Дело № 11-555/2018
Мировой судья Макарова О.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2018 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре Дамбаевой Р.Д., с участием представителя истца Афанасьевой Л.П.. действующей на основании доверенности от 01.01.2018г. представителя ответчика Тархаева В.К.,-Тархаевой Г.С.. действующей на основании доверенности от 04.05.2016г. рассматривая апелляционную жалобу представителя ответчика Тархаевой Г.С. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.08.2018 г. по делу по иску ПАО "ТГК-14" к Тархаеву В.,К., Тархаевой М.В., Дармаеву А.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию,
у с т а н о в и л :
Истец ПАО «ТГК-14» обратилось в суд с иском к Тархаеву В.К., Тархаевой М.В., Дармаева А.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию в виде отопления в размере 33 448,76 руб., образовавшуюся по адресу: <адрес>
Заочным решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от *** требования ПАО «ТГК-14» удовлетворены, с ответчиков Тархаева В.К., Тархаевой М.В., Дармаева А.В. взыскана задолженность по отоплению в указанный выше период в размере 33448,76 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере по 405,15 руб. с каждого.
Определением от 08.08.2018 г. заочное решение от 26.06.2018 г. отменено производство возобновлено.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от *** исковые требования ПАО «ТГК-14» удовлетворены, с Тархаева В.,К., Тархаевой М.В., Дармаева А.В. солидарно в пользу ПАО «ТГК-14 взыскана задолженность в размере 33448,76 руб. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 401 руб. 15 коп. с каждого.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Тархаева В.К. – Тархаева Г.С. обратилась в вышестоящий суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение мирового судьи от *** и принять по делу решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Мотивирует, тем, что В январе 2012 г. сотрудники ПАО ТГК-14 произвели отключение квартиры от центрально] отопления в связи с образовавшейся задолженностью ответчика за услуги отепления. Ответа произвел подключение отопления к сети электроснабжения. Сотрудники ПАО ТГК-14 в конце января 2012г. произвели проверку на предмет несанкционированного подключения ответчиков сети централизованного отопления. Проверкой было установлено наличие автономного отопления от электрической сети, о чем был составлен соответствующий акт, который на руки ответчику выдан не был. Однако с этого же времени, т.е. с января 2012 г. ПАО ТГК-14 прекратил начисление за услугу отопления. Отсутствие начисления за данную услугу с января 2012 г. подтверждается выпиской по финансовому лицевому счету ..., выданной ПАО ТГК-14 от 26.07.2018 г. Данный факт необоснованно не принят судом во внимание. Вместе с тем, стороной ответчика была представлена выписка по финансовому лицeвoму счету ..., полученная в АО «Читаэнерго ***, в соответствии с которым ответчик производил платежи за потребленную электроэнергию в спорный период с 01.09.2016 по 01.09.2017 г. в размере 82 313.24 руб., что в среднем составляет 6859,44 руб. в месяц. Данный факт также судом не принят во внимание.
В судебном заседание представитель ПАО «ТГК-14» по доверенности Афанасьева Л.П. пояснила, что порядок предоставления коммунальных услуг регламентируется Постановлением Правительства № 354. Отсутствие приборов отопления и приборов учета в квартире ответчиков, не освобождает их от обязанности оплаты за потребленную энергию. Более того, в установленном законом порядке вопрос о демонтаже радиаторов отопления ответчиками не решался, просила оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики Тархаев М.В., Дармаев А.В., Тархаев В.К. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Представитель ответчика Тархаева Г.С. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.08.2018 г. отменить, отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Представитель истца Афанасьева Л.П.. в суде с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение мирового судьи без изменения.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчики Тархаева М.В., Тархаев В.К. является собственниками жилого помещения по 1/3 доли, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из лицевого счета в указанной квартире зарегистрирован ответчик Дармаев В.В. Доказательств обратного суду не представлено.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников жилых помещений установлена ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании приведенных норм жилищного законодательства, положений частей 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом положений ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, следует вывод, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством РФ нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее -Правила N 354) и принятыми в соответствии со ст. 157 ЖКРФ.
Абзацем 2 п. 42 (1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии общедомового прибора учета применяется п. 42 (1) Правил N 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Таким образом, Правила N 354 устанавливают единый порядок расчета платы за отопление вне зависимости от условий отопления и предусматривают обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления вне зависимости от наличия или отсутствия в жилых и нежилых помещениях обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, поскольку расчет размера платы, предусмотренный формулами 2, 2(1), 3, 3(1) приложения № 2 к Правилам учитывает только общую площадь жилого (нежилого) помещения.
В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов не только проживающих в этом жилом помещении граждан, но и соседей, в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется, как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды. Услуга теплоснабжения относится не только к услуге по отоплению жилого помещения собственника, но и к услуге по содержанию жилого помещения и многоквартирного дома в целом, поскольку способствует сохранению жилых помещений в пригодном для использования состоянии, существующего в нем инженерно-технического оборудования - в рабочем состоянии. По этой причине отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление теплоснабжения как на общедомовые нужды, так и на индивидуальное потребление.
Согласно п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Проверяя законность данной нормы, Верховный Суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного Суда РФ от 7 мая 2015 года N АКПИ15-198, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27 августа 2015 года N АПЛ 15-330).
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае раздельного определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, а тем более, обогрев за счет соседних помещений без использования альтернативных источников тепла, не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления. Необходимо отметить, что внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2016 года№491 (далее — Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, демонтаж радиаторов отопления, изменение других параметров элементов системы отопления, находящихся в помещении конкретного собственника, являются изменениями общего имущества дома и переустройством помещения.
Переустройство помещения должно осуществляться в соответствии со ст. 26 ЖК РФ и требует разработки проекта переустройства и его согласования с органом местного самоуправления, а реконструкция системы отопления в виде удаления ее отдельных элементов, фактически влекущая за собой уменьшение размера общего имущества, в соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, требует согласия всех собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.1 ст.548 ГК РФ).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что отсутствует договорные отношения по теплоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы суд признает несостоятельными, поскольку согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно расчету начислений за услуги отопления и горячего водоснабжения по лицевому счету ..., задолженность по оплате за отопление за период с 01.09.2016 г. по 01.09.2017 г., составила 33448,76 руб.
Доказательств того, что ответчиками производилась оплата оказанных услуг в спорный период, ответчиками в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
При этом, ч.1 ст.155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч.2 и 4 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила № 306). Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Из п.26 Правил № 306 следует, что в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п.40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 42.1 Правил № 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Также, представителем ответчика не представлено сведений о нарушении мировым судьей тайны совещательной комнаты, расписка представителя истца о получении резолютивной части решения суда до оглашения решения суда, не свидетельствует о нарушении тайны совещательной комнаты, является правом истца, который как установлено из ответа мирового судьи не мог присутствовать при оглашении решения суда в связи с занятостью на работе.
При наличии подобных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения мирового судьи. Мировым судьей при вынесении обжалуемого решения правильно определен круг юридически значимых обстоятельств, дана надлежащая оценка доказательствам, правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта. Выводы, к которым пришел мировой судья, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются верными.
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 24.08.2018 г. по делу по иску ПАО "ТГК-14" к Тархаеву В.,К., Тархаевой М.В., Дармаеву А.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Тархаевой Г.С. – без удовлетворения.
Судья И.П. Николаева