Судья Боровкова Л.В. 24RS0012-01-2023-000211-88
Дело № 2356
А-2.148
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2024 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Деева А.В.
судей Андриенко И.А., Макурина В.М.
при ведении протокола помощником судьи Курганской А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску прокурора города Дивногорска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Мана», администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по апелляционной жалобе председателя СНТ «Мана» - Артемьевой И.А.
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 21 июля 2023 года, с учетом дополнительного решения от 23 ноября 2023 года, которыми постановлено:
«Исковое заявление прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Мана» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора на вывоз твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по его заключению удовлетворить.
Признать незаконным бездействие садоводческого некоммерческого товарищества «Мана», выразившееся в не заключении с региональным оператором договора на вывоз твердых коммунальных отходов.
Возложить на СНТ «Мана» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Взыскать с СНТ «Мана» (ИНН 244601357765, ОГРН 1022401255018) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей»,
Отказать в удовлетворении иска прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности по созданию места размещения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СНТ «МАНА» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по заключению с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой г. Дивногорска проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в нарушение ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст. 42 ЗК РФ, п.п. 4,6 ч.7 ст.18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» СНТ «МАНА» до настоящего времени не заключен договор с региональным оператором – ООО «РостТех» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что является недопустимым и может привести к образованию несанкционированных свалок на территории муниципального образования, причинению экологического вреда окружающей среде.
Определением суда от 24.05.2023 г. Администрация г. Дивногорска привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Судом постановлено указанное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе председатель СНТ «МАНА» - Артемьева И.А. просит вышеуказанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что СНТ «МАНА» не является владельцем (собственником) спорного земельного участка и на территории осуществления деятельности садового товарищества имеются только земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и места общего пользования (дороги, проезды), которые никак не закреплены за СНТ «МАНА». Создание содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений. Также указывает, что судом не дана оценка протоколу общего собрания от 24.07.2021 года СНТ «МАНА», согласно которому общим голосованием собрания по вопросу определения способа вывоза мусора (вопрос № собрания) принято решение осуществлять вывоз мусора каждым членом СНТ «МАНА» самостоятельно, в том числе, в связи с отсутствием фактически пригодных территорий, на которых возможно организовать сбор мусора.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель СНТ «МАНА», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д.147), не явился представитель ООО «РостТех», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (л.д.148), не явился представитель Администрации г. Дивногорска, извещался о рассмотрении дела лично (л.д.146), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя прокуратуры – Гераскевич А.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62297), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления. Владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с Приложением N 1 к Санитарным правилам.
Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97)», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 №618/пр, предусмотрено, что органические отходы должны утилизироваться на земельных участках. Для неутилизируемых отходов на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 метров, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 метров от границ участков.
В соответствии с п. 6 ч. 7 ст. 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с ТКО.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований к СНТ «Мана».
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которыми установлено, что СНТ «Мана» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата> и внесено в ЕГРЮЛ (ОГРН 1022401255018), адрес местонахождения: <адрес>, председателем товарищества является Артемьева И.А.
Из ответа администрации <адрес> № от <дата> на обращение СНТ «Мана» об определении места размещения контейнерной площадки следует, что обязанность по определению места складирования ТКО, образованных на территории СНТ (контейнерная площадка), а также обустройство и содержание такой площадки является бременем ответственности СНТ. После выбора места для установления контейнерной площадки и установки контейнера с целью включения контейнерной площадки в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, находящихся на территории городского округа город Дивногорск, расположенной на территории СНТ «Мана», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» необходимо направить в МКУ «Управление капитального строительства городского хозяйства» информацию о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; о собственнике мест (площадок) накопления ТКО; об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Из материалов дела также следует, что прокуратурой г. Дивногорска 28.09.2020 г. председателю СНТ «Мана» Артемьевой И.А. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с ТКО, пожарной безопасности. Согласно которому в результате проведенной проверки установлено, что вопреки установленным требованиям законодательства, правление СНТ «Мана» не принято мер по заключению с региональным оператором договора на вывоз ТКО, общее собрание членов СНТ не проводилось, что является недопустимым, приводит к возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования, причинению вреда окружающей среде, посягает на конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, влекут угрозу жизни и здоровью граждан.
В ответе от 28.10.2020 г. на представление прокурора, председатель СНТ «Мана» Артемьева И.А. указывала, что в мае 2020 года состоялось совещание с главой МО г. Дивногорск с садоводческим обществом, по результатам которого администрация МО г. Дивногорск должна определить место площадки ТКО для садовых обществ. После его определения СНТ «Мана» сможет заключить договор на вывоз ТКО с региональным оператором. В связи с чем, не заключение договора на вывоз ТКО связан с объективными причинами, а именно, не определением администрацией МО г. Дивногорск площадки ТКО для СНО «Мана».
Представлением прокурора от 31.05.2022 г. об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с ТКО также предписано принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.
В ответе от 30.06.2022 г. на представление прокурора председатель СНТ «Мана» Артемьева И.А. указала на аналогичные ответу от 28.10.2020 г. обстоятельства не заключения договора с региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО. Дополнительно указывает, что на общем собрании членов СНТ принято решение о не заключении договора на вывоз ТКО.
Согласно ответу <данные изъяты> № от 09.03.2023 г., договор на вывоз ТКО с СНТ «Мана» не заключался.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что в силу действующего законодательства на садоводческое некоммерческое товарищество, которое является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также установив факт отсутствия заключенного договора, признал бездействие СНТ «Мана» по не заключению договор незаконным, возложив на ответчика обязанность по его заключению.
При этом, дополнительным решением от 23.11.2023 г. суд первой инстанции отказал в иске прокурора к администрации г. Красноярска, поскольку в силу положений Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы апелляционной жалобы, что оборудование контейнерной площадки для сбора ТКО не входит в обязанности СНТ, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 13.4 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 №769-П утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, который регулирует деятельность по накоплению ТКО (в том числе их раздельному накоплению) на территории городских и сельских поселений, городских округов Красноярского края, межселенной территории в целях организации рациональной системы накопления ТКО, предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 1.5. Порядка накопление ТКО на территории Красноярского края осуществляется следующими способами:
1) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) в контейнеры и бункеры (в том числе складирование крупногабаритных отходов), расположенные на контейнерных площадках;
3) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
4) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;
5) на специальных площадках для складирования отходов электронного оборудования;
6) в пунктах (мобильных пунктах) приема отходов.
В соответствии с п. 1.6. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными Правительством Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
При накоплении ТКО в пакетах и (или) других емкостях параметры пакетов и (или) других емкостей, используемых для накопления ТКО, определяет региональный оператор в Договоре на оказание услуг. В качестве емкостей могут использоваться мешки, пластиковые или металлические баки. Каждая контейнерная площадка на территории многоквартирного дома Красноярского края оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для накопления сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для накопления смешанных отходов. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для накопления смешанных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для дуальной системы раздельного накопления отходов, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (п. 1.7.-1.10 Порядка).
Пунктами 3.1, 3.2 указанного Порядка предусмотрено, что для накопления ТКО, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, используются: 1) контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; 2) пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором; 3) специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.
Размещение площадок, указанных в пункте 3.1 Порядка, производится с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО.
Кроме того, согласно ст. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором возложена на организацию, осуществляющую управление. Несмотря на то, что на общем собрании членов СНТ «Мана» принято решение о не заключении договора с региональным оператором по ТКО, обязанность по его заключению сохраняется у СНТ «Мана».
Кроме того, согласно истребованным судом апелляционной инстанции дополнительным сведениям, в собственности СНТ «Мана» находится земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общество «Мана», <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
При этом, судебная коллегия учитывает, что при отсутствии возможности размещения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, на указанном земельном участке, ответчиком могут быть избраны иные способы накопления ТКО, как это предусмотрено Постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 №769-П.
Доводы апелляционной жалобы председателя СНТ «Мана» - Артемьевой И.А. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 21 июля 2023 года, с учетом дополнительного решения от 23 ноября 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя СНТ «Мана» - Артемьевой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 20.02.2024 г.