Дело № 2-243/2023
УИД 44RS0001-01-2022-004454-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Шершневой М.А.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Д.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Вакурова Кирилла Дмитриевича к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы <дата> обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего Вакурова К.Д. к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий по обстоятельствам, указанным в заявлении, просил взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Вакуровой И.А. расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий – систем НМГ FreeStyle Libre, инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink в размере 92955 руб. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению законного представителя Вакурова К.Д., <дата> года рождения, Вакуровой И.А. Несовершеннолетний Вакуров К.Д. является ребенком-инвалидом, основной диагноз «Сахарный диабет». Согласно выписному эпикризу из медицинской карты №-с ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Вакуров К.Д. нуждается в обеспечении расходными материалами для инсулиновой помпы Акку Чек Комбо: резервуар для инсулина 3,0-10 штук в месяц, устройство для введения инсулина Accu-Chek FlexLink (6мм/60 см) – 10 штук в месяц. Кроме того, рекомендован контроль гликемии не реже 6-10 измерений в сутки при помощи тест-полосок для глюкометра, совместимого с помпой Акку Чек Комбо. Вместе с тем, поскольку система непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови несовершеннолетнему не предоставляется, то это представляет угрозу жизни и здоровью ребёнка-инвалида, в связи с чем законный представитель несовершеннолетнего была вынуждена приобретать данные медицинские изделия самостоятельно. <дата> детской поликлиникой № ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» подано две заявки в департамент здравоохранения Костромской области об обеспечении Вакурова К.Д. тест-полосками Сателлит Экспресс № из расчета 8 измерений в сутки (45 уп. до конца года) и система непрерывного мониторирования гликемии FreeStyle Libre из расчета 2 сенсора в месяц (18 сенсоров до конца года). Вакуровой И.А. было приобретено 12 датчиков FreeStyle Libre <дата> и <дата> на общую сумму 53880 руб., что подтверждается квитанцией на оказание дополнительных услуг и информацией АО «Почта России» об оплате заказа наложенным платежом. Кроме того, законным представителем 04.06.22022 приобретено 5 инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink 6/60 см на общую сумму 5425 руб., 10 упаковок игл 6 мм для инфузионного набора Accu-Chek FlexLink на общую сумму 8100 руб., всего на 13525 руб., что подтверждается товарной накладной от <дата>. <дата> приобретено 10 инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink 6/60 см. на общую сумму 11200 руб., что подтверждается товарной накладной от <дата>. <дата> приобретено 10 упаковок игл FlexLink для инфузионного набора Accu-Chek FlexLink на общую сумму 6500 руб., что подтверждается товарным чеком от <дата>. <дата> приобретено 5 инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink на общую сумму 4600 руб., 5 упаковок игл 6 мм. Для инфузионного набора Accu-Chek FlexLink на общую сумму 3250 руб., всего на 7850 руб., что подтверждается товарной накладной от <дата>. Общая сумма расходов Вакуровой И.А. на приобретение медицинских изделий составила 92955 руб. Таким образом, при гарантированной государственной помощи пациентов, бесплатным предоставлением медицинскими изделиями должны, в данном случае, обеспечиваться дети-инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания. Прямое указание на необходимость использования НМГ FreeStyle Libre и системы Accu-Chek FlexLink отражено в выписном эпикризе из медицинском карты ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И. Пирогова Минздрава. Государством четко регламентирован порядок реализации права ребенка-инвалида на получение бесплатной медицинской помощи, при этом право заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего Вакурова К.Д. бесплатно необходимыми медицинскими изделиями Вакуровой И.А. причинен ущерб в размере 92955 руб. в связи с самостоятельной закупкой медицинских изделий НМГ FreeStyle Libre и системы Accu-Chek FlexLink, что подтверждается товарными накладными, товарными чеками и другими документами.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Костромы требования уточнил, дополнительно пояснил, что законным представителем несовершеннолетнего Вакурова К.Д. <дата> приобретено 4 датчика FreeStyle Libre на сумму 17477 руб. 59 коп., в окончательной редакции просил взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Вакуровой И.А. расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий – систем НМГ FreeStyle Libre, инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink в размере 110432 руб. 59 коп.
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Ахметова Е.Г. исковые требования в уточненной редакции поддержала.
Законный представитель несовершеннолетнего Вакурова К.Д. Вакурова И.А. в судебном заседании не участвовала, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в части компенсации расходов на приобретение медицинских изделий до 04.04.2022, то есть даты проведения врачебной комиссии ДП ОГБУЗ ГБ г. Костромы у указанием на необходимость использования Вакуровым К.Д. системы непрерывного мониторирования гликемии (глюкозы).
В ранее представленных суду письменных возражениях представитель ответчика требования не признал, указал, что распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Системы непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови в указанный перечень не включены, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов на приобретение Вакуровой И.А. 12 датчиков FreeStyle Libre <дата> и <дата> на общую сумму 53880 руб. Отсутствие у Департамента здравоохранения Костромской области обязанности по обеспечению граждан системой непрерывного мониторирования глюкозы подтверждается и судебной практикой. Кроме того, Разделом 2.2 Стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 № 22н, определены методы лабораторного исследования. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования зарегистрировано под кодом медицинской услуги А09.05.023.001 и проводится в частоте предоставления 0,855, то есть ориентировочно 80% пациентам соответствующей модели при наличии медицинских показаний. В случае имеющейся системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови, устанавливается определенное количество тест-полосок, отпускаемых в месяц по рецептам врачей. Данный стандарт не регламентирует установку системы непрерывного мониторинга, а лишь определяет количество отпускаемых пациентам тест-полосок, включенных в перечень. Системы непрерывного мониторирования глюкозы измеряют глюкозу интерстициальной жидкости, то есть в подкожно жировой клетчатке, а не в крови, непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожных датчиков (сенсоров). Это означает, что определяется тканевая глюкоза, а не непосредственно глюкоза в крови. В период использования данных систем НМГ пациент должен проводить параллельный самоконтроль гликемии, с помощью глюкометров, где измерение уровня глюкозы происходит в капиллярной жидкости, то есть определяется уровень глюкозы в крови. Поскольку концентрация глюкозы в интерстициальной жидкости и капиллярной жидкости разная, калибровка (сверка с эталонными показателями) данных систем НМГ проводится по данным показаний глюкометра. Из чего следует, что медикаментозная корректировка препаратами инсулина уровня глюкозы в крови невозможна без применения глюкометра необходимого для получении точных (эталонных) данных об уровне глюкозы в крови. Системы непрерывного мониторирования глюкозы могут быть использованы только как дополнение к традиционному самоконтролю гликемии (тест-полосками) и полностью его не заменяют. Полагают, что системы НМГ не являются основным методом исследования, и могут применяться исключительно как дополнительный метод, при этом пациентами применяются жизненно важные, основные методы диагностики – гликированный гемоглобин, и измерение глюкозы в крови с помощью глюкометра, для проведения врачебной комиссии отсутствуют правовые основания. Врачебная комиссия организовывается лечащим врачом при оказании медицинской помощи в случаях, предусмотренных ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ, проведение врачебных комиссий по желанию заявителя, направившего письменное обращение в адрес медицинской организации не предусмотрено действующим законодательством. Полагают, что на сегодняшний день отсутствуют Федеральные нормативные акты, указывающие на обязательность включения в территориальную программу, а также осуществление закупочных процедур за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках льготного обеспечения, системами непрерывного мониторинга глюкозы в плазме крови. В перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, включены иглы инсулиновые (коды вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 137610 и 300880); тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900); шприц-ручка (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 136320); инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 351940) и резервуары к инсулиновой помпе (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207670).
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» в судебном заседании не участвует, извещались надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе указаны дети-инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, а также средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, определяется программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Клиническими рекомендациями для лечения сахарного диабета 1 типа у детей, утвержденными в 2019 году, предусмотрен непрерывный мониторинг глюкозы в крови.
Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным Приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н, для лечения заболевания предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования с усредненным показателем кратности применения 365 (то есть непрерывный мониторинг требуется постоянно).
В соответствии с доводами ответчика система непрерывного мониторинга глюкозы действительно не входит в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».
Между тем к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья положениями п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 21.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Согласно Перечню изделий медицинского назначения отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а, дети до 18 лет с заболеваниями эндокринной системы подлежат бесплатному обеспечению системами непрерывного мониторинга глюкозы в крови и расходными материалами к ним.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность обеспечить Вакурова К.Д. системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови FreeStyle Libre из расчета 1 сенсор на 14 суток, 26 сенсоров в год, с даты принятии решения до минования надобности.
Как следует из материалов дела и установлено решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по гражданскому делу №, несовершеннолетний Вакуров К.Д., <дата> г.р., является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у него заболеванием «сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый)».
Согласно выписному эпикризу ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова от <дата> рекомендовано рассмотреть вопрос о применении Вакурову К.Д. системы непрерывного мониторинга гликемии.
В соответствии с заключением врачебной комиссии детской поликлиники № ОГБУЗ г. Костромы от <дата> Вакурову К.Д. в связи с лабильностью гликемии, склонностью к бессимптомным гипокликемическим состояниям, для контроля лечения требуется непрерывный мониторинг глюкозы на постоянной основе. Потребность: 1 сенсор на 14 дней, годовая потребность 26 сенсоров.
<дата> в департамент здравоохранения Костромской области заведующей детской поликлиникой № была направлена заявка на обеспечение Вакурова К.Д. медицинским изделием - системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови FreeStyl Libre- из расчета 2 сенсора в месяц.
Согласно выписному эпикризу ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова от <дата> рекомендовано Вакурову К.Д. использование расходных материалов для инсулиновой помпы Акку Чек Комбо: резервуар для инсулина 3,0 – 10 шт. в месяц, устройство для введения инсулина Accu-Chek FlexLink – 10 шт. в месяц.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Законным представителем Вакурова К.Д. – Вакуровой И.А. самостоятельно приобретались: 16 датчиков FreeStyle Libre, 20 инфузионных наборов и 25 упаковок игл для инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink на общую сумму 110432 руб. 59 коп.
Для подтверждения факта несения расходов в указанном размере представлены: квитанция на оказание дополнительных услуг ФГУП «Почта России» от <дата> на сумму 26940 руб., сведения о заказе №RU0059451163 (номер для отслеживания №), включающем 6 датчиков на сумму 26490 руб., отчеты об отслеживании отправлений № и №, содержащие информацию о том, что <дата> и <дата> почтовый перевод выполнен на общую сумму 53880 руб., а также товарными накладными от <дата> на сумму 13525 руб., от <дата> на сумму 11200 руб., то <дата> на сумму 6500 руб., от <дата> на сумму 7850 руб., справкой ПАО Сбербанк от <дата> на сумму 17477 руб. 59 коп.
Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего делу установлен факт несения законным представителем расходов на самостоятельное приобретение датчиков FreeStyle Libre, а также инфузионных наборов и игл к инфузионному набору Accu-Chek FlexLink.
При этом суд не находит оснований для возмещения понесенных убытков в полном объеме в силу следующего.
Как следует из материалов дела, применение круглосуточного мониторинга гликемии FreeStyle Libre назначено Вакурову К.Д. протоколом врачебной комиссии от <дата> детской поликлиники № ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».
С указанной даты, по мнению суда, у Вакурова К.Д. возникло безусловное право на получение вышеназванного предмета диагностики.
Ранее, в выписном эпикризе ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова от <дата> было рекомендовано рассмотреть вопрос о применении Вакурову К.Д. системы непрерывного мониторинга гликемии. <дата> данный вопрос был рассмотрен врачебной комиссией детской поликлиники № ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», в связи с чем требования прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Вакурова К.Д. о возмещении затраченных его законным представителем Вакуровой И.А. денежных средств на приобретение 12 датчиков FreeStyle Libre в сумме 53880 руб. в период до принятия решения врачебной комиссией удовлетворению не подлежат.
Как следует из содержания Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», содержащихся в правилах поэтапного перехода медицинских рекомендаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утверждённых в соответствии с ч.ч. 3.4, 6-9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2021 №1968 (разделы 3.2 и 3.6): самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях ЛПУ глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше.
Системы НМГ измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров). Доступные в настоящее время системы НМГ могут быть условно разделены на три категории: 1) НМГ в «слепом» режиме или т.н. профессиональные НМГ; 2) НМГ в реальном времени; 3) периодически сканируемый/просматриваемый НМГ - или Флеш-мониторинг глюкозы (ФМГ).
Особенностью систем НМГ в «слепом» режиме является ретроспективный характер получаемых за короткий промежуток времени данных. Основным назначением данного метода является объективная оценка гликемического профиля, выявление скрытых эпизодов гипо-/гипергликемий с целью коррекции проводимого лечения, а также обучение пациентов.
Особенностью систем НМГ в реальном времени является наличие сигналов тревоги, которые активируются при достижении гликемией пороговых значений, прогнозировании этих значений, а также при достижении порогового уровня скорости изменения гликемии. Некоторые модели систем НМГ в «реальном» времени передают данные об уровне глюкозы непосредственно на смартфон, откуда они могут быть сохранены на сервере в сети Интернет и использованы для удаленного мониторинга.
В свою очередь, система ФМГ не отображает данные об уровне глюкозы автоматически, а только при «сканировании» - приближении на короткое расстояние сканера к датчику системы. ФМГ предоставляет информацию о текущем уровне глюкозы, тенденции (направления и скорости) изменения глюкозы, график глюкозы за последнее и предыдущее время. В отличие от НМГ в реальном времени, ФМГ, доступный в настоящее время, не обладает сигналами тревоги.
В настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако, рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя, данные ФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или если симптомы не соответствуют показателям системы.
Преимуществами НМГ в реальном времени и ФМГ является улучшение HвA1c, снижение частоты гипогликемии, снижение вариабельности гликемии, снижение времени в гипогликемии, увеличение времени в целевом диапазоне. Эффективность НМГ во многом определяется частотой использования сенсора, с минимально необходимым временем 60%.
Рекомендуется применение НМГ в реальном времени или ФМГ у пациентов с СД1 с целью снижения HвA1c, вариабельности гликемии, частоты гипогликемии.
Применение НМГ в реальном времени или ФМГ следует рассмотреть у пациентов при: HbA1c выше индивидуального целевого показателя; тяжелые гипогликемии ( 1 раза за последний год);высокая вариабельность гликемии независимо от уровня HвA1c;частые эпизоды легкой гипогликемии; выраженное снижение качества жизни; время в целевом диапазоне менее 50% по данным НМГ.
Анализ вышеназванных Клинических рекомендаций свидетельствует о том, что система непрерывного мониторирования (исходя из её функций) является дополнительным средством контроля гликемии.
При таких обстоятельствах требования прокурора г. Костромы в интересах несовершеннолетнего Вакурова К.Д. о взыскании понесенных расходов на приобретение 4 датчиков FreeStyle Libre, 20 инфузионных наборов и 25 упаковок игл для инфузионных наборов Accu-Chek FlexLink на общую сумму 56552 руб. 59 коп. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ 3403 523719, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 4 ░░░░░░░░ FreeStyle Libre, 20 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Accu-Chek FlexLink ░ 25 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Accu-Chek FlexLink ░ ░░░░░░░ 56552 ░░░. 59 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░