Дело № 2-118/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2024 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Амбуловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, исключения сведений из ЕГРН, по исковому заявлению Администрации Ленинского городского округа Московской области к ФИО2 об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеуказанным иском к ФИО2, в котором с учетом уточнений просил истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок с КН № площадью <данные изъяты>., исключив из ЕГРН сведения о земельном участке, указывая на то, что увеличение размера участка истребуемой площади произошло за счет самозахвата земель лесного фонда, без согласования границ и перевода земель из состава земель лесного фонда.
Администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, указав, что формирование и кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен с нарушением требований действующего законодательства, поскольку границы спорного объекта недвижимости имеют пересечения территориальных зон, а также наложения на муниципальное имущество.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении указывал, что проведенной по делу экспертизой, установлено расположение спорного земельного участка частично на землях лесного фонда, а также судом апелляционной инстанции отменено решение суда, на основании которого были установлены границы спорного участка.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования – Администрации Ленинского городского округа Московской области заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении указывал, что проведенной по делу экспертизой, установлено расположение спорного земельного участка в рекреационной зоне.
Представитель ответчика ФИО2 и третьего лица ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражая против их удовлетворения указывал, что границы земельного участка были установлены на основании решения суда путем раздела ранее существовавшего единого земельного участка.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Представитель третьего лица ФИО6 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного на землях населенных пунктов, предназначенного для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
На основании приказа Рослесхоза № от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы Подольского лесничества Московской области.
Из заключения № ФГБУ «Рослеинфорг» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из государственного лесного реестра, лесоустроительных планшетов усматривается, что принадлежащий ответчику спорный земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда в части границ земель лесного фонда выдела 1 квартала 4 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Московской области в площади <данные изъяты>
Согласно пунктам 7 - 9 статьи 39 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с требованиями ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную поверхность.
Таким образом, в ЕГРН внесены актуальные сведения о границах и площади спорного земельного участка.
Как указано выше, истец просит исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ спорного земельного участка, поскольку его границы имеют пересечения территориальных зон, а также наложения на муниципальное имущество.
В соответствии со ст.6 Земельного Кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст. 83 ЗК РФ).
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются ив соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п.7).
Согласно Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ч.10 ст.22 Закона о регистрации, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.43 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
По смыслу приведенных норм материального права, земельный участок, как объект права, начинает существовать с момента определения местоположения его границ на местности в процессе подготовки межевого плана или при условии существования таких границ на местности пятнадцать и более лет, закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При этом, земельные участки, должны соответствовать градостроительному планированию, не нарушать права соседних правообладателей земельных участков на извлечение полезных свойств объекта недвижимости и его рационального использования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Исходя из обоснования заявленных Рослесхозом требований юридически значимыми и подлежащими выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права обстоятельствами по настоящему делу являлись, в том числе, обстоятельства нарушения прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда - выдела 1 квартала 4 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества <адрес> при определении границ принадлежащего ответчику спорного земельного участка, а также обстоятельства включения части земель лесного фонда, и земель находящихся в муниципальной собственности, являющихся местами общего пользования в состав земельного участка ответчика.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав правил землепользования и застройки поселения входит карта градостроительного зонирования.
Решением ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждены измененные правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области».
С целью разрешения заявленных требований по существу, а также проверки доводов сторон, судом была проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Экспертиза и право».
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам визуально-инструментального обследования, в т.ч. геодезической съемки, экспертом были определены фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с результатами геодезической съемки установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>
Таким образом, фактические границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют сведениям о границах данного участка, содержащимся в ЕГРН, а также в правоустанавливающих документах, а именно:
- фактическая граница земельного участка с кадастровым номером № (по характерным точкам <данные изъяты> смещена в южном направлении от границы согласно сведениям ЕГРН и согласно правоустанавливающим документам (по характерным точкам <данные изъяты> вглубь данного участка на величину до <данные изъяты>
- фактическая граница земельного участка с кадастровым номером № (по характерным точкам №) смещена в юго- восточном направлении от границы согласно сведениям ЕГРН и согласно правоустанавливающим документам (по характерным точкам №) в сторону земель неразграниченной государственной собственности, а также в сторону соседнего земельного участка с кадастровым номером № на величину до <данные изъяты>
- фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты>м.) не соответствует (больше на <данные изъяты> сведениям о площади данного участка, содержащимся в ЕГРН, а также в правоустанавливающих документах <данные изъяты>.).
Причиной несоответствия фактических границ и площади земельного участка с кадастровым номером № сведениям о границах и площади данного участка, содержащимся в ЕГРН, а также в правоустанавливающих документах, могла являться установка ограждений не в соответствии со сведениями ЕГРН и правоустанавливающими документами.
В рамках проведенного исследования экспертом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, согласно действующим в настоящее время «Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области», расположен в пределах территориальной зоны <данные изъяты> (процент пересечения <данные изъяты>
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не соответствует территориальной зоне, в которой он находится.
В рамках проведенного исследования экспертом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером № фактически используется под предпринимательскую деятельность, связанную с отдыхом и рыбалкой, что подтверждается сведениями информационного сервиса «Яндекс-карты», представленными в открытом доступе информационно-телекоммуникационной сети интернет (https://yandex.ru/maps); на территории данного участка расположен семейный клуб «Ольховый остров» с беседками и искусственным прудом.
Таким образом, установлено, что фактически земельный участок с кадастровым номером № не используется под индивидуальное жилищное строительство.
Учитывая вышеизложенное, экспертом сделан вывод о том, что фактическое пользование земельного участка с кадастровым номером № не соответствует территориальной зоне, в которой он находится, а также виду его разрешенного использования.
Экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был образован из исходного земельного участка с кадастровым номером № на основании решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, исходный земельный участок с кадастровым номером № был образован на основании Решения Видновского городского суда Московской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного Решения Видновского городского суда Московской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Определения Видновского городского суда Московской области по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам графического сопоставления фактических границ спорного земельного участка с координатами границ земельных участков, приведенных в вышеуказанных судебных актах, экспертом было установлено, что фактическое нахождение земельного участка с кадастровым номером № (также как и нахождение ранее существовавшего исходного земельного участка с кадастровым номером №) соответствует координатам (границам), указанным в судебном решении.
При этом экспертом установлено, что кадастровые работы при формировании исходного земельного участка с кадастровым номером № были проведены с нарушением требований законодательства.
Так, образование исходного земельного участка с кадастровым номером №, в пределах границ территориальной зоны «Ж-1» (зона индивидуальной жилой застройки), и границ населенного пункта, как участка, образованного из состава земель сельскохозяйственного назначения колхоза им. Горького, в соответствии с координатами, определенными кадастровым инженером по результатам кадастровых работ, не соответствует требованиям законодательства.
В результате проведенного исследования экспертом также установлено, что кадастровые (согласно сведениям ЕГРН) границы земельного участка с кадастровым номером № имеют наложение (пересечение) с границами земель лесного фонда выдела 1 квартала 4 Подольского сельского участкового лесничества, входящего в состав Подольского лесничества Московской области, согласно сведениям Лесоустроительного планшета <данные изъяты>.; площадь пересечения составляет <данные изъяты> а также согласно сведениям Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N132; площадь пересечения составляет <данные изъяты> имеют наложение (пересечение) с границами прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (река Юшунка); площадь пересечения составляет <данные изъяты> имеют наложение (пересечение) с границами приаэродромных территорий аэродромов «Домодедово» (реестровый №.79) и «Остафьево»; площадь пересечения составляет <данные изъяты>
Какие-либо наложения (пересечения) кадастровых (согласно сведениям ЕГРН) границ вышеуказанного участка с объектами инфраструктуры, линейными объектами, элементами благоустройства, иным имуществом, и другими земельными участками, отсутствуют.
Причиной образования выявленных наложений (пересечений) могло являться ошибочное установление (уточнение) границ исходного земельного участка с кадастровым номером №, без учета местоположения границ земель лесного фонда, а также границ охранных зон (в т.ч. зон с особыми условиями использования территорий).
Выявленное наложение (пересечение) и реестровая ошибка могут быть устранены. Для устранения наложения (пересечения) и реестровой ошибки необходимо исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №
В соответствии со ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства, собранного по делу, и их совокупности.
Изучив заключение эксперта, суд находит, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, свои выводы эксперт основывает на представленных в его распоряжение материалах дела, кроме того, его выводы основываются на исходных объективных данных, в связи с чем, оснований не доверять заключению эксперта, обладающего достаточной квалификацией и специальными познаниями, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
При таких обстоятельствах, законных оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта или относиться к его выводам критически у суда не имеется, в связи с чем, суд соглашается с доводами истца и находит, что постановка спорного земельного участка, принадлежащего в настоящее время ответчику, на кадастровый учет в границах нарушает требования действующего земельного законодательства, устанавливающие порядок образования земельных участков.
В рассматриваемом случае суд принимает во внимание доводы стороны ответчика, что границы земельного участка были установлены на основании решения Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительного решения Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, однако само по себе данное обстоятельство не может служить основанием о законности установления границ спорного земельного участка, поскольку его границы устанавливались на основании заключения кадастрового инженера. Кроме того, указанными судебными актами не устанавливались и не были предметом спора обстоятельства, на которых основаны заявленные вышеуказанные требования.
Более того, данные судебные акты были отменены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 70.1 и 92 лесного кодекса РФ. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему на любом законном основании.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. П. 2 ст. 302 ГК РФ установлено, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его "отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
При таких обстоятельствах,, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с № была произведена в нарушение статей 39, 45, Федерального закона от №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем является недействительной, как совершенная в нарушение требований действующего законодательства; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельном участке с кадастровым номером № подлежит исключению.
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 174.1 ГК РФ сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом.
В силу положений п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (п. 4 ст. 166 ГК РФ).
Согласно п. 52 Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда установлено, что спорное имущество на момент продажи не имелось в натуре и ответчики им не владели, право собственности ответчиков на продаваемые земельные доли не зарегистрированы в ЕГРН, вследствие чего отказала в удовлетворении требований о признании права собственности. Доказательств образования земельного участка, подлежащего продаже путем выдела из земель сельскохозяйственного назначения, не имеется.
Следовательно, доводы Администрации Ленинского городского округа Московской области о том, что спорный участок с кадастровым номером № в данном месте, где он образован, в установленном законом порядке не создавался, не межевался и никому не отводился, нашли свое подтверждение.
При таких обстоятельствах, поскольку спорный объект недвижимого имущества создан незаконно, вопреки установленной процедуре, в месте для этого не отведенном, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, как муниципальное образование вправе выбрать способ защиты прав как признание права на спорный участок ответчика отсутствующим и исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>
С учетом вышеизложенного и установленных в ходе разрешения спора фактов и обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Федеральным агентством лесного хозяйства и Администрацией Ленинского городского округа Московской области требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации Ленинского городского округа Московской области – удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> входящий в состав земель лесного фонда (выдел 1 квартала 4 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Московской области) в координатах поворотных точек, указанных в таблице № представленного заключения судебной экспертизы:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № и его границах.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером № и его границах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Я.Г. Куприянова