Дело № 2а-3378/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Носковой А.Д., с участием представителя административного истца по доверенности Пятиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Костроме к Бунчиной С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что Бунчина С.В. до <дата> являлась индивидуальным предпринимателем. На <дата> у неё имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 14 256,58 руб. Ответчику за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии на основании ст. 75 НК РФ начислены пени 6328,17 рублей. За неуплату страховых взносов на ОМС начислены пени 155,44 рублей. Сумма задолженности ответчиком до настоящего времени не погашена. Налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в приказном порядке, судебный приказ от <дата> отменен определением мирового судьи от <дата>. В связи с чем налоговый орган обратился за взысканием пени в исковом порядке. При этом, сумма исковых требований заявлена в меньшем размере, чем в заявлении на вынесение судебного приказа. Сумма недоимки в настоящем иске не взыскивается. Истец просил взыскать с ответчика задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6328,17 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 155,44 рублей, а всего 6483,61 рублей.
В ходе рассмотрения дела ИФНС России по Костромской области уменьшила исковые требования в части пени на сумму 1343,93 рублей. В окончательной редакции исковых требований просили взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам (пени) на пенсионное страхование в размере 4984,24 рублей и по страховым взносам (пени) на медицинское страхование в размере 155,44 рублей, а всего 5139,68 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Пятина В.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Бунчина С.В. неоднократно извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ РФ в г. Костроме Костромской области явку в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14).
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч. 4.1).
В силу ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование 01.01.2017 переданы налоговым органам. Соответствующие изменения в НК РФ и отдельные законодательные акты внесены Федеральными законами от 03.07.2016 №243-Ф3 и №250-Ф3. В связи с этим на плательщиков взносов распространяются общие правила НК РФ о взыскании задолженности в судебном порядке. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п.2 ст.48 НК РФ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Как следует из материалов дела Бунчина С.В. являлась индивидуальным предпринимателем. Прекратила деятельность <дата>.
Судом установлено, что в связи с неуплатой Бунчиной С.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии у неё на <дата> имелась задолженность в сумме 14 256,58 руб.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч.2).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч.3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.7).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Бунчина С.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, при этом вышеуказанная недоимка по страховым взносам ею уплачена не была и числится как задолженность налогоплательщика.
На задолженность Бунчиной С.В. начислены пени.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть пенсии в сумме 14 990,89 рублей взыскана судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г. Костромы мировым судьей судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> от <дата> по делу №.
Как указал административный истец 14 990,89 рублей уплачена частично. В связи с этим пени начислены на недоимку в сумме 14 256,58 рублей.
Поскольку задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть пенсии взыскана с налогоплательщика судебным актом, но в полном объеме не погашена последним, на задолженность на недоимку 14 256,58 рублей в период с <дата> по <дата> обоснованно начислены пени в сумме 2436,47 рублей.
Для уплаты указанной суммы пеней налогоплательщику в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ направлялись требования от <дата> № с указанием суммы пеней 2260,75 рублей по сроку уплаты до <дата> (л.д. 16) и от <дата> № с указанием суммы пеней 175,72 рублей по сроку уплаты <дата> (л.д. 20).
Кроме того, налоговым органом из ПФ РФ принято исправительное сальдо, согласно которого в требования № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>) включены пени на страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплаты страховой пенсии в сумме 304,98 рублей и 2242,79 рублей, которые до настоящего времени не погашены.
Таким образом, итоговая сумма пени по страховым взносам в ПФ РФ, подлежащая взысканию, составляет 4984,24 рублей.
Также, налоговым органом из ПФ РФ принято исправительное сальдо, согласно которому в требования № от <дата> (срок исполнения <дата>), № от <дата> (срок погашения до <дата>) включены пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ОМС в суммах 53,63 рублей и 101,81 рублей соответственно, которые до настоящего времени не погашены.
Таким образом, задолженности по пени по страховым взносам в ФОМС составляет 155,44 рублей.
В соответствии с нормами ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
<дата> ИФНС России по г. Костроме обратилась к мировому судье судебного участка № Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Бунчиной С.В. задолженности по пени в сумме 20740,19 рублей (в том числе взыскиваемые в административном иске суммы).
<дата> мировым судьей судебного участка № Свердловского судебного района г. Костромы был вынесен судебный приказ по делу № о взыскании с Бунчиной С.В. задолженности на общую сумму 20 740,19 рублей, который отменен определением от <дата> на основании заявления Бунчиной С.В., в котором она указала, что у неё нет задолженности по НДФЛ.
<дата> ИФНС России по городу Костроме обратилась в Свердловский районный суд города Костромы с настоящим административным иском, в котором взыскиваемые суммы уменьшены до 5139,68 рублей.
Таким образом, порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности, административным истцом соблюдены.
На основании вышеизложенного административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета исходя из суммы удовлетворенных требований в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Костроме к Бунчиной С.В. удовлетворить.
Взыскать с Бунчиной С.В. в пользу ИФНС России по г. Костроме пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 4984,24 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 155,44 рублей, а всего 5139,68 рублей.
Взыскать с Бунчиной С.В. в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва