УИД 31RS0011-01-2024-000619-19 Дело № 2-606/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2024 года г. Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Киреевой Е.А.,
при секретаре Жданове Р.О.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Корочанского района Мельникова Д.О., представителя ответчика муниципального казенного учреждения «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белоусовой Л.А. по доверенности от 23.05.2024 года, представителя ответчика администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области Овчинниковой Н.А. по доверенности от 15.01.2024 года, представителя третьего лица управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Лисуковой В.В. по доверенности от 3.06.2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Корочанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Белгородской области», администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о понуждении устранить нарушения законодательства об охране объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Корочанского района Белгородской области обратился с иском к муниципальному казенному учреждению «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Белгородской области», администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области, в котором просит:
1. Обязать ответчиков в солидарном порядке провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Земская больница», расположенного по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, в порядке, установленном ст.45 Федерального закона 73-ФЗ, а именно:
- в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Земская больница», расположенного по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70;
- в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке устранить нарушения ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия», а именно демонтировать кондиционеры марки «Centek» с фасада здания объекта культурного наследия «Земская больница», расположенного по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70;
- в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести в установленном порядке работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Земская больница», расположенного по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70.
2. Обязать муниципальное казенное учреждение «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район», Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Белгородской области», администрацию муниципального района «Корочанский район» Белгородской области в течение одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда прокурору Корочанского района и в Корочанский районный суд.
Представитель истца помощник прокурора Корочанского района в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» (далее - МКУ «АХЦ Корочанского района») в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, возражения (л.д.28), пояснила что не могут нести ответственность, так как не имеют собственных доходов, не бездействует, ИП Тарасовым С.А. заключен муниципальный контракт по разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, в бюджет на 2024-2025 гг. денег не заложили на проведение работ по сохранению объекта.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, пояснила, что ответчик кондиционеры не размещал на объекте культурного наследия регионального значения «Земская больница»
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Белгородской области», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил.
Представитель третьего лица управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, заявленные исковые требования считает подлежащими удовлетворению.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абз.2).
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абз.3).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абз.4).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законам от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно п.1 ст.33 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.п.3 п.3 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 настоящего Федерального закона, согласно п.1 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
На основании ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности), лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Объект культурного наследия регионального значения «Земская больница» по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Губернатора Белгородской области от 8.06.2012 года № 50 «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района и в рамках выездного обследования культурного наследия регионального значения «Земская больница» зафиксированы факты установки кондиционеров марки «Centek» на фасаде здания по всему периметру. Данные кондиционеры установлены в нарушение требований ст.45 Федерального закона от 25.06. 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ).
Работы по установке кондиционеров проведены в отсутствие задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, в отсутствие осуществления авторского надзора.
Действия пользователя объекта культурного наследия регионального значения «Земская больница», расположенного по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, выразившиеся в проведении работ по установке кондиционеров на объекте без получения соответствующего Разрешения, могут повлечь угрозу повреждения здания и, соответственно, утрату особенностей объекта культурного наследия, послужившим основанием для принятия его на государственную охрану (предмета охраны).
Согласно распоряжению №215 от 15.04.2020 главы администрации Корочанского района Нестерова Н.В., нежилое здание, расположенное по адресу: Белгородская область, Корочанский район, г. Короча, ул.Интернациональная, д.70, передано в оперативное управление МКУ «АХЦ Корочанского района».
В соответствии с постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 14.01.2014 года №2 «О создании муниципального казенного учреждения «Административно-хозяйственный центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» утвержден устав МКУ «АХЦ Корочанского района». Согласно пп. 1.1 п.1 Устава МКУ «АХЦ Корочанского района» является некоммерческой организацией, созданной собственником для исполнения муниципальных функций.
Собственником имущества МКУ «АХЦ Корочанского района» является муниципальный район «Корочанский район» Белгородской области (пп.1.2. п.1 Устава).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п.1 ст.40 Закона № 73-ФЗ).
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен ст.45 Закона №73-ФЗ, которой предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и на основании разрешения на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, организации, имеющей лицензию Министерства культуры Российской Федерации, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Кроме того, в соответствии со ст.47.2 Закона №73-ФЗ законный владелец объекта обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, и организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 Закона №73-ФЗ.
Согласно ст.47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно договору безвозмездного пользования недвижимого имущества от 2.04.2024 года ссудодатель в лице директора МКУ «Административно-хозяйственный центр», Кладиенко Е.А. передает во временное безвозмездное пользование недвижимое имущество, расположенное в здании по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, согласно акту приема-передачи от 2.04.2024 года, ссудополучателю в лице военного комиссара Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Белгородской области» Грицай В.С.
Исходя из ст.1.1 договора следует, что ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает во временное безвозмездное пользование недвижимое имущество: нежилые помещения общей площадью 842,4 кв.м., (литера А1 подвал, помещения №1-15, литера А1 административное здание, помещения №1-39, 56-57, согласно поэтажному плану технического паспорта здания (строения от 11.08.2005 года), расположенных в здании с кадастровым номером 31:09:0901001:1250 по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, согласно акту приема-передачи.
Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 31:09:0901001:1250, расположенный по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, имеет площадь в 1166,3 кв.м.(л.д.29-33).
Таким образом, достоверно установлено, что часть объекта культурного наследия регионального значения «Земская больница» с кадастровым номером 31:09:0901001:1250 по адресу: Белгородская область, г.Короча, ул.Интернациональная, д.70, закреплена на праве оперативного управления за МКУ «АХЦ Корочанского района», другая часть (842,4кв.м.) передана в безвозмездное пользование Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Белгородской области».
В соответствии с абз.8 ч.11 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.
Кроме того, постановлением Корочанского районного суда от 30.08.2024 года по делу об административному правонарушении должностное лицо - директор МКУ «АХЦ муниципального района Корочанский район» Кладиенко Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 91-93). Решением Белгородского областного суда от 14.10.2024 года постановление судьи Корочанского районного суда от 30.08.2024 года оставлено без изменения.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд приходит к выводу о разумности и достаточности срока для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Отклоняя доводы ответчиков, суд приходит к выводу, что отсутствие денежных средств не является безусловным основанием для освобождения ответчиков от проведения работ, направленных, прежде всего, на предотвращение безвозвратной утраты данного объекта.
Учитывая, что уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия может привести к его утрате, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, установленный срок истцом для проведения заявленных мероприятий является обоснованным и достаточным для их проведения.
Кроме того, ответчики в соответствии со ст.203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 3110022186), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 3123021415), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3110002415) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 3110022186), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 3123021415), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3110002415) ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░.70, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 73-░░, ░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░.70;
- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.06.2002 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «Centek» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░.70;
- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░.70.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.12.2024 ░.