РЕШЕНИЕ
10 декабря 2018 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием заявителя <данные изъяты> защитника Раднажаповой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №12-530/2018 по жалобе главного инспектора <данные изъяты> на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Шатаевой О.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора Акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области» Сарапулова А.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
<данные изъяты> не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье.
В судебном заседании заявитель жалобу поддержал, защитник возражала против удовлетворения жалобы, Сарапулов А.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вместе с тем, указанные требования Закона в полном объеме мировым судьей при рассмотрении дела выполнены не были.
Как следует из материалов дела, во исполнение п.<данные изъяты> Плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области (далее также по тексту – КСП Иркутской области) на ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением председателя КСП Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении АО «Дорожная служба Иркутской области» проводились контрольные действия в рамках контрольного мероприятия «Проверка деятельности открытого акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области» по нормированию и исполнению доходов и расходов, а также управлению имуществом во втором полугодии <данные изъяты>».
В ходе проведения контрольного мероприятия должностными лицами КСП области составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ о воспрепятствовании проведению проверки, а ДД.ММ.ГГГГ обществу направлено предписание №, которым юридическому лицу предписывалось не позднее ДД.ММ.ГГГГ предоставить должностным лицам КСП Иркутской области документы, необходимые для проведения контрольного мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами КСП области составлен Акт № по фактам создания препятствий должностным лицам в проведении контрольного мероприятия.
Поводом к возбуждению настоящего дела и составлению в отношении Сарапулова А.А. протокола об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило неисполнение исполняющим обязанности генерального директора АО «Дорожная служба Иркутской области» Сарапулова А.А. требований упомянутого выше предписания.
Прекращая производство по настоящему делу, мировой судья указал на допущенные Контрольно-счетной палатой Иркутской области нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также по тексту – Федеральный закон №294-ФЗ) при проведении проверки, поэтому признал предписание, внесенное в ходе такой проверки, незаконным.
Такие выводы мирового судьи обоснованными признать нельзя ввиду следующего.
Так, мировой судья, сославшись на Федеральный закон №294-ФЗ, а также ст.2 Закона Иркутской области от 07.07.2011 г. №55-ОЗ «О контрольно-счетной палате Иркутской области», указал, что Контрольно-счетная палата Иркутской области при проведении проверок при осуществлении внешнего государственного финансового контроля должна руководствоваться положениями упомянутого выше Федерального закона 294-ФЗ, а именно, Ежегодный план проведения плановых проверок Контрольно-счетной палаты Иркутской области должен содержать сведения о проведении плановой проверки в отношении АО «Дорожная служба Иркутской области» на момент начала ее в соответствии с положениями п.5 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ.
Кроме того, мировой судья указал, что материалы дела не содержат информации о соблюдении должностным лицом Административного органа требований п.6 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ в части согласования плана проведения проверок с прокуратурой.
Также мировой судья пришел к выводу, что в нарушение требований п.12 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ должностным лицом Административного органа в лице Контрольно-счетной палаты Иркутской области не соблюдена обязанность, предусмотренная п.12 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ в части уведомления АО «Дорожная служба Иркутской области» о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до начала проведения проверки. Кроме того, по мнению мирового судьи, общий срок проведения контрольных мероприятий в отношении юридического лица составил 128 дней, что превышает предусмотренные п.1.1 ст.13 Федерального закона №294-ФЗ 20 рабочих дней.
В силу положений Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Закона Иркутской области от 07.07.2011 N 55-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Иркутской области" Контрольно-счетная палата Иркутской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля (статья 2 Закона 55-Оз).
Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии частью 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, из названных положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ прямо следует, что порядок организации и проведения проверки, установленный этим Законом не распространяется на контрольные мероприятия, осуществляемые государственными органами в финансово-бюджетной сфере.
Из программы проведения контрольного мероприятия, утвержденного председателем КСП области следует, что его целью являлась оценка финансовой деятельности АО «Дорожная служба Иркутской области», в том числе в части дивидендов по акциям, принадлежащим Иркутской области.
Пунктом 2 статьи 157 БК РФ предусмотрено, что контрольно-счетные органы субъектов РФ осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом №6-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее – объекты контроля) являются, в том числе, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем общества являлась Иркутская область в лице департамента имущественных отношении Иркутской области.
Пунктом 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля по осуществлению внешнего государственного финансового контроля отнесены: контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом №41-ФЗ и Федеральным законом №6-ФЗ.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что выводы мирового судьи о том, что к контрольным мероприятиям КСП области не применяется установленное частью 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ изъятия, не основаны на действующем законодательстве, а потому выводы об отсутствии в действиях Сарапулова А.А. состава правонарушения являются преждевременными.
Поскольку мировой судья допустил существенные нарушения процессуальных требований, так как всесторонне, полно и объективно не рассмотрел указанное дело, постановление подлежит отмене. Ввиду того, что годовой срок давности привлечения к ответственности Сарапулова А.А. не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.4 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу <данные изъяты> удовлетворить.
Постановление мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора Акционерного общества «Дорожная служба Иркутской области» Сарапулова Анатолия Анатольевича вернуть на новое рассмотрение мировому судье <данные изъяты>
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья: С.В. Почепова