Решение по делу № 2-576/2024 (2-5635/2023;) от 09.10.2023

Дело № 2-576/2024                                   24RS0040-01-2023-005023-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края                                 09 июля 2024 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                                                                          Крючкова С.В.,

при секретере судебного заседания                                                                   Тулиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой М.В. к Управлению имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска о признании торгов недействительными, взыскании двойной сумы задатка,

У С Т А Н О В И Л:

Карташова М.В. в лице представителя по доверенности Котбашьян С.С. обратилась в суд иском к Управлению имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска о признании торгов недействительными, взыскании двойной сумы задатка.

Требования мотивированы, тем, что на заседании заседания Комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по проведению торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или права на заключения договоров аренды таких участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на участие в аукционе на право заключения договоров о комплексном развитии незастроенной территории муниципального образования город Норильск 24.11.2022 был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 485 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок , для размещения гаража-стоянки, проводился аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для строительства гаража-стоянки сроком на 30 месяцев. Победителем признана Карташова М.В., предложившая цену лота в размере - 1 977 800, 00 руб. Комиссия приняла решение заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером по цене, предложенной победителем, сроком на 30 месяцев. Истец считает данные торги недействительными, поскольку в нарушении статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, утвержденное распоряжением Администрации города Норильска от 12.10.2022 , не содержит сведений о правах на земельный участок собственника теплотрассы, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства в случае нахождения на земельном участке иного объекта капитального строительства, т.е. извещением была раскрыта не вся информация, то есть, нарушены существенные правила. Земельный участок предоставлен с видом разрешённого использования «служебные гаражи» для размещения гаража - стоянки по адресу: <адрес>, земельный участок сроком с 17.03.2023 по 17.03.2025. Земельный участок находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе <адрес>, а так же в границах санитарно-защитной зоны «..., участок , земельный участок ». На земельный участок установлены ограничения прав на основании решения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 23.06.2022 «Об установлении санитарной-защитной зоны для объекта «..., участок №    , земельный участок ООО «...», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительство РФ от 03.03.2018 № 222. Данные сведения содержатся в разделе «Особые отметки» Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 29.06.2022. Данная информация была внесена в извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, утвержденным распоряжением Администрации города Норильска от 12.10.2022 . Согласно извещению земельный участок предоставляется для строительства служебного гаража-стоянки. В извещении указано, что согласно акту осмотра от 08.09.2022 земельный участок свободен от объектов недвижимого имущества, на земельном участке расположен объект движимого имущества - металлический контейнер, принадлежащий неустановленному лицу. Какие либо иные движимые или недвижимые объекты на земельном участке отсутствуют. Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - до 80%. Таким образом, принимая решение об участии в аукционе, истец планировала использовать земельный участок площадью 485 кв.м, для строительства на нем служебного гаража стоянки, отступив от границ участка 2 метра, застроив земельный участок ко всей площади земельного участка максимально до 80%. 24.04.2023 истец получила из Управления по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска градостроительный план 10.04.2023. Согласно чертежу градостроительного плана на земельном участке через границы земельного участка с характерными точками 2,3,4, 5 расположена теплотрасса. Чертеж не содержит сведения о том, какую фактически площадь земельного участка занимает теплотрасса и какую площадь земельного участка не может освоить арендатор. В результате того, что по земельному участку проходит теплотрасса, строительство служебного гаража-стоянки возможно произвести на расстоянии от 5 метров от указанного объекта капительного строительства. Таким образом, площадь предполагаемого к строительству объекта должна составить 306 кв.м. В случае, если бы по земельному участку не проходила теплотрасса, истец могла бы на указанном земельном участке построить объект площадью 388 кв.м. То есть наличие на земельном участке теплотрассы, не указанной в аукционной документации, лишает истца права использовать земельный участок в том размере, на который он рассчитывал и построить на нем земельный объект той площадью, которой он планировал. Отсутствие у участников торгов полной информации о предмете торгов свидетельствует о допущенном ответчиком, как организатором торгов, нарушении, имеющим существенный характер, поскольку это могло повлиять на результат торгов, поскольку в случае наличия полной информации о предмете торгов и его характеристиках начальная цена на право аренды спорного земельного участка была бы более низкой Проведению торгов должно предшествовать разрешение всех вопросов относительно расположенного на земельном участке имущества и прав на него. Наличие на земельном участке теплотрассы влияет на цену аренды земельного участка. Таким образом, спорные торги проведены с нарушениями, заключающимися в раскрытии не полной информации о земельном участке и находящемся на нем объекте недвижимого имущества. Допущенные нарушения ответчиком имеют существенный характер, поскольку влияют на их результат и лишают Истца возможности использовать земельный участок в полном размере. Для участия в торгах истец внесла задаток в размере 159 500 руб. В данном случае неисполнение договора аренды произошло из-за вины ответчика. Следовательно, истец вправе требовать двойную сумму задатка.

На основании изложенного истец просит признать недействительным аукцион от 24.11.2022 на право заключения договора аренды земельного участка в части лота - земельный участок с кадастровым номером , площадью 485 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок , для размещения гаража-стоянки, проведенный на основании распоряжения Администрации города Норильска от Норильска от 12.10.2022 «О проведении торгов в форме аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков», признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенный 17.03.2023 за , применить последствия, предусмотренные статьей 167 ГК РФ, и взыскать с МУ «Управления имущества Администрации города Норильска» в пользу Карташовой М.В. 319 000 руб. (Т.1, л.д. 3-12).

21.02.2024 от представителя истца Котбашьян С.С. в суд поступило заявление об отказе от иска, мотивированное тем, что в период спора стороны урегулировали его в внесудебном порядке: 22.01.2024 на основании заявления истца от 16.01.2024 Управлением по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска подготовило новый градостроительный план, в котором чертеж градостроительного плана был исправлен; согласно данному чертежу на земельном участке отсутствует объект капитального строения – теплотрасса; строящийся объект возможно разместить согласно аукционной документации и правилам землепользования и застройки г. Норильска; нарушения прав и интересов истца отсутствуют (Т.1 л.д. 194).

22.02.2024 от представителя истца Котбашьян С.С. в суд поступило заявление, согласно которому она просит вернуть заявление об отказе от иска и рассмотреть дело по существу, на иске настаивает (Т.1, л.д. 204).

Протокольным определением суда от 04.04.2024 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Норильска (Т.2, л.д. 18).

Протокольным определением суда от 18.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «НТЭК» (Т.2, л.д. 37).

Протокольным определением суда от 11.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «КОС» (Т.2, л.д. 67).

В судебном заседании представитель истца Котбашьян С.С иск поддержала по изложенным нем основаниям, пояснила, что на земельном участке находится теплотрасса, о которой не было указано в закупочной документации, данная теплотрасса имеет охранную зону 3 метра в каждую сторону. Согласно правилам Минстроя строительство объекта в пределах охранной зоны трубопровода возможно только с разрешения собственника данного трубопровода. Администрации г. Норильска было известно, что там находится теплотрасса и имеется охранная зона. В настоящее время действует переходный период для оформления участков под охранную зону. Уполномоченным органом, устанавливающим данные зоны, является Управление архитектуры и градостроительства. Запрет торговли участками, на которых расположены объекты капитального строительства, установлен Земельным кодексом РФ, поскольку такой объект располагается на неотчуждаемом от него земельном участке. В данном случае собственник теплотрассы имеет преимущественное право на земельный участок. Перед подачей документов на участие в аукционе истец осматривала земельный участок, фактическое наличие теплотрассы не выявила. Первоначальный градостроительный план земельного участка от 18.04.2023 содержал сведения о том, что на земельном участке с кадастровым номером расположены сети теплоснабжения и с учетом охранной зоны данных сетей в градостроительный план были установлены границы, в пределах которых разрешается строительство объекта капитального строительства с отступом 5 м от сети теплоснабжения. Затем по заявлению истца об исправлении допущенных ошибок и опечаток в ранее выданный градостроительный план был выдан новый градостроительный план с учетом сведений кадастрового инженера, на котором сети теплоснабжения расположены за границами вышеуказанного земельного участка. Земельный участок истец не осваивала, доказательств того, что по земельному участку действительно проходит теплотрасса, не имеется (Т.2, л.д. 64-67, 96, 97).

Представитель ответчиков Управления имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска Гояева З.А., действующая на основании доверенностей, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражений (Т.1, л.д. 122-127), суду пояснила, что при проведении аукциона соблюдены все требования Земельного кодекса РФ. Полная исчерпывающая информация об ограничении прав на объект содержалась в извещении о проведении аукциона. Кроме того, границы земельного участка определены в ЕГРН, что является общедоступной информацией. Согласно извещению истец должен был самостоятельно произвести обследование указанного земельного участка. Кроме того, из заявки на участие в аукционе по заключению договора аренды земельного участка от 17.11.2022 проставлена собственноручная подпись, свидетельствующая о том, что истцом произведен осмотр данного земельного участка. Земельный участок был образован третьим лицом, поставлен на кадастровый учет тоже третьим лицом, поэтому Управление руководствовалось выпиской из ЕГРН при формировании извещения для проведения аукциона. При подготовке аукциона был совершен выезд сотрудников Управления с кадастровым инженером, который совершал фотографирование и согласно акту осмотра на земельном участке не расположены объекты недвижимого имущества. Согласно публичной кадастровой карте и заключению кадастрового инженера теплотрасса по земельному участку не проходит. На запрос в МУП «КОС и в АО «НТЭК» по поводу того, принадлежит ли им недвижимое имущество - объект капитального строительства «теплотрасса», поступил ответ от АО «НТЭК», что на данном земельном участке не проходит теплотрасса. Задаток внесенный истцом, шел в обеспечение арендной платы, в связи с чем не согласны с требованием истца о возврате полной суммы задатка. По результатам обращения истца от 02.05.2023 с требованием о расторжении договора договор считается расторгнутым (Т.2, л.д. 64-67, 96, 97).

Допрошенная в ходе судебного заседания 11.06.2024 в качестве свидетеля П.Е. суду пояснил, что работает начальником .... Спорный земельный участок согласно данным Росреестра свободен от каких-либо застроек. Управление уполномочено предоставлять муниципальную услугу по подготовке градостроительного плана. В связи с этим в Управление поступило заявление истца о подготовке градостроительного плана. План был подготовлен и выдан заявителю. В январе 2024 года истец вновь обратилась с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в градостроительном плане. В первом выданном 18.03.2023 истцу градостроительном плане была отражена теплотрасса, при этом информация внесена по топографическим данным ГИСОГД Красноярского края и при использовании данной системы при составлении градостроительного плана спорного земельного участка было выявлено наличие теплотрассы. При обращении в январе 2024 года истец предоставила схему границ от кадастрового инженера С.С., согласно которой теплотрасса не проходит по спорному земельному участку. Согласно представленной информации были убраны из градостроительного плана отступы. Реальную картину отображает второй градостроительный план, составленный после внесения исправлений по заявлению истца с учетом предоставленных кадастровым инженером сведений (Т.2, л.д. 64-67).

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суду полагает необходимым отказать в иске по следующим основаниям.

В силу положений п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (алее – ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены помимо перечисленных выше в названной норме иные существенные нарушения правил, установленных законом.

В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

По смыслу приведенных норм и разъяснений основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся причинной связи с ущемлением прав и законных интересов заявителя. В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 настоящего Кодекса. Указанное означает, что оспаривание торгов осуществляется по правилам оспаривания оспоримых сделок (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Торги, проведенные с нарушениями, относятся к оспоримым, а не к ничтожным сделкам. Предметом такого оспаривания является исключительно нарушение процедуры, принципов организации торгов, которое могло повлиять на доступ к торгам.

Как разъяснено в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015    № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости аренды земельного участка и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению трав и законных интересов истца.

Порядок и условия проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены Земельным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 39.11, 39.12) (далее - ЗК РФ).

При рассмотрении иска о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается заявитель, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

П. 21 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).

Согласно п. 1 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

- защита жизни и здоровья граждан;

- безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

- охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона тепловых сетей.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона о государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Закона 218-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 62 Закона 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в ЕГРН. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Пп. 1 и 4 ст. 447 ГК РФ предусмотрено положение о том, что, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

В п. 1 ст. 329 ГК РФ определено, что исполнение обязательств может обеспечиваться задатком.

Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ).

Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктами 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются (п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ).

Судом установлено, что 17.11.2022 Карташовой М.В. подана заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (далее – Заявка) (Т.1, л.д. 128).

Согласно Заявке Карташова М.В. произвела осмотр указанного земельного участка и согласилась с характеристиками земельного участка, являющимися предметом аукциона, о чем в указанной заявке проставлена собственноручная подпись Карташовой М.В.

12.10.2022 распоряжением Администрации города Норильска решено провести аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков. Указанным распоряжением также утвержден перечень земельных участков, в отношении которых право на заключение договоров аренды выставляется на аукцион и извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – Извещение) (Т.1, л.д. 129).

В Извещении в части Лота 22 (стр. 15 Извещения) предусмотрена следующая информация: земельный участок с кадастровым номером , площадью 485 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок , для размещения гаража-стоянки (Т.1 л.д. 138-148).

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе <адрес>, а также в границах санитарно-защитной зоны «..., участок земельный участок ». На земельный участок установлены ограничения прав, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, на основании Приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об утверждении мероприятий «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных в границах населенных пунктов Таймырского Долгано-Ненецкого района и городского округа Норильск Красноярского края» от 11.02.2019 , ч. 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, решения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 23.06.2022 «Об установлении санитарно-защитной зоны для объекта «Ремонтно-строительный трест, участок , земельный участок » ООО «...», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 (Т.1 л.д. 152-156).

Земельный участок входит в территориальную зону: зона производственных объектов IV-V классов вредности (П-3), для которой вид разрешенного использования «служебные гаражи» относится к условно разрешенным видам использования. категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «служебные гаражи». Земельный участок сформирован из земель неразграниченной государственной собственности, не обременен правами третьих лиц.

Согласно акту осмотра от 08.09.2022 , составленного с участием кадастрового инженера, который совершал фотографирование, земельный участок свободен от объектов недвижимого имущества, на земельном участке расположен объект движимого имущества – металлический контейнер, принадлежащий неустановленному лицу (Т.2, л.д. 112,113).

Протоколом от 24.11.2022 победителем аукциона (Лот 22) признана Карташова М.В. (Т.1 л.д. 136-137).

17.03.2023 между Управлением имущества Администрации города Норильска (далее – Управление имущества) и Карташовой М.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402018:776 (Т.1 л.д. 149-151).

02.05.2023 в Управление имущества от Карташовой М.В. поступило заявление о расторжении договора аренды земельного участка . С предложением расторгнуть договор с 17.03.2023 и возврате двойной суммы задатка (Т.1 л.д. 158-161).

В ответном письме управлением имущества в адрес Карташовой М.В. направлено соглашение о расторжении договора с даты поступления обращения о расторжении, то есть с 02.05.2023 (Т.1 л.д. 162-163).

В выписке из ЕГРН в отношении земельного участка от 26.09.2022 , являющейся частью договора аренды земельного участка от 17.03.2023, не содержится иных ограничений прав на земельный участок помимо тех, которые содержатся в извещении о проведении аукциона. Наличие в границах земельного участка сетей теплоснабжения, а также охранной зоны тепловых сетей в выписке из ЕГРН не содержалось.

В соответствии с Письмом Росимущества от 06.09.2023 к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно п. 6 ст. 62 Закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН (далее - выписка из ЕГРН) или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Учитывая изложенное, сведения о недвижимом имуществе, в том числе о наличии ограничений и (или) обременений в отношении такого имущества, содержащиеся в выписке из ЕГРН, являются достаточными для указания в аукционной документации.

Таким образом, требования п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ организатором торгов соблюдены. Полная и исчерпывающая информация об ограничении прав на объект содержалась в извещении о проведении аукциона.

Кроме того, извещением на стр. 17 (абз. 12) предусмотрено положение о том, что осмотр земельных участков заинтересованным лицом проводится самостоятельно.

В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды от 17.03.2023 внесенный арендатором задаток засчитывается в счет арендной платы.

В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Таким образом, внесенный задаток в размере 159 500 руб. после заключения договора трансформирован в арендный авансовый платеж, утратив функцию задатка при подписании договора аренды.

Поскольку договор аренды от 17.03.2023 подлежит расторжению сторонами, а земельный участок – возврату по акту приема-передачи, внесенная сумма аванса (задатка) подлежит возврату с учетом начисленной арендной платы за период с 17.03.2023 по 02.05.2023.

Ответчиком соблюдены все требования п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ.

Полная и исчерпывающая информация об ограничении прав на объект содержалась в извещении о проведении аукциона.

Кроме того, границы земельного участка определены в ЕГРН и являются общедоступной информацией, размещенной на портале Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделах «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и «Публичная кадастровая карта» (Т.1, л.д. 170).

Согласно извещению истец должен был самостоятельно произвести обследование указанного земельного участка. Кроме того, истцом в заявке на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером от 17.11.2022 проставлена собственноручная подпись о том, что она произвела осмотр земельного участка.

Задаток, внесенный истцом при проведении торгов, при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером от 17.03.2023 трансформировался в арендную плату, в связи с чем у ответчика отсутствуют основания к возврату полной (двойной) суммы задатка.

Договор считается расторгнутым с момента обращения истца с соответствующим заявлением, то есть с 02.05.2023.

В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения. В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2022 № 1149-п «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и утверждении Порядка эксплуатации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности» была введена в эксплуатацию государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД), которая позволяет осуществлять предоставление муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка». Функционирование ГИСОГД осуществляется на следующих принципах:

- полнота, достоверность, актуальность информации, размещаемой в ГИСОГД;

- размещение сведений, документов и материалов в ГИСОГД, установленных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- своевременность размещения сведений, документов и материалов в соответствии с частями 2, 2.1, 3 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- обеспечение единого персонифицированного учета пользователей ГИСОГД; единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для размещения информации в ГИСОГД;

- интеграция и взаимодействие ГИСОГД с иными информационными системами;

- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования ГИСОГД с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов;

- обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам достоверных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности;

- использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе с учетом необходимости использования свободного программного обеспечения или программного обеспечения отечественной разработки.

По заявлению Карташовой М.В. от 10.04.2023 вх. Управлением по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска (далее- Управление) с использованием системы ГИСОГД был подготовлен градостроительный план земельного участка от 18.04.2023 для земельного участка с кадастровым номером (далее - ГПЗУ). Согласно данным ГИСОГД на земельном участке с кадастровым номером расположены сети теплоснабжения и с учетом охранной зоны данных сетей в ГПЗУ были установлены границы, в пределах которых разрешается строительство объекта капитального строительства с отступом 5 м от сети теплоснабжения (Т.2 л.д. 4-9).

22.01.2024 Карташова М.В. обратилась в Управление с заявлением об исправлении допущенных ошибок и опечаток в ранее выданный градостроительный план (вх.), приложив схему границ расположения объектов, смежных с земельным участком с кадастровым номером , выполненную 17.01.2024 кадастровым инженером ООО «...» С.С. (далее – Схема границ), на которой сети теплоснабжения расположены за границами вышеуказанного земельного участка (Т.2, л.д. 10-16, 45-47).

Учитывая предоставленную информацию, Управлением было принято решение о внесении исправлений в градостроительный план в части исключения ограничений, установленных для сетей теплоснабжения и уменьшения минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений в размере 2 м.

Как следует из искового заявления (стр. 4 абз. 6) истцом планировалось использование земельного участка площадью 485 кв.м для строительства на нем служебного гаража-стоянки, отступив от границ участка 2 метра, застроив земельный участок ко всей площади земельного участка максимально до 80%.

Таким образом, поскольку согласно схеме границ тепловые сети расположены за границами земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с градостроительным планом от 23.01.2024, истец мгла застроить данный земельный участок до 80 %, как и предполагала.

Согласно ответу на судебный запрос о наличии объекта капитального строительства, принадлежащего МУП «КОС» и проходящего по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером от АО «НТЭК» получены сведения о том, что МУП «КОС» не имеет в хозяйственном ведении трубопроводов теплоснабжения, проходящих по границе указанного земельного участка (Т.2, л.д. 76).

Согласно ответу на судебный запрос о наличии объекта капитального строительства, принадлежащего АО «НТЭК» и проходящего по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером , от АО «НТЭК» получены сведения о том, что АО «НТЭК» принадлежат на праве регистрации:

- сооружения трасса водоводов насосная станция – Зубгора - насосная станция бис-станция «...», кадастровый ;

-сооружение паропровод до стены молокозавода, кадастровый ;

-сооружение т/с до <адрес>, кадастровый .

Вышеуказанные сооружения на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок , кадастровый , в <адрес> не расположены (Т.2, л.д. 82-94).

Таким образом, в границах спорного земельного участка с кадастровым номером теплотрасса не проходит.

Согласно пояснениям сторон и материалам дела по заявлению истца от 22.01.2024 был подготовлен актуальный градостроительный план земельного участка, составленный на основании достоверных данных, в том числе представленной истцом схемы границ от кадастрового инженера Слузовой, согласно которой теплотрасса не проходит по спорному земельному участку, что также подтвержден полученной от АО «НТЭК» и МУ «КОС» информации.

При этом суд учитывает, что из пояснений представителя истца следует, что единственным доказательством наличия теплотрассы на земельном участке является выданная истцу 18.03.2023 первоначальная реакция градостроительного плана земельного участка , которая, как указано выше, содержит недостоверные сведения о прохождении через земельный участок теплотрассы.

Доказательств фактического наличия теплотрассы на спорном земельном участке суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Карташовой М.В. к Управлению имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска о признании торгов недействительными, взыскании двойной сумы задатка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Карташовой М.В. к Управлению имущества Администрации города Норильска и Администрации города Норильска о признании торгов недействительными, взыскании двойной сумы задатка отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                               С.В. Крючков

Мотивированное решение составлено 16.07.2024

2-576/2024 (2-5635/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карташова Мария Валентиновна
Ответчики
Управление имущества Администрации города Норильска
Администрация города Норильска
Другие
Котбашьн Светлана Сергеевна
АО "НТЭК"
МУП "Коммунальные объединенные системы"
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Крючков Сергей Викторович
Дело на сайте суда
norilsk.krk.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
11.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.02.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
16.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее