Дело № 12-278/22
РЕШЕНИЕ
10 августа 2022 г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Лебедева Н.В.,
рассмотрев жалобу Князькова Андрея Олеговича, на постановление о назначении административного наказания от 21.12.2021 №, вынесенное заместителем директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственным жилищным инспектором Ярославской области Смирновой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора Акционерного общества «Управляющая компания «Муниципальная» Князькова Андрея Олеговича,
УСТАНОВИЛ:
21.12.2021 заместителем директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственным жилищным инспектором Ярославской области Смирновой О.Н. в отношении генерального директора АО «Управляющая компания «Муниципальная» Князькова А.О. вынесено постановление № о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3. КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Князьков А.О. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания от 21.12.2021. В жалобе Князьков А.О. просит отменить постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п.18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений. В многоквартирном <адрес> такая обязанность собственников не исполнена, в связи с чем управляющей компанией выполнялись работы, утвержденные по результатам осмотра дома. В рамках текущего ремонта в 2020 году был выполнен ряд работ. Кроме того, часть нарушений, за которые Князьков А.О. привлечен к административной ответственности, на момент рассмотрения административного дела были устранены: выполнен ремонт ступеней 6-го подъезда, закреплена электропроводка в 6-и подъезде, установлен радиатор отопления в 6-м подъезде, установлены желоба, спилена береза, проведена опресовка системы теплоснабжения, что подтверждается актами выполненных работ, представленными на рассмотрение дела об административном правонарушении. Князьков А.О. указывает на то, что задолженность собственников многоквартирного дома перед управляющей организацией составляет <данные изъяты> рублей, при этом начисления по текущему ремонту составили <данные изъяты> рублей, что несомненно влияет на виды и сроки выполнения работ. Полагает, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вред интересам граждан, общества и государства, а потому является малозначительным. Князьков А.О. просит постановление от 21.12.2021 № отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Князьков А.О. не явился. Был надлежаще извещен о дате и времени судебного разбирательства по месту жительства, указанному им в жалобе, судебное уведомление вернулось в адрес суда.
Представитель Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности юрисконсульт -государственный жилищный инспектор Ярославской области Погодина Д.И. в судебном заседании просила жалобу Князькова А.О. оставить без удовлетворения, дала пояснения согласно представленному письменному отзыву. Обратила внимание на то, что Князьковым А.О. не оспорен факт выявленных нарушений в содержании общего имущества дома на день осмотра. При этом Князькову А.О. вменяется не противоправное бездействие по устранению выявленных нарушений, а бездействие, повлекшее возникновение выявленных нарушений. Дом находится в управлении управляющей компании с 01.09.2016 года. Выявленные нарушения возникли не одномоментно, а в течение определенного периода времени, следовательно директор Князьков А.О. допустил возникновение указанных нарушений. Данный факт подтверждается обращениями жителей дома. Выявленные нарушения затрагивают интересы граждан и непосредственно влияют на качество их жизни, тогда как согласно ст.1.2 КоАП РФ охрана прав и свобод человека и гражданина является одной из главных задач законодательства об административных правонарушениях. При этом устранение выявленного нарушения после его обнаружения департаментом не является обстоятельством, характеризующим правонарушение как малозначительное.
Заслушав представителя Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области Погодину Д.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет административную ответственность.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 ст.161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами.
Пунктом 11 (1) Правил № 491 определено, что минимальный уровень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила оказания услуг и выполнения работ (далее – Постановление № 290).
Отношения по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений регулируются Правилами нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение как Постановления № 290, так и Правил № 170.
При вынесении постановления о назначении административного наказания заместитель директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области исходил из следующего.
В связи с поступившим в департамент обращением, в интересах граждан, проживающих по адресу <адрес> (далее Дом, МКД), на основании приказа заместителя директора департамента от 11.06.2021 № в период с 16.06.2021 по 17.06.2021 в отношении АО «Управляющая компания «Муниципальная» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
В ходе проверки выявлены нарушения п.п. «а», «б» п.3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», выразившееся в нарушении требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией не обеспечено надлежащее содержание общего имущества в данном доме в части оказания услуг и выполнения работ, качество которых должно соответствовать требованиям подп. а), б), г) пункта 10, подп. а), в), з) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а именно допущены нарушения:
- повреждения асфальтового покрытия тротуаров и проездов со стороны главного и дворового фасадов дома, расположенных в пределах земельного участка (п.17 прил.7 Правил № 170);
- со стороны дворового фасада дома в районе подъезда № 6 на придомовой территории имеется дерево, касающееся кроной конструкции крыши (п.п.3.8.3. Правил № 170);
- повреждения, разрушения цементной заделки деформационных швов дворового фасада дома в районе подъездов № 5 и № 6 и главного фасада в районе подъезда № 6, повреждения штукатурно-окрасочных слоев стен дворового фасада в районе подъезда № 6 и № 7, повреждения (следы протечек) на главном фасаде в месте установки пожарной лестницы в районе жилой комнаты квартиры № 45 (п.9 Постановления № 290 и п.п.4.2.3.1. Правил № 170);
- отсутствие элемента водосточного желоба на главном фасаде в месте установки пожарной лестницы в районе комнаты квартиры № 45 (п.7 Постановления № 290 и п.п.4.6.1.1. Правил № 170);
- светильники, расположенные на карнизной части дворового и главного фасадов дома в нерабочем состоянии, отсутствуют плафоны (п.20 Постановления № 290 и п.5.6.2. Правил № 170);
- на площадке между 2 и 3 этажами лестничной клетки подъезда № 6 дома отсутствует радиатор отопления, имеются следы установки (п.17 Постановления № 290);
- незакрепленные электропровода на стенах лестничной клетки подъезда № 6 (п.20 Постановления № 290 и п.5.6.2. Правил № 170);
- загрязненность стен и оконных заполнений лестничной клетки подъезда № 6 (п.п.3.2.2., 4.7.4 Правил № 170);
- частичное разрушение штукатурного слоя деревянного перекрытия (потолка) в жилой комнате квартиры № 45 (п.6 Постановления № 290 и п.п.4.3.1, 4.3.2 Правил № 170);
-трещины по стыку наружной и внутренней стены в жилой комнате квартиры № 45 (п.3 Постановления № 290 и п.п.4.2.1.1., 4.2.1.14 Правил № 170);
- видимый прогиб потолка около оконного проема в жилой комнате квартиры № 45 (п.6 Постановления № 290 и п.п.4.3.1 Правил № 170);
- в период с 11.01.2021 по 20.01.2021, с 29.01.2021 по 25.02.2021, с.04.03.2021 по 26.03.2021, с 05.04.2021 по 19.04.2021, с 28.04.2021 по 24.05.2021, с 01.06.2021 по 15.06.2021 не производились работы по влажному подметанию лестничных площадок и маршей, предусмотренные графиком уборки помещений мест общего пользования (п.3.2.7. Правил № 170);
- не произведены предусмотренные графиком на 2021 год работы по опресовке системы теплоснабжения дома (п.3 п. «д» прил.№ 4 Правил № 170).
В соответствии с договором от 01.09.2016 управление домом осуществляет АО «Управляющая компания «Муниципальная». Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Заместитель директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области пришел к выводу, что в действиях должностного лица – генерального директора АО «Управляющая компания «Муниципальная» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а именно руководимое им общество осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований. Факт совершения правонарушения, подтверждены совокупностью исследованных доказательств: актом осмотра жилого дома (жилого помещения) № от 16.06.2021, протоколом об административном правонарушении № от 12.08.2021, фотоматериалами и иными материалами дела.
Приведенные доказательства в их совокупности указывают на вину генерального директора ООО «Управляющая компания «Муниципальная» в нарушении муниципальных правил благоустройства. Каких либо причин не исполнять требования нормативно-правовых актов, заявителем не приведено, доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению Правил не выявлено.
Тот факт, что часть выявленных нарушений была устранена на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, не влияет на квалификацию нарушения и не исключает вину должностного лица управляющей компании. Наличие задолженности собственников квартир дома перед управляющей компанией по оплате также не может повлиять на квалификацию правонарушения, поскольку суду не известно, ведется ли управляющей компанией соответствующая работа по взысканию задолженности, за какое время и по каким причинам она образовалась.
Довод Князькова А.О. о том, что собственниками квартир дома не выполнена обязанность принять решение о проведении текущего ремонта общего имущества, в связи с чем, управляющая компания выполняла работы, утвержденные по результатам осмотра дома, нельзя принять во внимание, поскольку выявленные нарушения относятся к работам, выполняемым по мере обнаружения недостатков и дефектов, и не требуют решения общего собрания собственников жилых помещений. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в этом договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Вмененное Князькову А.О. правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку выявленные нарушения напрямую причиняли вред интересам граждан – жильцов дома, нарушали их права на проживание в безопасных условиях.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом был сделан вывод о том, что обстоятельства дела не обнаруживают оснований для замены административного штрафа на предупреждение. При этом административный штраф в соответствии с ч.2.2. ст.4.1. КоАП РФ был назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания от 21.12.2021 №, вынесенное заместителем директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – государственным жилищным инспектором Ярославской области Смирновой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении генерального директора АО «Управляющая компания «Муниципальная» Князькова Андрея Олеговича оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Лебедева Н.В.