Решение по делу № 2а-815/2020 от 21.02.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2020 года                                                          г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Лунченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2020-000777-72 (2а-815/2020) по административному исковому заявлению администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной Ольге Сергеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области об уменьшении исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация города Усолье-Сибирское обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной Ольге Сергеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области об уменьшении исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что 8 декабря 2016 года Арбитражным судом Иркутской области вынесено решение по делу № А19-                                                        6573/2016 по исковому заявлению ООО «Усольсхимпром» к администрации города Усолье-Сибирское об обязании принять в муниципальную собственность недвижимое имущество, которым на администрацию города Усолье-Сибирское (далее - администрация) возложена обязанность принять в муниципальную собственность недвижимое имущество: внешние сети хозфекальной и промливневой канализации и промливневый коллектор № 1. Данное решение вступило в законную силу 21.06.2017.

4 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Кацалаповой Е.А. по указанному решению суда и на основании исполнительного листа № ФС 013475254 от 08.12.2016 было возбуждено исполнительное производство (данные изъяты)-ИП (в последующем (данные изъяты)-ИП в связи с передачей исполнительного производства в г. Иркутск). Должнику установлен 5-дневный срок для добровольною исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Поскольку требования исполнительного документа должником в предусмотренный частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок исполнены не были, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области Тюриной Ольгой Сергеевной 13.02.2020 вынесено постановление о взыскании с администрации города Усолье-Сибирское исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (получено администрацией 14.02.2020 г.).

При этом, решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2016 не было исполнено в полном объеме в установленные сроки в силу следующего.

Так, администрация города, не согласившись с вынесенным решением в течение 2017 - 2018 гг. обжаловала его в апелляционном порядке в Четвертом арбитражном апелляционном суде, в кассационном порядке в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, в кассационном порядке в Верховном суде РФ, а затем обжаловала его по вновь открывшимся обстоятельствам в Арбитражном суде Иркутской области и в Четвертом арбитражном апелляционном суде.

Кроме того, после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области 08.12.2016 было установлено, что в отношении недвижимого имущества, являвшегося предметом исковых требований ООО «Усольехимпром» к администрации города Усолье-Сибирское (сооружение-промливневый коллектор № 1 кадастровый помер (данные изъяты) и сооружение-внешние сети хозфекальной и промливневой канализации кадастровый помер (данные изъяты)) были установлены запреты на совершение сделок с имуществом от 13.08.2014.

В то же время, 04.07.2018 было зарегистрировано в ЕГРП право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости, в связи с чем вышеуказанное решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2016 было исполнено администрацией в полном объеме (что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 04.07.2018).

Таким образом, учитывая сложившуюся у должника — администрации города Усолье-Сибирское ситуацию, а именно значительный дефицит городского бюджета в 2020 году в размере 54 729 641,14 руб., что подтверждается выпиской из решения Думы города Усолье-Сибирское от 30.01.2020 № 1/7), считают, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора.

Просил: уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской пасти Тюриной Ольгой Сергеевной о взыскании исполнительного сбора от 13.02.2020, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское на одну четверть - 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.

Представитель административного истца Трунев Е.Н., действующий на основании доверенности № 01/12616 от 24.12.2019 сроком до 31.12.2020, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюрина О.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила отзыв на административное исковое заявление, а также в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представила письменные заявление о рассмотрении дела без её участия, в котором просила отказать в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, обозрев материалы исполнительных производств (данные изъяты)-ИП, (данные изъяты)-ИП, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 229 от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон № 229) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Одной из мер такого воздействия является взыскание исполнительского сбора.

Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона № 229).

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, по смыслу закона, исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию, которая может быть снижена правоприменителем, исходя из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Указанная санкция относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П разъяснено, что размер исполнительского сбора, установленный пунктом 1 статьи 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Судом установлено, что 04.09.2017 года судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Кацалаповой Е.А. на основании исполнительного документа – исполнительного листа № (данные изъяты) по делу № 2а-А19-6573/2016 по исковому заявлению ООО «Усольехимпром» к администрации г. Усолье-Сибирское о возложении обязанности на администрацию г. Усолье-Сибискрое принять в муниципальную собственность следующее недвижимое имущество: - внешние сети хозфекальной и промливневой канализации, кадастровый номер (условный) (данные изъяты), инвентарный (данные изъяты); промливневый коллектор (данные изъяты), кадастровый (условный) (данные изъяты), инвентарный (данные изъяты) возбуждено исполнительное производство (данные изъяты)-ИП (в последующем (данные изъяты)-ИП в связи с передачей исполнительного производства в г. Иркутск).

Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем должника.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Поскольку должником администрацией г. Усолье-Сибирское в установленный Федеральным законом срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были, 25.12.2017 судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Кацалаповой Е.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

16.12.2019 на основании постановления и.о. главного судебного пристава Иркутской области судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Кацалаповой Е.А. принято постановление о передаче исполнительного производства (данные изъяты)-ИП в Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств.

12.02.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. принято постановление об окончании исполнительного производства (данные изъяты)-ИП в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

13.02.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 27.12.2017 возбуждено отдельное исполнительное производство (данные изъяты)-ИП.

В период нахождения на исполнении исполнительного документа - исполнительного листа № (данные изъяты) по делу № 2а-А19-6573/2016 администрация г. Усолье-Сибирское в августе 2017 года обратилась с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2016; в декабре 2017 администрация г. Усолье-Сибирское обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о приостановлении исполнительного производства, определением от 25.01.2018 указанное заявление удовлетворено, постановлением судебного пристава-исполнителя Усрольского РОСП УФССП России по Иркутской области от 14.02.2018 исполнительное производство (данные изъяты)-ИП приостановлено на период с 14.02.2018 по 30.04.2018, также исполнительное производство приостанавливалось постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области на период с 18.03.2019 по 31.12.2019., постановлением от 16.12.2019 изменено место совершения исполнительных действий.

Администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом города Усолье-Сибирское на текущий год, утвержденный решением Думы города Усолье-Сибирское и на плановые периоды.

Также суд учитывает, что исполнение решения Арбитражного суда Иркуткой области было затруднено в связи с установлением факта наложения запретов на совершение сделок с имуществом от 13.08.2014 в отношении недвижимого имущества, являвшегося предметом исковых требований ООО «Усольехимпром» к администрации города Усолье-Сибирское (сооружение-промливневый коллектор № 1 кадастровый помер (данные изъяты) и сооружение-внешние сети хозфекальной и промливневой канализации кадастровый помер (данные изъяты)). Однако, 04.07.2018 было зарегистрировано в ЕГРП право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости, чем решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2016 исполнено администрацией в полном объеме (что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 04.07.2018).

    В обоснование уважительности причин не исполнения решения суда в установленный законом срок и тяжелого финансового положения административным истцом представлена выписка из решения Думы города Усолье-Сибирское от 30.01.2020 № 1/7.

    На основании изложенного, исходя из степени вины должника в неисполнении в установленный законом срок требований исполнительного документа, связанных с установлением объективных препятствий к исполнению решения суда, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, суд приходит к выводу, что требования администрации города Усолье-Сибирское об уменьшении размера исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной Ольге Сергеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Кацалаповой Евгенией Анатольевной о взыскании исполнительского сбора от 25 декабря 2017 года, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское, по исполнительному производству (данные изъяты)-ИП, находящемуся в производстве судебного приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной Ольги Сергеевны, на одну четверть на 12 500 рублей, то есть до 37 500 рублей.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья                                                                                                         О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 10.06.2020.

2а-815/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Усолье-Сибирское
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области
Тюрина Ольга Сергеевна
Другие
Конкурсный управляющий ООО "Усольехимпром" Ивлев Е.Ю.
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
21.02.2020Регистрация административного искового заявления
21.02.2020Передача материалов судье
24.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее