Судья Ящук С.В. Дело № 33-427/2022(2-3451/2021)
25RS0001-01-2021-004149-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Прасоловой В.Б.,
судей Левицкой Ж.В., Семенцова А.О.,
при секретаре Гончаренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района города Владивостока в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №46 общеобразовательного вида города Владивостока», администрации города Владивостока о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации города Владивостока,
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., пояснения представителя администрации города Владивостока по доверенности ФИО4, возражения прокурора Романовой О.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным иском, указав, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Истец просил суд обязать администрацию города Владивостока: обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>»; организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации города Владивостока.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации города Владивостока иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>», управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию города Владивостока возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>»; на МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>» возложена обязанность организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации города Владивостока.
С таким решением суда не согласилась администрация города Владивостока, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, указав, что прокурором при подаче иска не исследовались оконные конструкции на предмет технической возможности установки в существующие оконные блоки замков безопасности, не устанавливался вид необходимого ремонта оконных конструкций, не определялся объем и количество оконных конструкций, которым необходимо оборудовать замки безопасности. При вынесении решения, не дана оценка доводам администрации г. Владивостока о не возможности установки замков безопасности в существующие оконные блоки. В случае отсутствия технической возможности установки в существующие оконные блоки замков безопасности, решение суда будет неисполнимо. Так же полагает, незаконным и необоснованным отказ в назначении судебной экспертизы с целью разрешения вопроса о технической возможности установки замков безопасности в существующие оконные блоки, а также установления объема необходимых работ, в связи с нарушением права ответчика в предоставлении суду юридически значимых по делу доказательств.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Владивостока просил жалобу удовлетворить, по доводам изложенным в ней.
Прокурор просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>», управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации города Владивостока, возражения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения вынесенного решения.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее –Федеральный закон № 52-ФЗ), другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Пунктом 5 этой же статьи к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6, статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 названного закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 введен в действие ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-99).
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 23166-99 оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке. При этом изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Таким образом, нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, что оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности для обеспечения безопасности в детских, дошкольных и школьных учреждениях.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения мест массового пребывания людей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>» в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Согласно ответа МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>», расходы по оборудованию оконных блоков будут включены в проект бюджета на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов. При наличии средств экономии после проведения муниципальными образовательными организациями аукционов или в случае выделения дополнительных финансовых ассигнований из бюджета Владивостокского городского округа будет рассмотрена возможность выполнения вышеуказанных работ в 2021 году.
Данные обстоятельства в ходе судебного заседания не оспорены, надлежащими доказательствами не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление деятельности образовательных учреждений в отсутствие замков безопасности на оконных блоках не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанность по социальной защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия финансовых средств.
Судебная коллегия разрешая довод апелляционной жалобы о том, что не установлена техническая возможность оборудования существующих оконных блоков замками безопасности, не определен объем и количество оконных конструкций, исходит из следующего.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы, соблюдения баланса интересов сторон и для установления в полном объеме обстоятельств, имеющих значение для дела, судебной коллегией, исходя из положений статей 327, 327.1 ГПК РФ, к материалам дела по ходатайству сторон приобщено дополнительное доказательство - акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что имеется техническая возможность оборудования оконных блоков, установленных в помещении МБДОУ «Детский сад № общеобразовательного вида <адрес>», замками безопасности, а также установлено количество необходимых замков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд безосновательно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отклоняются судебной коллегией, поскольку заявленноеходатайство рассмотрено судом в соответствии с требованиями процессуального закона, в протокольном определении изложены мотивы, по которым суд отказал в удовлетворении ходатайства, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение положений статьи 206 ГПК РФ не указал срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, поскольку положения части 2 статьи 206 ГПК РФ предусматривают право, а не обязанность суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░