки межевого плана на общественное кладбище в <адрес>; земельный участок под кладбищем поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 32:02:0080403:18; направлено обращение в Управление Росреестра по Брянской области с целью оформления кладбища в муниципальную собственность.
Уведомлением Росреестра по Брянской области от 19 декабря 2017 года отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности. В качестве оснований отказа в государственной регистрации указано: в решении суда от 16 октября 2014 года отсутствует описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права; в заявлении на регистрацию отсутствует указание на основание возникновения права; имеет место расхождение в площади кладбища; не представляется возможным однозначно определить местоположение переданного в муниципальную собственность кладбища на земельном участке.
Согласно протоколу совещания под председательством руководителя Управления Росреестра по Брянской области от 29 ноября 2017 года с участием представителя Прокураты Брянской области было принято решение о том, что право собственности муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, не подлежит государственной регистрации; участок остается в собственности Российской Федерации в статусе неразграниченного и предоставляется на правах постоянного бессрочного пользования специализированным (некоммерческим) предприятиям по организации похоронного дела (муниципальным бюджетным учреждениям) либо органам местного самоуправления.
Определением Брянского районного суда от 16 июля 2018 года отказано в удовлетворении заявления Новодарковичской сельской администрации о прекращении исполнительного производства по причине отсутствия оснований для его прекращения.
Ответом Управления Росреестра по Брянской области от 19 марта 2020 года на обращение Новодарковичской сельской администрации о разъяснении порядка оформления в муниципальную собственность земельного участка занятого кладбищем, разъяснено следующее. Статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что места погребения могут быть разграничены по принадлежности - государственные и муниципальные, при этом согласно статье 18 указанного закона, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Статья 18, пункт 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ, часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливают права на спорные участки, а только закрепляют обязанность по организации похоронного дела за органами местного самоуправления. В связи с чем органы местного самоуправления не могут воспользоваться положениями статьи 55 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующими особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, в том числе ввиду отсутствия документов, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2016 года № 307 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». Таким образом, для исполнения органами местного самоуправления обязанности по организации похоронного дела является достаточным установление границ земельного участка для размещения действующего либо закрытого кладбища путем постановки на государственный кадастровый учет и предоставление его на правах постоянного (бессрочного) пользования органам местного самоуправления в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом, в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной нормы прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, то есть должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Разрешая заявление Новодарковичской сельской администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных законом, для прекращения исполнительного производства, поскольку доказательств утраты возможности исполнения требований исполнительного документа после принятия судебного решения должником не представлено и в материалах дела не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом определении, Законом Брянской области от 2 мая 2007 года №57-3 и в Приложении №8 указанного закона в Перечне муниципального имущества, передаваемого в собственность муниципального образования «Новодарковичское сельское поселение» указано кладбище, площадью 35000 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, согласно которого право собственности на имущество возникает со дня подписания передаточного акта, при этом указанный Закон Брянской области не признан утратившим силу, является действующим.
Ответ Управления Росреестра по Брянской области от 19 марта 2020 года на обращение Новодарковичской сельской администрации о разъяснении порядка оформления в муниципальную собственность земельного участка занятого кладбищем не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих какие-либо юридические последствия, а носит исключительно информационный характер.
На основании изложенного судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы частной жалобы о том, что для исполнения органами местного самоуправления обязанности по организации похоронного дела является достаточным установление границ земельного участка для размещения действующего либо закрытого кладбища путем постановки на государственный кадастровый учет и предоставления его на правах постоянного (бессрочного) пользования органом местного самоуправления в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принят судебной коллегией, так как из выписки из ЕГРН и других материалов дела не усматривается проведение должником каких-либо действий по надлежащему оформлению прав заявителя на рассматриваемый объект недвижимости.
Иные доводы частной жалобы фактически сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы частной жалобы о наличии оснований для прекращения исполнительного производства основаны на неверном толковании положений закона, в связи с чем, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном толковании и применении норм процессуального права, оснований для его отмены по доводам частной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1139/2014 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.