Судья: Ежов Д.С. УИД 77RS0007-01-2020-012406-31
(дело № 2а-561/2021) Дело № 33а-13251/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворониной Т.А.,
судей: Сильновой Н.Г., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,
с участием: Ермуракия Н.Л. (посредством видеоконференц-связи), представителя ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области Сафатовой К.Б., представителя ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России Малышевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сильновой Н.Г. в порядке апелляционного производства административное дело
по апелляционным жалобам административного истца Ермуракия Н.Л., административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области
на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2021 года по административному иску Ермуракия Николая Леонидовича к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, Правительству Российской Федерации в лице УФК по Нижегородской области о признании незаконными условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛА:
Ермуракий Н.Л. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что в период с 03.04.2017 года по 23.04.2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения. Все это время Ермуракий Н.Л. отбывал наказание в невыносимых антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях, бесчеловечных, по степени физических и нравственных страданий приравнивающихся к пыткам, с нарушением прав человека и установленных требований. Часть срока наказания Ермуракий Н.Л. содержался в отряде [номер] ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, затем - в отрядах [номер].
Истец ссылается на то, что содержался в бесчеловечных условиях, которые не были совместимы с требованиями статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В отряде [номер] с 2017 года по 2019 год в разное время содержалось от 110 (ста десяти) до 131 (ста тридцати одного) осужденных. Помещение отряда разделено на четыре спальных помещения, истец проживал в жилой секции общей площадью 63 (шестьдесят три) кв. м., где установлено 40 кроватей, 23 тумбочки, 40 табуреток и проживало 40 человек (осужденных). В отряде, кроме того, имеются: кабинет начальника отряда, раздевалка, комната хранения сумок и вещей, комната воспитательной работы, умывальное помещение, а также помещение с туалетными кабинками. Комната воспитательной работы из-за переполненности и нехватки жилых помещений также была заселена осужденными. В ней установлено 10 кроватей; 6 тумбочек; 10 табуреток; лавка для осужденных, просматривающих телепередачи на закрепленном на стене телевизоре. В этой комнате общей площадью 17,5 кв. м. проживало 10 человек (осужденных). В умывальном помещении общей площадью 11,5 (одиннадцать с половиной) кв. м. установлено 08 (восемь) раковин, что явно недостаточно по количеству осужденных, содержащихся в отряде. Создается скученность, толчея и нервозная обстановка. В туалетном помещении общей площадью 11,5 кв.м. установлено 8 унитазов, из которых 2 не подключены к системе канализации. Это также явно недостаточно по количеству осужденных, лишенных, таким образом, возможности справлять естественные потребности без суеты и условий приватности. В медсанчасти учреждения, ввиду большой численности осужденных в колонии, постоянно возникали длинные очереди как из желающих попасть на прием к врачу, так и из больных, которым назначены медицинские процедуры и прием лекарств. Питание осужденных в колонии, по мнению административного истца, было плохое: свежих овощей и фруктов не выдавали; порции мяса и рыбы были ниже установленной нормы. Организация приема пищи в столовой крайне неудовлетворительная: за одним столом размером 2,5 м. на 0,6 м. вынуждены были размещаться по 10 осужденных на двух лавках с обеих сторон стола. Положенное вещевое довольствие в полном объеме не выдавалось: теплое нательное белье, обувь по сезону, нижнее нательное белье (майки, трусы, носки), второе одеяло (в зимнее время года). Помывка в бане осуществлялась два дня в неделю: осужденные отряда делились на четыре группы, которые в течение дня запускались в душ на тридцать минут каждая. В душевом помещении имелось лишь десять леек, которых явно недостаточно для нормальной помывки всех осужденных отряда. Создавалась скученность, толчея и, как следствие, нервозная обстановка. Из-за хронической переполненности в отряде осужденные лишены возможности нормального сна и отдыха. Плохая вентиляция создавала удушливую атмосферу, что отражалось на физическом и психическом состоянии осужденных. Абсолютно аналогичные условия содержания осужденных имели быть место и в отрядах [номер]. Лишение нормального сна, отдыха и постоянная толчея в помещениях отряда являлась тяжелейшей физической и психической нагрузкой на организм осужденного. Накапливающаяся усталость усугубляла нервное состояние осужденного, приводила к стрессу, а порой - и к конфликтным ситуациям. Антисанитария, крайне убогие условия содержания, ограниченное пространство и удушливая атмосфера в помещениях отряда - несомненно, свидетельствовало о бесчеловечности условий содержания осужденных, об унижении и о попрании достоинства их личности.
Одновременно административный истец Ермуракий Н.Л. указал в иске, что в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 494-ФЗ от 27.12.2019 года срок обращения с настоящим иском им не пропущен, так как им ранее была подана жалоба в Европейский Суд по правам человека (жалоба [номер]).
Ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», административный истец заявлял требования:
1) Признать незаконным бездействие должностных лиц ФСИН России, выразившееся в помещении истца в нечеловеческие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России но Нижегородской области,
2) взыскать с Правительства Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в связи с нарушением условий содержания Истца в исправительном учреждении - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №11» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области (ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) денежные средства в размере 800000 руб. в качестве компенсации (том 1 л.д. 7-8,146).
Впоследствии в адрес Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от Ермуракия Н.Л. поступили уточнения требований (том 2 л.д. 148-155), которые судом приняты частично (том 2 л.д. 172), а именно к рассмотрению принято уточнение требований: о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления в отношении ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области; о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившегося в нарушении условий содержания; о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2200000 рублей с Российской Федерации в лице ФСИН России. В остальной части уточнения требований не приняты к рассмотрению, что отражено в протоколе судебного заседания от 12 мая 2021 года (том 2 л.д. 172).
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2021 года административное исковое заявление Ермуракия Н.Л. удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, ГУ ФСИН по Нижегородской области, ФСИН России в части нарушения условий содержания Ермуракия Н.Л. в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, не отвечающих коммунально-бытовым и санитарным требованиям в период с 03.04.2017г. по 23.04.2019 года.
Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ермуракия Николая Леонидовича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области в размере 200 000 рублей.
В удовлетворении административного иска в остальной части – отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административный истец Ермуракий Н.Л. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 июня 2021 года отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме. В обоснование указал, что в решении суда не дана оценка всем заявленным нарушениям, в решении проигнорированы и не нашли своего отражения административные исковые требования Ермуракия Н.Л. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, к МВД России, к МВД по Республике Крым, к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Крым. Кроме того, считает сумму компенсации, взысканной ему судом, заниженной в сравнении с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека, и выплатами, присужденными российскими судами другим осужденным.
Административными ответчиками ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области также подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, в которой они просят отменить состоявшийся судебный акт, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считают недоказанными выводы суда о незаконном бездействии ответчиков, сообщают о мерах, предпринятых для обеспечения надлежащих условий содержания, и объективных причинах, препятствующих этому; полагают, что суду следовало учесть обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения.
Одновременно ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области было заявлено ходатайство о применении мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по административному делу. Ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку отсутствуют основания для применения мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по настоящему административному делу.
В суде апелляционной инстанции Ермуракий Н.Л. (посредством видеоконференц-связи)доводы своей апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. С доводами апелляционной жалобы административных ответчиков не согласен.
Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области Сафатова К.Б. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы административных ответчиков; просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. С доводами апелляционной жалобы Ермуракия Н.Л. не согласна.
Представитель ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России Малышева Н.Е. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области, с доводами апелляционной жалобы Ермуракия Н.Л. не согласна.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции по настоящему делу таких нарушений не допущено.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статьей 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что одной из основных задач ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного нормами УИК РФ размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом РФ 08.11.2001 года за №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области установлен.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., мука пшеничная II сорта - 5 гр., крупа разная - 100 гр., макаронные изделия - 30 гр., мясо - 90 гр., мясо птицы - 30 гр., рыба - 100 гр., маргариновая продукция - 35 гр., масло растительное - 20 гр., молоко коровье (миллилитров) - 100, яйца куриные (штук в неделю) - 2, сахар - 30 гр., соль поваренная пищевая - 20 гр., чай натуральный - 1, лавровый лист - 0,1 гр., горчичный порошок - 0,2 гр., томатная паста - 3 гр., картофель - 550 гр., овощи - 250 гр., кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ермуракий Николай Леонидович, [дата] года рождения, осужден 14.12.2016 года Феодосийским городским судом Республики Крым по п.п. «а, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 21.02.2017 года (т. 1 л.д. 9-27).
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 03.04.2019 года Ермуракию Н.Л. заменена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы на принудительные работы на срок 03 (три) года 04 (четыре) месяца 13 (тринадцать) дней с удержанием 10% заработной платы в доход государства (т. 1 л.д. 28-30). Постановлением Армавирского городского суда Краснодарского края от 05.06.2020 года Ермуракию Н.Л. заменена неотбытая часть наказания в виде принудительных работ сроком 02 (два) года 03 (три) месяца 02 (два) дня на штраф в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей (т. 1 л.д. 31-33).
23.04.2019 года Ермуракий Н.Л. освобожден из мест лишения свободы на основании постановления Борского городского суда Нижегородской области от 03.04.2019 года согласно ст. 80 УК РФ (т. 2 л.д. 108-109).
Согласно материалам дела Ермуракий Н.Л., [дата] года рождения, в период с 03.04.2017 года по 23.04.2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области (т. 2 л.д. 108-109).
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределен:
- в отряд [номер], в котором содержался с 03.04.2017 года до 06.12.2017 года,
- в отряд [номер], в котором содержался с 06.12.2017 года по 23.04.2019 года (т. 2 л.д. 110).
В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверок жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Из материалов дела следует, что в период отбывания Ермуракия Н.Л. наказания в отряде имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья. В учреждении систематически проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные. В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда[номер] площадь 57 кв.м, прогулочный двор отряда [номер] имеет площадь 185 кв.м и объединен с другим отрядом.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
В представлении прокуратуры от 15.05.2017 года указано, что в апреле 2017 года была проведена комплексная проверка ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. В нарушение требований ст. 99, 110 УИК РФ в отряде [номер] (где с 03.04.2017 года до 06.12.2017 года отбывал наказание Ермуракий Н.Л.) осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками; помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а для проживания осужденных; численность осужденных в отряде [номер] превышает 100 человек, в отряде отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря; в туалете отряда частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность. В исправительном учреждении ненадлежащим образом организован вывоз отходов, имеются нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, не выполнены все требования пожарной безопасности (т. 1 л.д. 148-154).
В представлении прокуратуры от 15.01.2018 года указано, что в декабре 2017 года была проведена комплексная проверка ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. В нарушение требований ст. 99, 110 УИК РФ в исправительном учреждении превышен лимит наполняемости колонии строгого режима, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а для проживания осужденных, имеются нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил. В отряде [номер] (где с 03.04.2017 года до 06.12.2017 года отбывал наказание Ермуракий Н.Л.) не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного; осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами (унитазами); численность осужденных в отряде превышает 100 человек (т. 1 л.д. 168-170).
В представлении прокуратуры от 01.10.2018 года указано, что была проведена проверка ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в ходе которой, в том числе, выявлено нарушение требований ч.3 ст. 99 УИК РФ об обеспечении питанием по установленным минимальным нормам питания, а именно в столовой выявлена неполновесность порций первого блюда (т. 1 л.д. 206-208).
В представлении прокуратуры от 11.01.2019 года указано, что была проведена комплексная проверка ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. В нарушение требований ст. 99 УИК РФ в отряде [номер] (где с 06.12.2017 года по 23.04.2019 года отбывал наказание Ермуракий Н.Л.) осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками. В исправительном учреждении не выполнены в установленные сроки все требования пожарной безопасности (т. 1 л.д. 219-224).
В представлении прокуратуры от 16.04.2019 года указано, что была проведена проверка ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в нарушение требований ст. 99 УИК РФ в отряде[номер] (где с 06.12.2017 года по 23.04.2019 года отбывал наказание Ермуракий Н.Л.) не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного, так, в отряде [номер] на 104 осужденных приходится 196,2 кв.м., т.е. 1,89 кв.м на осужденного (т. 1 л.д. 261-263).
Вышеуказанные обстоятельства, выявленные прокуратурой при проведении проверок и изложенные в представлениях, административными ответчиками не опровергнуты. Ответы, данные ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на представления прокурора, фактически содержат объяснения причин возникновения ненадлежащих условий содержания и сведения о принятии мер для их улучшения.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлены факты нарушения условий содержания Ермуракия Н.Л. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в том числе необеспечение минимальной площади жилого помещения, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств, переполненность отрядов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд достоверно установил, что на протяжении времени отбывания Ермуракием Н.Л. наказания в колонии имели место ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении. Обстоятельства допущенных нарушений установлены и подробно изложены в решении суда первой инстанции.
Разрешая спор и признавая незаконным бездействие административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания Ермуракия Н.Л., а также присуждая компенсацию за нарушение условий содержания, суд первой инстанции исходил из доказанности несоблюдения установленных нормативными актами условий содержания осужденных в исправительном учреждении в отношении Ермуракия Н.Л. в период отбывания им наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации) (пункты 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
По настоящему делу суд первой инстанции достоверно установил отклонения фактических условий содержания Ермуракия Н.Л. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области от требований, установленных законом.
Установив нарушение условий содержания осужденного учреждением ФСИН России, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконном бездействии при обеспечении условий содержания осужденного и наличии оснований для присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Судебная коллегия находит, что размер компенсации - 200 000 рублей, взысканный судом первой инстанции с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ермуракия Н.Л. за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, определен судом первой инстанции с учетом всех установленных обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий административного истца, данных о его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, требований разумности и справедливости.
В этой связи доводы апелляционной жалобы административного истца Ермуракия Н.Л. о недостаточности размера взысканной компенсации – судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы суда о нарушении условий содержания осужденного.
Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Ермуракия Н.Л. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации морального вреда.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, ненадлежащие условия содержания в местах лишения свободы подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела содержатся сведения об обращении Ермуракия Н.Л. с жалобой на условия содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека (жалоба № [номер]) (том 1 л.д. 48).
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вынесено в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами, при правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ 17.05.2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-11 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ - ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2 ░.░. 148-156).
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ 2 ░.░. 148-155) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░ 2 ░.░. 172), ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-11 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-11 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2200000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░ 2021 ░░░░ (░░░ 2 ░.░. 172).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 84 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 310 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 309, 310, 311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-11 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: