Дело № 2-822/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2015 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Диденко О.В.,
при секретаре Приходько М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Город» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить и оборудовать место временного хранения твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга к ООО «Управляющая компания «Город» с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, и возложении на ООО «Управляющая компания «Город» (ИНН 2222782105, ОГРН 1092223006633) обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г.Барнаула в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов
и придомовой территории;
организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов
от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В обосновании требований указывается, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Железнодорожного района г.Барнаула.
В ходе проверки установлено, что на расстоянии около 20 метров от торца дома <адрес> имеется контейнерная площадка, на которой расположено 2 контейнера для накопления отходов, которые на момент проверки переполнены. Прилегающая территория около 3 кв.м. загрязнена твердыми бытовыми отходами (бытовой мусор, мебель и др.). Обустройство и содержание указанного места временного накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Отсутствуют ограждение и твердое покрытие контейнерной площадки, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и график вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Контейнеры для накопления отходов не окрашены, не имеют маркировку с наименованием владельца. Указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирных домов №№ и № по <адрес>. Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> является ООО «Управляющая компания «Город», следовательно, управляющая компания обязана выполнять санитарные нормы и правила по размещению на придомовой территории площадок для сбора мусора и их санитарному обслуживанию.
Спорная контейнерная площадка расположена с нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.2.3, п.2.2.2 СанПин 42-128-4690-88, п. 8.2.4., п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10.
В судебном заседании помощник Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Кондратьева Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика на основании доверенности Кудинова А.Е. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении не оспаривала, однако при вынесении решения просила учесть, что ООО «Управляющая компания «Город» предпринимает меры по согласованию мест временного хранения твердых бытовых отходов многоквартирного дома <адрес> на совмещенной контейнерной площадке по адресу: <адрес>, обратившись ДД.ММ.ГГГГ с целью ее согласования в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула.
Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежаще, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация Железнодорожного района г.Барнаула в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежаще.
С учетом мнения участников процесса, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 28.03.2014) Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула, организацию деятельности по благоустройству, очистке, уборке территории осуществляют администрации районов города, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и отдел по охране окружающей среды администрации города Барнаула в пределах компетенции (п.3.2).
В соответствии с п.п.5, 6, 14 ст.15 Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 №75 (ред. от 23.12.2014) администрация района организует работу с физическими и юридическими лицами по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории района, осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства города; координирует работу по вывозу мусора на территории района; определяет места временного хранения бытовых отходов, ведет реестр мест временного хранения бытовых отходов.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домой, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившихся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, землепользователи озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений; обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых подов и т.д.; принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев на деревьях.
Ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом (п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Вместе с тем, как следует из материалов дела размещение контейнерной площадки, расположенной на расстоянии около 20 метров от дома <адрес> края с администрацией Железнодорожного района г.Барнаула и Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю не согласовывалось.
В силу п. 2.4 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 №349, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации: оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов; обеспечивают санитарную уборку контейнеров, их своевременный
ремонт и замену; обеспечивают надлежащее санитарное состояние контейнерныхплощадок и специальных площадок для крупногабаритных отходов без переполнения контейнеров и загрязнения территории; заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз отходов, контролируют выполнение данных договоров, включая
контроль за выполнением графика сбора и вывоза отходов; ведут в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных от лица населения отходов.
Пунктом 3.10 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 №349 (ред. от 19.12.2013), предусмотрено, что контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую территорию. Контейнерная площадка должна иметь информационные аншлаги (40 х 60 см) с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Контейнерная площадка должна быть удалена от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры для накопления отходов должны быть окрашены, иметь маркировку с наименованием владельца.
В силу п. 7.6 Правил благоустройства территории городского округа -города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №110, содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в порядке, установленном СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», постановлением администрации города и настоящими Правилами.
Ответственность за организацию работ по содержанию и уборке придомовых территорий в зоне застройки многоэтажными жилыми домами возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (пп. 1 п. 14.1 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула).
Из материалов дела видно, что в ходе проверки, проведенной помощником Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Кондратьевой Е.В. по вопросу санитарного состояния придомовой территории жилого дома по адресу: <адрес>, было установлено, что на расстоянии около 20 метров от торца дома <адрес> имеется контейнерная площадка, на которой расположено 2 контейнера для накопления отходов, которые на момент проверки переполнены. Прилегающая территория около 3 кв.м. загрязнена твердыми бытовыми отходами (бытовой мусор, мебель и др.). Обустройство и содержание указанного места временного накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Отсутствуют ограждение и твердое покрытие контейнерной площадки, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и график вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов. Контейнеры для накопления отходов не окрашены, не имеют маркировку с наименованием владельца.
При таких обстоятельствах, деятельность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64.
При изложенных обстоятельствах, суд признает исковые требования в части обязания ответчика определить и оборудовать место временного хранения твердых бытовых отходов обоснованными, подлежащими удовлетворению с возложением на ответчика обязанности, на основании положений ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г.Барнаула; оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта, установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, признавая данный срок разумным, с возложением обязанности обеспечивать ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории; и организовывать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
Что касается требования о признании бездействия ответчика незаконным, основания для его самостоятельного удовлетворения отсутствуют, поскольку фактически данное требование является обстоятельством, подлежащим установлению при разрешении данного спора по существу, влекущем разрешение иных заявленных требований. Кроме того, ответчиком представлены доказательства предпринятых мер к согласованию места временного накопления отходов от многоквартирного дома <адрес>. Поскольку в ходе судебного разбирательства прокурор настаивал на удовлетворении иска и в данной части, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования город Барнаул Алтайского края в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ООО «Управляющая компания «Город» (ИНН 2222782105, ОГРН 1092223006633) обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г.Барнаула в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов
и придомовой территории;
организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов
от мест накопления отходов и прилегающей территории.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Город» (ИНН 2222782105, ОГРН 1092223006633) государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Барнаул Алтайского края в размере 300 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Судья О.В.Диденко