Решение по делу № 8Г-22871/2023 [88-23656/2023] от 14.09.2023

УИД 43MS0050-01-2023-000138-26

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-23656/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

20 октября 2023 года                                    г. Самара

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Тураевой Т.Е., рассмотрев единолично кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 4 Унинского судебного района Кировской области, и.п. мирового судьи судебного участка № 45 Унинского судебного района Кировской области, от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-128/2023 по иску прокурора Унинского района Кировской области в интересах Злобиной Елены Васильевны к Министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию «Унинский муниципальный округ Кировской области» в лице Администрации Унинского муниципального округа Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг,

установил:

Прокурор Унинского района Кировской области, действуя в интересах Злобиной Е.В., обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, к муниципальному образованию «Унинский муниципальный район» о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в сумме 36 079,99 руб.

В обоснование требований указано, что при проведении проверки по обращению Злобиной Е.В. об исполнении положений законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности, в поселках городского типа, было установлено, что Злобина Е.В. проживает в <адрес> работает медицинским работником на должности фельдшера в учреждении системы здравоохранения в Унинской Центральной районной больнице, которая в указанный период имела различные организационно-правовые формы, с 11 января 2012 года является Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Унинская центральная районная больница» (КОГБУЗ «Унинская ЦРБ»). До 1 января 2005 года Злобина Е.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 1 января 2005 года ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года частичная компенсация за счет средств областного бюджета составила 9 426 руб. При проверке установлено, что за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Злобиной Е.В. уплачено за теплоснабжение и освещение дома № 60 по ул. Партизанская в пгт. Уни, где она проживает с членами своей семьи, 45 505,99 руб. Не возмещенные затраты, понесенные Злобиной Е.В. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению жилья, за указанный период составили 36 079,99 руб.

Решением мирового судьи судебного участка Унинского судебного района Кировской области, и.п. мирового судьи судебного участка Унинского судебного района Кировской области, от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года, иск прокурора удовлетворен частично. С Министерства Финансов Кировской области за счет казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Злобиной Е.В. взыскано 36 079,99 руб. В удовлетворении требований о взыскании задолженности с МО Унинский муниципальный район отказано.

В кассационной жалобе Министерство финансов Кировской области просит отменить состоявшиеся судебные акты и вынести новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований. Основанием к отмене указано неправильное применение норм материального права.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судами предыдущих инстанций, и они выразились в следующем.

Судами установлено, что Злобина Е.В. проживает в пгт. У ни, Унинского района Кировской области по адресу ул. Партизанская д.60 и работает с 4 марта 1991 года постоянно по настоящее время медицинским работником на должности фельдшера в учреждении системы здравоохранения в Унинской Центральной районной больнице, которая в указанный период имела различные организационно-правовые формы, с 11 января 2012 года является Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Унинская центральная районная больница» (КОГБУЗ «Унинская ЦРБ»).

До 1 января 2005 года Злобина Е.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, ей выплачивалась частичная ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года частичная компенсация за счет средств областного бюджета составила 9 426 руб.

За период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Злобиной Е.В. уплачено за теплоснабжение и освещение дома № 60 по ул. Партизанская в пгт. Уни, где она проживает с членами своей семьи, 45 505,99 руб. Не возмещенные затраты, понесенные Злобиной Е.В. на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению жилья за указанный период, составили 36 079,99 руб.

Разрешая заявленные требования, мировой судья исходил из того, что субъект Российской Федерации «Кировская область», в ведении которого находится КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова», не осуществил надлежащее правовое регулирование названной сферы правоотношений, не обеспечив тем самым предоставление полагающихся Злобиной Е.В. социальных гарантий в полном объеме, что повлекло за собой нарушение ее прав, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания затрат, понесенных Злобиной Е.В. на оплату отопления и освещения жилого помещения, в заявленном истцом размере.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым основанием.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и статья 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 12 июля 2006 года №375-О, от 4 декабря 2007 года №947-О-П, от 7 февраля 2008 года №383-О-П), Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области №267-ЗО от 3 ноября 2004 года «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 руб., данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.

При этом из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который истец имела до 1 января 2005 года, и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года уменьшился.

Из изложенного следует, что выводы судов о наличии у истца права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

Судом установлено, что за период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года истцу выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 45 505,99 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области №267-ЗО от 3 ноября 2004 года при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.

Поскольку выводы судов по существу спора основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в результате чего не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение заявленного спора, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 4 Унинского судебного района Кировской области, и.п. мирового судьи судебного участка № 45 Унинского судебного района Кировской области, от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение Унинского районного суда Кировской области от 19 июля 2023 года отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – мировому судье судебного участка № 45 Унинского судебного района.

Судья Шестого кассационного суда

общей юрисдикции                                   Т.Е. Тураева

8Г-22871/2023 [88-23656/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Унинского района Кировской области
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
Администрация Унинского МО Кировской области
Другие
КОГБУЗ "Унинская ЦРБ"
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
20.10.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
20.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее