Административное дело №а-5398/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 декабря 2018 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Черновой Н.Е.,
при секретаре Салко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО5 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с иском в суд к Беляеву А.М. о взыскании задолженности по НДФЛ за 2015 год и пени. Требования мотивированы тем, что ответчик состоит на учете в ИФНС России по <адрес> и является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ. В ст. 216 НК РФ указан налоговый период по НДФЛ – календарный год. Должником в ИФНС по <адрес> была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год (форма 3-НДФЛ). Согласно полученной декларации, Беляев А.М. получил доход, сумма налога на доходы физических лиц которую необходимо взыскать в бюджет исчисляется по налоговой ставке 13% в порядке ст.224 НК РФ. Итого, ответчик должен был уплатить до 15.07.2016г. сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2015 года в размере 353935 руб., и в установленный срок не оплатил. В соответствии со ст. 69,70 НК РФ ответчику было направлено требование о добровольной уплате задолженности. Ответчик добровольно в установленный в требовании срок обязательство об уплате налога не исполнил. Ранее инспекцией направлено заявление на выдачу судебного приказа, но в связи с поступившими возражениями от должника определением об отмене судебный приказ отменен. Просит взыскать с ответчика налог по НДФЛ в размере 353935 руб., пени 17372 руб. 31 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Тамошенко В.В. заявленные требования поддержала.
Административный ответчик Беляев А.М. заявленные требования не признал, представил письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым ответчик ссылается на ст. 209 НК РФ - объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. То есть для исчисления сумм налога в размере 13% налогоплательщик должен получить доход. При неполучении дохода никакого исчисления налога не происходит, так как отсутствует объект налогообложения. Административный истец обязан доказать факт получения ответчиком дохода. Сам факт подачи истцом декларации, не является основанием для начисления и взыскания с него какого-либо налога. Более того, необходимо определить вид дохода, так как согласно НК РФ существует порядка 80 оснований для освобождения от налогообложения. Согласно п. 72 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению доходы, полученные налогоплательщиком с 01 февраля 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, за исключением доходов: - в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидентов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ; в натуральной форме, определяемой в соответствии со ст. 211 НК РФ, в том числе в виде подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях. Данная выплата представляет собой компенсацию за задержку исполнения решения суда в порядке исполнительного производства, но в размере среднего заработка. В связи с чем, данная выплата не подпадает под налогообложение. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как определено в статье 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статья 72 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного Кодекса.
Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия "компенсационные выплаты".
Между тем согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющий отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных статьей 164 ТК РФ, а не наименование (надбавка, увеличение оклада, льгота и т.п.).
Из приведенных положений ст. 164 ТК РФ и п. 3 ст. 217 НК РФ следует, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы работника, получаемые в качестве возмещения тех затрат, которые понесены им в связи с выполнением трудовых обязанностей, то есть компенсационные выплаты.
В судебном заседании установлено, что Беляев А.М, обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании денежных средств в качестве компенсации за вынужденный прогул, и компенсации морального вреда.
Решением Игарского городского суда Красноярского каря от 25.06.2009 года постановлено: «Признать увольнение ФИО6 в должности ведущего юрисконсульта ОАО «Таймырэнерго» незаконным. Восстановить ФИО6 в ранее занимаемой должности ведущего юрисконсульта юридического отдела ОАО «Таймырэнерго». Взыскать с ОАО «Таймырэнерго» в пользу ФИО6 сумму в счет оплаты вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением, за период с 1 мая 2008 года по 25 июня 2009 года в размере 501653,8 руб., взыскать с ОАО «Таймырэнерго» в пользу ФИО6 сумму в счет компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.».
06.10.2015 года Игарским городским судом <адрес> вынесено определение о взыскании с АО «Таймырэнерго» в пользу Беляева А.М. среднего заработка за весь период задержки исполнения решения суда от 25.06.2009 года в части восстановления на работе с 25.06.2009 года по 13.05.2015 в размере 2722574 руб. 70 коп.
Платежным поручением от 28.12.2015 года №1287 АО «Таймырэнерго» во исполнение определения суда от 06.10.2015 года перечислило на расчетный счет Беляева А.М. денежные средства в размере 2722574,70 руб.
27.01.2016г. в адрес Беляева А.М. направлено уведомление о необходимости самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц с суммы дохода, полученного им в декабре 2015 года от АО «Таймырэнерго».
В материалы дела представлена копия налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, заполненная Беляевым А.М., на стр. 3 которой указана сумма дохода 2722574 руб.70 коп.
06.12.2016г. налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности Беляева А.М. за совершение налогового правонарушения.
На основании изложенного, налогоплательщику исчислен налог за 2015г.
На основании ст.ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику по почте направлено требование №64 от 27.01.2017г. В соответствии с положением п. 6 ст. 69 НК РФ при направлении требования по почте, оно считается полученным по истечении 6 дней с даты его направления (требование с реестром отправки прилагается).
В связи с неуплатой сумм налога, налоговым органом налогоплательщику начислены пени со 03.09.2016г. по 27.01.2017г. в сумме 17437,20 руб. (353935 руб./300х147дн. просрочки), из которых просит взыскать 17372 руб. 31 коп.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 139 в <адрес> от 17.11.2017 года с административного ответчика была взыскана задолженность по налогу на имущество в размере 353935руб., пени по налогу на имущество в размере 17372руб. 31 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № 139 в <адрес> от 30.11.2017 года, по заявлению административного ответчика, судебный приказ от 17.11.2017 года отменен.
В связи с чем, 27.04.2018 года, в течение шести месяцев после отмены судебного приказа административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика о том, что данные выплаты имели компенсационный характер и в удовлетворении требований истца должно быть отказано, суд находит несостоятельными, поскольку расчет судом производился на основании данных об исчислении среднего заработка.
Таким образом, учитывая, что административным ответчиком обязанность по уплате налога до настоящего времени не исполнена, то с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по налогу по НДФЛ в размере 353935руб., пени по налогу по НДФЛ в размере 17372руб. 31 коп.
Также, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6913,07 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО6 в доход государства задолженность налогу за 2015 год в размере 353935руб., пени в размере 17372руб. 31 коп., а всего 371307руб.
Взыскать с ФИО6 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 6913,07 руб.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е Чернова