Дело № 2-1967/2022
УИД 33RS0002-01-2022-001727-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владимир 27 сентября 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Гаревой Л.И.,
при секретаре Тарасовой А.М.
с участием прокурора Сладкомёдова А.Ю.
представителя истца Мочёнова С.К.
представителя ответчика Сигуновой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора г. Владимира в интересах Ишкова В. Б. к ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 города Владимира», ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», и исковому заявлению Ишкова В. Б. к ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 города Владимира», ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Изначально прокурор г. Владимира, действуя в интересах Ишкова В. Б., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранение Владимирской области, ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 города Владимира». В обоснование указано, что прокуратурой города проведена проверка по заявлению Ишкова В.Б. о ненадлежащем обеспечении лекарственными препаратами. По результатам проверки установлено, Ишков В. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает <данные изъяты> заболеванием, состоит на учете в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г. Владимира». ДД.ММ.ГГГГ врачом-<данные изъяты> ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» ему рекомендован прием дорогостоящего лекарственного препарата <данные изъяты> - 1 уп. в месяц по жизненным показаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пациент проходил лечение в стационаре ГБУЗ ВО «ОКБ», где обеспечивался указанным препаратом. После выписки терапию <данные изъяты> было рекомендовано продолжить, рекомендации <данные изъяты> переданы в поликлинику по месту жительства - ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г. Владимира» ДД.ММ.ГГГГ. Однако льготный рецепт выписан гражданину лишь ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии рецепт длительное время находился на отсроченном обслуживании. В период не обеспечения лекарством Ишков В.Б. приобретал препарат самостоятельно, за счет собственных средств, в том числе ДД.ММ.ГГГГ (на сумму 337 000 руб.), ДД.ММ.ГГГГ (на сумму 337 000 руб.), ДД.ММ.ГГГГ (на сумму 337 000 руб.), общая сумма затрат составила 1 млн. 11 тыс. руб. Таким образом, объем предоставленной Ишкову В.Б. социальной помощи не обеспечил в полном объеме потребности истца и ограничил право последнего на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, что недопустимо. Наличие у истца медицинских показаний обусловлено установлением диагноза - <данные изъяты>, в связи с указанным заболеванием установлен статус инвалид, что подтверждается справкой МСЭ. В соответствии с требованиями Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» он включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера). От получения набора социальных услуг истец не отказывался. Отсутствие лечения Ишкова В.Б. с помощью лекарственных препаратов привело к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 4,19,29 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.4.1, ст.6.2, ст.16, 80 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановление Правительства РФ №2299 от 28.12.2020, Постановление администрации Владимирской области №891 от 28.12.2020, Положение о департаменте здравоохранения администрации Владимирской области, ст. 45 ГПК РФ, просит: Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г. Владимира» в пользу Ишкова В. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 1 011 000 руб. (один миллион одиннадцать тысяч рублей).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прокурора г. Владимира в отношении ответчика Департамента здравоохранения администрации области прекращено, в связи с отказом прокурора о требований к данному ответчику. Департамент здравоохранения администрации Владимирской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В остальной части требования были уточнены и в последней редакции, принятой судом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, прокурор просит взыскать в пользу Ишкова В.Б. денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 1011 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. с ответчика ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г. Владимира». Прокурор не возражал против привлечения в соответчики по ходатайству представителя материального истца ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», однако полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению с ответчика ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Сопнева Я.В. и прокурор Сладкомёдов А.Ю., по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнений поддержали. Просили удовлетворить. Считают, что права Ишкова В.Б, были нарушены ГП №1, которая не выписывала рецепт на лекарственный препарат, назначенный Ишкову В.Б. В связи с чем материальный истец вынужден был самостоятельно его приобретать за счет собственных средств.
Истец Ишков В.Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель материального истца Мочёнов С.К., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от имени своего доверителя Ишкова В.Б., полагал, что лицом, ответственным за возвещение в пользу Ишкова В.Б. понесенных им расходов на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> и возмещение морального вреда, в полном объеме является ГБУЗ ВО «ОКБ». В связи с этим, просит взыскать в пользу Ишкова В.Б. расходы на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в общей сумме 1 011 000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей с ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница». Свои доводы основывает на положениях ст.ст. 14, 44 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1416, которым утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также Правила ведения Федерального регистра лиц, указанных больных. При этом, исходит из того, что его доверитель находился на стационарном отделении ГБУЗ ВО «ОКБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>, что относится к <данные изъяты>. Лечащим врачом ГБУЗ ВО «ОКБ» больному Ишкову В.Б. впервые был назначен препарат <данные изъяты>, ранее не назначался. Также ссылался на Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются больные <данные изъяты> в данный перечень входит и препарат <данные изъяты> (раздел V приложения № 3 к Распоряжению Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р). Обеспечение больного Ишкова В.Б. лекарственным препаратом <данные изъяты> относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья и осуществляется исключительно на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1416. В связи с этим, на ГБУЗ ВО «ОКБ» на основании вышеуказанных правил возлагаются обязанности по оформлению рецептов на данный лекарственный препарат, по информированию Ишкова В.Б. о возможности получения им данного лекарственного препарата без взимания платы, по предоставлению информации об организациях, расположенных в границах города Владимира (по месту жительства Ишкова В.Б.), осуществляющих бесплатный отпуск лекарственного препарата <данные изъяты>, назначенного лечащим врачом. Также указывает, что в нарушение пунктов 18, 21 Правил №1416 ГБУЗ ВО «ОКБ» не обеспечило оформление рецептов на лекарственный препарат <данные изъяты>, не проинформировало о том, что отпуск данного лекарственного препарата производится из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ». В выписке из истории болезни Ишкова В.Б., составленной после нахождения его в стационарном отделении ГБУЗ ВО «ОКБ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, где лечащим врачом ГБУЗ ВО «ОКБ» больному Ишкову В.Б. впервые был назначен препарат <данные изъяты>, не содержит сведений об информировании Ишкова В.Б. о порядке получения им лекарственного препарата <данные изъяты>. Относительно второго ответчика ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1» пояснил, что данная организация получив направление из ГБУЗ ВО «ОКБ» со сведениями об установленном Ишкову В.Б. диагнозе, осуществило действия по включению в региональный сегмент Федерального регистра соответствующих сведений. Каких-либо иных обязанностей, связанных с порядком обеспечения Ишкова В.Б. лекарственным препаратом, для ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 города Владимира» нормативные акты не устанавливают. Не исключал, что с рассматриваемому спору возможно применение и Приказа департамента здравоохранения Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №###. Приложением № 2 Приказа ГБУЗ ВО «ОКБ» определена в качестве одной из медицинских организаций, по рецептам врачей который осуществляется отпуск лекарственных препаратов для лечения лиц, больных заболеваниями, включая <данные изъяты>. ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 города Владимира» в приложении № 2 данного Приказа не указана в качестве медицинской организации, связанной с порядком обеспечения больных лекарственными препаратами. Этим Приказом на главного врача ГБУЗ ВО «ОКБ» возлагается обязанность по обеспечению приема, учета, хранение лекарственных препаратов, закупаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также отпуска из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ» лекарственных препаратов для лечения больных заболеваниями, включая <данные изъяты>. Так как лекарственный препарат <данные изъяты> был назначен Ишкову В.Б. лечащим врачом ГБУЗ ВО «ОКБ» в результате нахождения Ишкова В.Б. на стационарном лечении в ГБУЗ ВО «ОКБ», то обязанности, изложенные в п. 4 Приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ, возлагаются на главного врача ГБУЗ ВО «ОКБ». Также указал, что в нарушение требований пункта 4 Приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ ### в ГБУЗ ВО «ОКБ» не была обеспечена своевременная выписка рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты>, что повлекло не предоставление в установленные сроки заявки на поставку лекарственного препарата в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области. Со стороны ГБУЗ ВО «ОКБ» Ишков В.Б. не был проинформирован о необходимости посещения главного внештатного специалиста Департамента здравоохранения в целях анализа и проверки достоверности сведений о заболевании и назначенном препарата. Подтвердил, что с ДД.ММ.ГГГГ его доверитель обеспечивается лекарственным препаратом через аптеку ГБУЗ ВО «ОКБ» в соответствии с рецептом, выданным ГБУЗ ВО «ОКБ». Представил отказ от требований к Департаменту здравоохранения области.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1» ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание после перерыва не явилась, ранее возражала против исковых требований прокурора, полагая, что ГП №1 не является надлежащим ответчиком по делу. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ №1416, указала, что П №1 выполнила свою обязанность, предусмотренную п.4 Правил, сведения об Ишкове В.Б. были внесены в федеральный регистр ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он подлежал обеспечению льготными препаратами исключительно за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Также ссылалась на Приказ Департамента здравоохранения ВО ### от ДД.ММ.ГГГГ, приложением ### к которому ГБУЗ ВО «ОКБ» определена в качестве организации, по рецептам которой осуществляется отпуск лекарственных препаратов для лечения лиц больных заболеваниями, включая <данные изъяты>, включенных в Федеральный регистр. Поликлиника, получив заключение врача-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, организовала внесение сведений об Ишкове В.Б. в федеральный регистр, выписывало ему направления на госпитализацию, консультации. Однако динамическое наблюдение, своевременная консультация и коррекция терапии Ишкова В.Б., выписка ему рецепта на лекарственный препарат, отпуск его из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ» относится к обязанностям ГБУЗ ВО «ОКБ». Также в дополнительном отзыве, направленном в суд, указала, что согласно требований п.4 Правил ###, включение в региональный сегмент федерального регистра сведений о больных осуществляется медицинской организацией по месту их жительства на основании медицинских документов (их копий) или выписки из них, отражающих сведения об установленном диагнозе и выборе мероприятий по лечению пациента. Медицинским документом, на основании которого вносятся сведения в федеральный регистр, является направление медицинской организации на включение сведений о больных в федеральный регистр. Информация о включении Ишкова В.Б. в федеральный регистр была внесена на основании направления ГБУЗ ВО «ОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ За период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимир» направлений о включении Ишкова В.Б. в федеральный регистр получено не было. Исковые требования заключаются в возмещении материального вреда, то есть возмещение затрат на приобретение препарата <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г., начиная с даты назначения его истцу впервые ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ истец получал лечение препаратом <данные изъяты> в полном объеме, права по обеспечению его лекарственными препаратами не были нарушены, исковых требований к периоду ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ истец не предъявляет.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «ОКБ» Сигунова Г.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №###, исковые требования не признала, просила отказать, указав, что именно ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» были нарушены положения законодательства, не было принято своевременных мер, направленных на обеспечение Ишкова В.Б. лекарственными препаратами. Указала, что после выписки из стационара ОКБ Ишков В.Б. должен был обратиться к участковому терапевту, на котором лежит обязанность по наблюдению за клиническим состоянием пациента, его лечением и в том числе обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Участковый врач-терапевт должен был после обращения к нему Ишкова В.Б. включить его в Федеральный регистр <данные изъяты> «###», направить его на консультацию к главному внештатному специалисту, выписать в последующем лекарственный препарат для лечения (<данные изъяты>). Ишков В.Б. не был включен в реестр <данные изъяты> «###» сразу же после выписки из стационара ДД.ММ.ГГГГ (при первом обращении), не направлен на консультацию, ему не выписан своевременно рецепт на <данные изъяты>. Считает, что обеспечение Ишкова В.Б. лекарственными препаратами осуществляется в общем порядке, предусмотренном для обеспечения граждан лекарственными препаратами, по медицинским показаниям по назначению лечащего врача/врачебной комиссии за счет средств соответствующих бюджетов, прежде всего бюджета субъекта РФ. Обеспечение Ишкова В.Б. лекарственным препаратом должно было производиться в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минтруда России №929н, Минздрава России №1345н от 21.121.2020. В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения ВО ### от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «ОКБ» ведет исключительно прием, учет и хранение лекарственных препаратов, отпуск осуществляется из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ». Рецепт может быть выписан только больным, включенным в перечень, что и было сделано ГБУЗ ВО «ОКБ» ДД.ММ.ГГГГ после обращения Ишкова В.Б. с направлением от главного внештатного специалиста и на тот момент уже включенного в реестр. После получения заключения главного внештатного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по назначению <данные изъяты>, пациенту был выписан <данные изъяты> 25 мг ###, которым он в дальнейшем обеспечивался. До ДД.ММ.ГГГГ обращений со стороны Ишкова В.Б. в ГБУЗ ВО «ОКБ» не поступало.
Представитель третьего лица Департамент здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, в суд направил дополнительный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заболевание Ишкова В.Б. относится к ### – это программа льготного обеспечения в амбулаторных условиях пациентов, страдающих двенадцатью редкими и высокозатратными нозологиями, перечень которых определен ФЗ от 21.11.2011 №323. Организация обеспечения лиц, больных этими заболеваниями лекарственными препаратами осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ. Перечень лекарственных препаратов для лечения пациентов страдающих ВЗН, утвержден Приложением №3 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 №2406р. Правила организации обеспечения лекарственными препаратами утверждены Постановлением Правительства РФ №1416 от 26.11.2018, п.19 которых предусмотрено, что при назначении больному лекарственных препаратов лечащий врач информирует его о возможности получения им соответствующих препаратов без взимания платы в соответствии с законодательством РФ; лечащим врачом определяется количество лекарственного препарата (п.20). Департаментом издан приказ ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофелией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахарозом I,II, VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабиольного), Х ( Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей». Согласно п.2 Приказа ГБУЗ ВО «ОКБ» определена в качестве организации – получателя лекарственных препаратов для обеспечения ими вышеуказанных лиц. П. 3 Приказа установлено, что на главного врача ГБУЗ ВО «ОКБ» возлагается обязанность по обеспечению приема, учета, хранение лекарственных препаратов, закупаемых Министерством здравоохранения РФ за счет средств федерального бюджета, а также отпуска из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ» лекарственными препаратами для лечения больных заболеваниями, включая <данные изъяты>. П.4 Приказа возлагается на главного врача ГБУЗ ВО «ОКБ» организовать формирование и предоставление в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области заявок на поставку лекарственных препаратов в соответствии с Порядком формирования заявок в установленные Министерством здравоохранения РФ. Приложением ### Приказа утвержден перечень медицинских организаций по рецептам врачей которых осуществляется отпуск лекарственных препаратов для лечения лиц, страдающих вышеуказанными заболеваниями. Среди них ГБУЗ ВО «ОКБ». Считает, что длительное не обеспечение Ишкова В.Б, лекарственным препаратом <данные изъяты>, вынужденное приобретение его за счет собственных средств стало следствием ненадлежащего исполнения ГБУЗ ВО «ОКБ» вышеуказанных требований законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, в частности не информирование его о порядке льготного получения лекарственного препарата <данные изъяты> в аптеке ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница».
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее направленный отзыв, который поддержал ( т.1 л.д.110).
Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, по запросу суда представил реестр рецептов за ДД.ММ.ГГГГ г.г., содержащий сведения обо всех обслуженных рецептах Ишкова В.Б.
Суд, с учетом мнения стороны истца, представителя ответчика ГБУЗ ВО «ОКБ», определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, представителя материального истца, представителей ответчиков, принимая во внимание письменные отзывы третьих лиц, заслушав свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ишков В. Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает <данные изъяты>. У Ишкова В.Б. наблюдается <данные изъяты>, что относится к <данные изъяты>.
Согласно данный амбулаторной карты Ишкова В.Б., он проходил лечение в стационаре ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г. Владимира» было получено заключение консультанта врача - <данные изъяты> ФИО1, о том, что Ишков В.Б., ДД.ММ.ГГГГ.р., подлежит включению в Федеральный регистр по <данные изъяты> ( т.1 л.д.92). План терапии «<данные изъяты>».
В соответствии с указанным заключением консультанта врача-<данные изъяты> ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» ДД.ММ.ГГГГ направила документы в ГБУЗ ВО «МИАЦ» ( Медицинский информационный центр) для включения сведений об Ишкове В.Б. в федеральный регистр, с рекомендацией применения препарата «<данные изъяты>». ( т.1 л.д.126-127).
После окончания стационарного лечения, проходившего по ДД.ММ.ГГГГ, Ишкову В.Б. была выдана выписка (эпикриз) из истории болезни ### ( т.1 л.д.57-58), в соответствии с которой ему рекомендовано: по месту жительства требуется препарат <данные изъяты> 25 мг ### – 1 упаковка в месяц, по жизненно необходимым показаниям.
Льготный рецепт был выписан Ишкову В.Б. в поликлинике по месту жительства – ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» ДД.ММ.ГГГГ Рецепт был предъявлен Ишковым В.Б. в ООО «Медилон –Фармимекс», по которому ему был выдан лекарственный препарат <данные изъяты>, ###. ( л.д.20 т.1).
В период не обеспечения его лекарственными препаратом <данные изъяты>, Ишков В.Б. приобретал его за счет собственных средств, а именно: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 337 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 337 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 337 000 руб., общие затраты составили 1 011 000 руб., которые прокурор г. Владимира, действуя в интересах Ишкова В.Б. просит взыскать в счет возмещения ему этих затрат к ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимрра», полагая, данное учреждение ответственным за длительное не обеспечение Ишкова В.Б. назначенным ему по жизненно необходимым препаратом.
В то же время самим Ишковым В.Б. в лице своего представителя, также заявлены данные требования о взыскании указанных денежных средств, однако данные затраты просит взыскать с ответчика ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница».
Рассмотрев заявленные требования, исследовав представленные по делу доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами по делу, заболевание Ишкова В.Б. относится к ### – программа льготного обеспечения в амбулаторных условиях пациентов, страдающих двенадцатью редкими и высокозатратными нозологиями, перечень которых определен Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.20211 организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.
Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном порядке (часть 7 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
С 01.01.2019 вступил в силу новый порядок лекарственного обеспечения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 1416.
Указанным постановлением, утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после транплантации органов и (или) тканей.
Пунктом 3 Порядка N 1416 определено, что право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
В соответствии с п. 5 Порядка N 1416 органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Минздрав заявки на поставку лекарственных препаратов. При подаче такой заявки необходимо обосновать объем препаратов, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах РФ для поставки организациям-получателям лекарственных препаратов.
В целях обеспечения больных лекарственными препаратами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется назначение лекарственных препаратов и оформление рецептов на лекарственные препараты – п.18 Правил.
Для обеспечения больных лекарственными препаратами осуществляется их назначение и оформление соответствующих рецептов. При этом в силу п. 19 Порядка N 1416 при назначении больному лекарственных препаратов лечащий врач информирует его о возможности получения им соответствующих лекарственных препаратов на безвозмездной основе.
Количество препарата определяется лечащим врачом и фиксируется в рецепте с учетом рекомендованной среднесуточной курсовой дозы и срока, назначенного для посещения больным медицинской организации. Медицинская организация предоставляет больному или его законному представителю информацию об организациях, расположенных в границах муниципального образования по месту жительства или месту пребывания больного, бесплатно отпускающих назначенные лекарственные препараты.
После включения больного в региональный сегмент Федерального регистра назначение и отпуск ему лекарственных препаратов осуществляются в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня включения (п. 22 Порядка N 1416).
В рамках реализации вышеуказанного Постановления Правительства РФ, а также Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Департаментом здравоохранения Владимирской области принят Приказ ### от ДД.ММ.ГГГГ « Об организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, Наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей».
Приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 69н (в ред. от 10.04.2015) утвержден Перечень кодов заболеваний по МКБ-10 (приложением N 6 к приказу), отнесенных к включению на бесплатное лекарственное обеспечение.
<данные изъяты>, диагностированная у Ишкова В.Б., отнесена данным Перечнем к <данные изъяты>. В этой связи, льготное обеспечение Ишкова В.Б. лекарственным препаратом <данные изъяты>, должно осуществляется в порядке, определенном вышеуказанным Постановлением Правительства РФ №1314 и в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Приказом ### от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, по рецептам врачей которых осуществляется отпуск лекарственных препаратов для лечения лиц, больных, в том числе злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. Согласно данному перечню (приложение ### к Приказу ###) к таким медицинским организациям отнесены: ГБУЗ ВО «ОКБ», ГБУЗ ВО «ОДКБ», ГБУД ВО «ОКОД», ГУБЗ ВО «ГБ №4 г. Владимира». В указанном перечне отсутствует ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира», соответственно врач данной поликлиники не наделен полномочиями по выписке рецептов на лекарственные препараты больным, к числу которых отнесен Ишков В.Б.
Также Приказом ### от ДД.ММ.ГГГГ Департамента здравоохранения Владимирской области установлено, что ГБУЗ ВО «ОКБ» определена как организация – получатель лекарственных препаратов для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, Наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей ( п.2 приказа); а на главного врача ГБУЗ ВО «ОКБ» возлагаются обязанности по обеспечению приема, учета, хранению лекарственных препаратов, закупаемых Министерством здравоохранения РФ за счет средств федерального бюджета, а также отпуска из аптеки ГБУЗ ВО «ОКБ» для лечения больных с вышеуказанными заболеваниями.
Пунктом 4 Приказа на главных врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области, указанных в Приложении ### к Приказу ### от ДД.ММ.ГГГГ возлагается обязанность по обеспечению выписки рецептов на лекарственных препараты больным вышеуказанными заболеваниями, включенным в региональный сегмент Федерального регистра (п.п.4.3); организация формирование и представление в Департамент здравоохранения Владимирской области заявок на поставку лекарственных препаратов в соответствии с порядком формирования заявок в установленные Министерством здравоохранения РФ сроки ( п.п.4.4).
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что лицом ответственным за возмещение расходов, понесенных Ишковым В.Б. в период его не обеспечения назначенным к применению лекарственным препаратом <данные изъяты>, должна быть возложена на ответчика ГБУЗ ВО «ОКБ». С учетом вышеприведенных законоположений и представленных по делу доказательств на медицинскую организацию по месту жительства больного, имеющим заболевание, указанное в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства ### от ДД.ММ.ГГГГ, возлагается обязанность по включению сведений о таком больном в региональный сегмент Федерального регистра на основании медицинских документов (их копий) или выписки из них. Эти документы должны отражать установленный диагноз и выбор мероприятий по лечению пациента.
В данном случае ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» на основании представленного ДД.ММ.ГГГГ в ее распоряжение Заключения консультанта ( врача-<данные изъяты> ОКБ) ( л.д.92 т.1), включила сведения об Ишкове В.Б. в федеральный регистр ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д. 126).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Ишкову В.Б. врачом-<данные изъяты> ГБУЗ ВО «ОКБ» стали выписывать рецепты на препарат <данные изъяты>, который он стал получать с аптеке ГБУЗ ВО «ОКБ».
Таким образом, несвоевременная выписка рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты> повлекла не предоставление в установленные сроки заявки на поставку данного лекарственного препарата в департамент здравоохранения администрации Владимирской области. Со стороны ГБУЗ ВО «ОКБ» Ишков В.Б. не был проинформирован о порядке его обеспечения назначенным к применению лекарственным препаратом, а именно о необходимости посещения главного внештатного специалиста Департамента здравоохранения в целях анализа и проверки достоверности сведений о заболевании и назначенном препарате.
Поскольку Ишков В.Б. подлежал обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты> бесплатно, но в силу изложенного вынужден был приобретать за счет собственных средств, то в данном случае исковые требования прокурора г. Владимира и материального истца Ишкова В.Б. о взыскании в его пользу денежных средств в сумме 1 011 000 руб. судом удовлетворяются. Однако акор влетворяются. ии денежных средств в сумме 1 011 ать за счет собственных средств, то в данном случае исковеы требвоаняи учетом изложенного, данные затраты подлежат взысканию с ГБУЗ ВО «ОКБ», а не с ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира».
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ врачом ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» Ишкову В.Б. был выписан рецепт, не является основанием для возложения ответственности на ответчика ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» по возмещению понесенных Ишковым В.Б. расходов по приобретению в дальнейшем лекарства, поскольку в силу вышеприведенного нормативного регулирования, обязанность по выписке рецептов на лекарственные препараты лежит на ГБУЗ ВО «ОКБ», а обслуживание данных рецептов осуществляется через аптеку «ОКБ».
Период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выходит за предмет спора, так как заключение врача-<данные изъяты>, на основании которого сведения об Ишкове В.Б. были включены ГБУЗ ВО «ГП №1 г. Владимира» в Федеральный регистр, было получено поликлиникой только ДД.ММ.ГГГГ, ранее такого документа не предъявлялось. Также следует отметить, что заключение представлено с планом терапии: <данные изъяты>.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
В результате не обеспечения жизненно необходимым лекарственным препаратом Ишкова В.Б. в установленный законом срок, ему причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу жизни и здоровья.
Учитывая степень нравственных переживаний истца, выразившихся в наличии постоянного страха за свои жизнь и здоровье, степень вины ответчика ГБУЗ ВО «ОКБ», требования разумности и справедливости, длительность не обеспечения истца Ишкова В.Б. лекарственным препаратом, суд полагает взыскать с ответчика ГБУЗ ВО «ОКБ» в пользу истца Ишкова В.Б. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Владимира в интересах Ишкова В. Б. удовлетворить частично.
Исковые требования Ишкова В. Б. удовлетворить частично.
Взыскать с ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» (ИНН ###) в пользу Ишкова В. Б. (паспорт ###) денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 1 011 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.И. Гарева
В мотивированной форме решение изготовлено 04.10.2022 г.
Председательствующий судья Л.И. Гарева