Решение по делу № 33а-7406/2021 от 24.11.2021

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д дело а-7406/2021

а-2327/2021

строка .022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 14 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Меремьянина Р.В.,

судей Кобзевой И.В., Сухова Ю.П.,

при секретаре Батуркиной О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Выборных В.Н. к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Выборных В.Н.Кирееву В.А.,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Семилукского муниципального района Воронежской области – Щеголевой И.Е. на решение Советского районного суда г. Воронежа от 23.09.2021,

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., выслушав представителя административного истца по доверенности Кирееву В.А., представителя административного ответчика по доверенности Щеголеву И.Е., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Выборных В.Н. обратился в суд с административным иском к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения, указывая, что 03.03.2021г. административный истец направил в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области три уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. 19.03.2021г. административным ответчиком были выданы оспариваемые уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>: г. на земельном участке с кадастровым номером , г. на земельном участке с кадастровым номером , г. на земельном участке с кадастровым номером по тем основаниям, что отсутствует присвоение почтового адреса, земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности реки Дон, указанный земельный участок относится к зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования (на землях населенного пункта). Истец полагает, что оспариваемые уведомления не соответствуют требованиям ГрК РФ, ПЗЗ Девицкого сельского поселения, в которых не установлено запрета на строительство объекта ИЖС в зоне подтопления паводком 1% затопляемости, зоне СХ-2, либо при отсутствии почтового адреса. Также уведомления не содержат ссылок на конкретные статьи градостроительного законодательства, которые требуется указывать в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ. Согласно сведений из ЕГРН, вид разрешенного использования земельных участков – для индивидуального жилищного строительства. Первоначальный земельный участок образован в 2013г. и относится к территориальной зоне ИЖС, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка не изменен. Решениями Советского и Центрального районных судов г. Воронежа в отношении аналогичных земельных участков, расположенных в этой же территориальной зоне, и по оспариванию аналогичных уведомлений установлено, что зона ИЖС установлена 13.02.2013г. Главой Девицкого сельского поселения вынесено постановление №23 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 609300 кв.м, с кадастровым номером , площадью 903700 кв.м, и с кадастровым номером , площадью 508800 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Судом установлено, что до настоящего времени соответствующие изменения в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования в порядке межведомственного взаимодействия не внесены, постановление главы Девицкого сельского поселения от 13.02.2013г. не оспорено.

Истец полагает, что указание в оспариваемом уведомлении на отсутствие почтового адреса планируемого строительства со ссылкой на п.9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221 незаконно, так как указанное Постановление не содержит запрета на осуществление строительства без присвоения объекту почтового адреса, ст. 51.1 ГрК РФ не предусматривает такого основания для выдачи уведомления о несоответствии, почтовый адрес не относится к градостроительному регламенту.

Основание, что земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности р. Дон истец также считает незаконным, так как ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ не содержит безусловного запрета на строительство жилых домов в зонах подтопления, а лишь указание на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Те же указания содержатся и в ст. 44 ПЗЗ Девицкого сельского поселения, приказе ДБВУ ФАВР №24 от 25.01.2021г. В ПЗЗ Девицкого сельского поселения установлена зона затопления паводком 1% обеспеченности, но ее границы не описаны, не указан вид мероприятий проведения мер обеспечения инженерной защитой объектов капитального строительства. В оспариваемом уведомлении также не указано, какой именно статьей: ПЗЗ, ВК РФ, ГрК РФ, предусмотрен запрет на строительство. Кроме того, ссылка на поручение Президента Российской Федерации от 04.09.2014г. не обоснована, т.к. поручение носит рекомендательный характер и не является нормативным актом.

Также истец полагает, что то основание, что указанные земельные участки относятся к зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования (на землях населенного пункта)) в которой жилищное строительство не предусмотрено Решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31.05.2012 г. № 123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области» (в редакции от 12.10.2018г. № 144), является незаконным, поскольку согласно ПЗЗ Девицкого сельского поселения в зоне СХ-2 установлен условно разрешенный вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, данный вид включен в градостроительный регламент и решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования истцу не требуется. Оспариваемые уведомления о несоответствии параметрам разрешенного строительства нарушают право административного истца - собственника указанного земельного участка на использование его в соответствии с видом разрешенного использования для строительства объекта ИЖС.

В связи с чем, истец просит признать полностью незаконными, выданные административному истцу администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области уведомления от 19.03.2021г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес> г., г., г. и обязать администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области повторно рассмотреть уведомления административного истца Выборных В.Н. от 03.03.2021г. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес>

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 23.09.2021, выданные Выборных В.Н. уведомления от 19.03.2021г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес> г., г., г., в части указания на не присвоение почтового адреса объекту, на нахождение земельных участков в территориальной зоне СХ-2 признаны незаконными; в удовлетворении остальной части исковых требований Выборных В.Н. отказано (т.2 л.д. 107-114).

В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Киреева В.А. просит решение суда от 23.09.2021 в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме (т.2 л.д. 134-138).

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика по доверенности Щеголева И.Е. просит решение суда от 23.09.2021 в части удовлетворения исковых требований Выборных В.Н. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.2 л.д. 121-123).

Административный истец Выборных В.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Киреева В.А. поддержала жалобу административного истца, просила её удовлетворить; апелляционную жалобу административного ответчика считала не обоснованной, не подлежащей удовлетворению. Пояснила, что Выборных В.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика по доверенности Щеголева И.Е. в судебном заседании поддержала жалобу административного ответчика, просила её удовлетворить; апелляционную жалобу административного истца считала не обоснованной, не подлежащей удовлетворению.

Заинтересованные лица администрация Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области и Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились, в заявлениях в суд просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился.

В силу требований 165.1 ГК РФ, ст.96, ст.307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.ч. 10, 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

Как усматривается из материалов дела, Выборных В.Н. является собственником земельных участков: с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 10.03.2021г.; с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 12.02.2021г.; с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 12.02.2021г., расположенных по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи от 02.02.2021г., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки (т.1, л.д. 24-26,29-31,34-36,49,104-105,111-112,118-119).

Для осуществления строительства жилого дома на данных земельных участках 03.03.2021г. Выборных В.Н. обратился в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области с уведомлениями о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированными 17.03.2021г. за № 1430, №1431, №1433 (т.1, л.д. 101-103, 108-110,115-117).

19.03.2021г. администрация Семилукского муниципального района Воронежской области выдала истцу уведомления г., г., г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ссылаясь на несоответствие параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям. В соответствии с п. 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. Присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети, наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

Кроме того, указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, так как земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности р. Дон; строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах Российской Федерации от 04.09.2014г. было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять исчерпывающие меры, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.

Также указано, что размещение планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, утвержденными Решением СНД Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31.05.2012г. №123 (в ред. от 12.10.2018г. № 144) вышеуказанный участок, располагается в территориальной зоне СХ2 (сельскохозяйственного использования (на землях населенного пункта)), в которой жилищное строительство не предусмотрено (т.1 л.д. 22-23,27-28,32-33,99-100,106-107,113-114). При этом к уведомлению приложена публичная кадастровая карта, где указан вид разрешенного использования: ИЖС (т.1 л.д.100,107,114).

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 10 Устава Семилукского муниципального района Воронежской области, к вопросам местного значения Семилукского муниципального района относятся, в том числе: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а также направление уведомления направление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (т.1 л.д. 192-225).

В соответствии с дополнительным соглашением от 28.11.2019г. № 1 к соглашению «О передаче полномочий городских (сельских) поседений по решению вопросов местного значения на уровень Семилукского муниципального района от 02.05.2017г.» от администрации Девицкого сельского поселения переданы полномочия по направлению уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрации района (т.1 л.д. 188-191).

В силу постановления администрации Семилукского муниципального района Воронежской области № 736 от 02.12.2020г. руководитель отдела архитектуры, градостроительства, имущества и земельных отношений Ягодкина М.О. и заместитель руководителя отдела Золотарёва М.Н. назначены уполномоченными лицами на выдачу разрешений на строительство, уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (т.2 л.д. 100).

Таким образом, материалами дела установлено, что администрация Семилукского муниципального района Воронежской области, а также должностное лицо, выдавшие оспариваемое уведомление, является полномочным органом, лицом, в компетенцию которого входит выдача и направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (т.1. л.д. 22-23,27-28,32-33).

Как следует из материалов дела, одним из оснований отказа ответчика является не присвоение адреса объекту планируемого строительства со ссылкой на п. 9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221, согласно которому при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Указания на иные нормативные правовые акты, послужившие отказом истцу в выдаче уведомления на соответствие указанных в уведомлении от 12.11.2020г. установленным параметрам или недопустимости размещения объекта, отсутствуют.

Согласно выписки из ЕГРН земельные участки поставлены на кадастровый учёт с кадастровыми номерами , , , указано их местоположение: <адрес> Однако, на вышеуказанном земельном участке на момент обращения административного истца в администрацию Семилукского муниципального района ВО объект недвижимого имущества отсутствовал.

Статья 51.1 ГрК РФ не предусматривает основания для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, такого как, несоответствие параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с отсутствием адреса объекта строительства.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих правомерность принятого решения, изложенного в уведомлении в адрес Выборных В.Н.

Вторым основанием в уведомлениях для несоответствия ответчик указал расположение земельного участка в зоне затопления.

В соответствии с п.1, пп.1 п.2 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (п. 4 ст. 1 ГрК РФ). Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст. 1 ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч.3, п. 8 ч. 4 ст. 31 ВК РФ).

Если иное не предусмотрено ст. 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (ч. 6 ст. 106 ЗК РФ).

Из положений ЗК РФ (ч. 24 ст. 106), ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (ст. 46) и ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст. 7) следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из частей 8 - 10 ст. 26 ФЗ от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости при условии наличия решения уполномоченного органа и данных о местоположении границ этих зон.

В силу статьи 44 ПЗЗ, утвержденных решением от 12.10.2018г. на указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации. В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.5,6,7 ст. 67.1 ВК РФ).

Согласно п.3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Положения о зонах затопления, подтопления). Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления).

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрен определенный порядок установления зон с особыми условиями. Установленные ограничения землепользования в этих зонах могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования какой-либо зоны с особыми условиями при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству, а указание в градостроительных документах нормативных зон с особыми условиями не предусмотрено.

В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика представлены суду доказательства установления зон затопления на территории с. Девица на 19.03.2021г. в соответствии с вышеуказанным порядком.

Согласно материалам дела, решением Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31.05.2012г. № 123 утверждены Правила землепользования и застройки Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (т.1 л.д. 95-98,182,183-186,187, т.2 л.д.1-26), последняя редакция о внесении изменений от 12.10.2018г. № 144.

Исходя из статьи 25.2 Правил землепользования и застройки на территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (в действующей редакции от 12.10.2018г.) установлена зона затопления паводком 1% обеспеченности на основании сведений отдела водных ресурсов по ВО Донского бассейнового водного управления (т.2 л.д.25-26).

Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области установлены границы зон затопления и отображены на публичной кадастровой карте, приказом Федерального агентства водных ресурсов Донского бассейнового водного управления № 94 от 25.01.2021г. утверждено местоположение границы зоны затопления территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Девица, р.Еманча 1% обеспеченности (т.1 л.д. 37,93-94,143-144,145,149-150).

Согласно приказа от 25.01.2021г. в границах зон затопления запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления. После чего копия приказа Донского БВУ направлена в адрес администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области письмом от 20.02.2021г. №214 (т.1 л.д. 137).

18.02.2021г. в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории «Зона затопления территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Девица, р.Еманча 1% обеспеченности», реестровый .1467, дата присвоения реестрового номера 19.02.2021г., что подтверждается ответами на запросы суда из Донского БВУ, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области с приложенной схемой границ зон затопления, согласованной с компетентными органами (т.1 л.д.38-46,145,152-153,156-157).

19.02.2021г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области уведомила об этом Донское бассейновое водное управление и администрацию сельского поселения с. Девица (т.1 л.д.144 – оборот,151,158).

В ответе на запрос суда ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области сообщило, что в границах зоны затопления запрещено строительство объектов без обеспечения инженерной зашиты таких объектов от затопления, в ЕГРН содержатся сведения о координатном описании местоположения границ зоны затопления (т.1 л.д. 134-135,139-140).

Из ответа Департамента природных ресурсов и экологии ВО от 07.09.2021г. на запрос суда следует, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты необходимо принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод, ликвидацию его последствий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, обеспечивать инженерную защиту территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания, а также соблюдать ограничения и запреты, установленные водным и градостроительным законодательством (т.1 л.д. 143).

В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое решение в этой части является законным, поскольку на момент его вынесения границы зоны затопления на территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской были определены в установленном законом порядке и сведения о них внесены в ЕГРН.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что его земельные участки полностью расположены в границах зоны затопления (т.1, л.д.38-46).

То обстоятельство, что в ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ не содержится безусловного запрета на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство жилого дома, не свидетельствует о незаконности принятого административным ответчиком решения.

При этом, то обстоятельство, что в силу п.7 ст.67.1 ВК РФ обязанность осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий возложена на собственника водного объекта, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку неисполнение такой обязанности имеет иные правовые последствия, и защита права осуществляется иным способом.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовала инженерная защита от затопления.

Доводы административного истца о том, что уполномоченным органом не было направлено требование о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в связи с установлением границ зоны с особыми условиями использования территории, также не свидетельствуют о незаконности принятого административным ответчиком решения и выходит за предмет судебного контроля по настоящему делу.

Третьим основанием в уведомлении для несоответствия административный ответчик указал невозможность размещения указанного объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч.2. ст. 26 Правил землепользования и застройки на территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, на территории Девицкого сельского поселения выделяются участки зоны сельскохозяйственного использования (на землях населённого пункта), указан перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне СХ-2: основной вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование; вспомогательный вид разрешенного использования – вспомогательные здания и сооружения, технологически связанные с основным видом использования; условно разрешенный вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (в редакции от 12.10.2018г.) (т.1 л.д. 95-98, т.2, л.д. 1-26).

Исходя из статьи 27 ПЗЗ (ред. от 31.05.2012г.) в соответствии с ГрК РФ публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности в обязательном порядке проводятся в случае обсуждения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования недвижимости, о результатах, орган проводивший публичные слушания, подготавливает заключение об их результате.

Согласно выписки из ЕГРН от 12.02.2021г., 10.03.2021г. спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства (т.1, л.д. 24-26,29-31,35-36).

Как усматривается из материалов дела, 13.02.2013г. администрацией сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области составлены заключения № 71, 73 о возможности изменения вида разрешенного использования соответственно земельных участков по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» с кадастровым № , площадью 508800 кв.м.; <адрес> с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» с кадастровым № , площадью 903700 кв.м.

Также указано, что рассматриваемый земельный участок в дальнейшем планируется использовать по целевому назначению, в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными на территории администрации Девицкого сельского поселения данный участок находится в зоне развития градостроительства (т.1 л.д.180,181).

13.02.2013г. главой Девицкого сельского поселения вынесено постановление № 23 об изменении вида разрешенного использования, согласно которому изменён вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № , площадью 609300 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»; с кадастровым номером № площадью 903700 кв.м, расположенным по адресу: Воронежская область, Семилукский район, в границах СХА им. Октябрьской революции 500 м юго-восточнее <адрес> с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»; с кадастровым номером № , площадью 508800 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 131).

Согласно ответа администрации Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №557 от 16.08.2021г. на запрос суда первой инстанции, земельный участок, принадлежащий административному истцу, образован из земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д. 130).

Материалами дела установлено, что вышеуказанное постановление главы Девицкого сельского поселения от 13.02.2013г., вынесено в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, до настоящего времени никем не оспорено и не отменено, соответствующие изменения в ЕГРН об изменении вида ИЖС не внесены.

Исходя из положений п. 2 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде или видах разрешенного использования земельного участка осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном ст. 32 Закона № 218-ФЗ и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3 - 13, 15 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. № 1532.

При этом в силу п.п. 6,8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

В случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в: решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования); решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).

Из анализа ч.7 ст. 1, п.4 ч.3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, следует, что сведения о принятом решении об изменении вида разрешенного использования должны в обязательном порядке направляться в орган регистрации прав, и следовательно вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, в отношении спорных земельных участков, установлен в предусмотренном законом порядке и в предусмотренном законом порядке не изменялся.

В связи с чем, что оспариваемое решение в этой части является незаконным.

Оценивая все доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомление администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о несоответствии является незаконным только в части двух оснований, в связи с чем, в требовании о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомления Выборных В.Н., было отказано.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований Выборных В.Н. исходя из следующего.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции не учел, что признание оспариваемых уведомлений недействительными в части указания на не присвоение почтового адреса объекту, на нахождение земельных участков в территориальной зоне СХ-2, не повлечет восстановления прав истца, поскольку в остальной части уведомление признано судом первой инстанции законным, а следовательно не нарушающим права истца.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Конституционный Суд РФ в определении от 25 мая 2017 года № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства указанный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустима.

С учетом того, что несоответствие требованиям закона двух из указанных в оспариваемых уведомлениях оснований не влечет признания незаконным в целом уведомления при наличии иных оснований, приведенных в уведомлениях, которые соответствуют действующему законодательству, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания уведомления от 19.03 2021 года частично незаконными и удовлетворении административных исковых требований Выборных В.Н. в части.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении исковых требования Выборных В.Н. в полном объеме.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Выборных В.Н. к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконными выданных Выборных В.Н. уведомлений от 19 марта 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами , ; , расположенных по адресу: <адрес> г., г., г. и возложении обязанности повторно рассмотреть поданные Выборных В.Н. уведомления, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33а-7406/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Выборных Виталий Николаевич
Ответчики
Администрация Семилукского муниципального района ВО
Другие
Киреева Вера Александровна
Донское бассейновое водное управление ФАВР
Администрация Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района ВО
Департамент природных ресурсов и экологии ВО
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Меремьянин Руслан Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
24.11.2021Передача дела судье
14.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Передано в экспедицию
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее