ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-13622/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 17 августа 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1309/2020 (УИД 24RS0040-02-2020-001175-76) по иску Ерощенко Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Ерощенко Сергея Анатольевича на решение Норильского городского суда Красноярского края от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ерощенко Сергей Анатольевич (далее по тексту - Ерощенко С.А., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное), ответчик), в котором просил признать незаконным решение от 9 января 2018 г. № №, обязать УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) включить в его страховой стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 периоды работы с 9 января 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 февраля 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроительного управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. и с 17 февраля 1998 г. по 10 апреля 2001 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 3 июля 2008 г. по 1 октября 2009 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахтостроительном цехе Донского горно-обогатительного комбината – филиала АО «ТНК «Казхром» (Республика Казахстан), с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В.», обязать УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) включить в страховой стаж Ерощенко С.А. периоды работы: с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроительного управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 декабря 1991 г. по 26 октября 1992 г. в качестве обжигальщика на Керамическом заводе Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. в качестве слесаря у ИП Гринько В.А. (Республика Казахстан), с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В.», обязать УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – 26 сентября 2017 г.
Требования мотивированы тем, что 26 сентября 2017 г. Ерощенко С.А. в связи с достижением возраста <данные изъяты> лет обратился в УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 9 января 2018 г. № № истцу было отказано в удовлетворении его требований ввиду отсутствия требуемого страхового стажа в размере 20 лет и стажа по Списку № 1 в количестве 10 лет. При этом УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) не включены в страховой стаж вышеперечисленные периоды работы со ссылкой на то, что они не подтверждены компетентным органом.
Истец, полагая данный отказ незаконным, указывал, что все спорные периоды работы подтверждены записями в его трудовой книжке и соответствующим справками.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 25 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 г., исковые требования Ерощенко Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края удовлетворены частично, на УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Ерощенко Сергея Анатольевича периоды работы с 1 декабря 1991 г. по 26 октября 1992 г. в качестве обжигальщика на Керамическом заводе Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроительного управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), также возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 Ерощенко Сергея Анатольевича периоды работы с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроительного управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 3 июля 2008 г. по 1 октября 2009 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахтостроительном цехе Донского горно-обогатительного комбината – филиала АО «ТНК «Казхром» (Республика Казахстан). В остальной части в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы периодов с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. в качестве слесаря у ИП Гринько В.А. (Республика Казахстан), с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В», с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», а также о признании незаконным решения УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) от 9 января 2018 г. № №, о понуждении УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения – 26 сентября 2017 г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ерощенко С.А. просит отменить решение Норильского городского суда Красноярского края от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 г. как незаконные и необоснованные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает ее подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами допущено нарушение норм материального права, которое выразилось в следующем.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Ерощенко С. А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с <данные изъяты> г.
21 сентября 2017 г. истец обратился в УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
29 сентября 2017 г. ответчиком сделаны запросы в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан по Актюбинской области, содержащие требование о предоставлении сведений о стаже Ерощенко С.А. на соответствующих видах работ по Списку №.
Решением от 9 января 2018 г. № № Ерощенко С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 не менее 10 лет (04 года 01 месяц 17 дней) и страхового стажа не менее 20 лет (16 лет 07 месяцев 12 дней).
Согласно данному решению страховой стаж Ерощенко С.А. по состоянию на 21 сентября 2017 г. составил 16 лет 07 месяцев 12 дней, стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 - 04 года 01 месяц 17 дней, при этом в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 не включены периоды работы истца с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроителыюго управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. и с 17 февраля 1998 г. по 10 апреля 2001 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), так как данные периоды не подтверждены документами из компетентных органов Республики Казахстан, с 3 июля 2008 г. по 1 октября 2009 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахтостроительном цехе Донского горно-обогатительного комбината - филиала АО «ТНК «Казхром» (Республика Казахстан), так как в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда па основании Списков № 1 и № 2, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. № 1930, так как данные периоды не могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации: с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», так как в выписке из индивидуального лицевого счета не указан код особых условий груда по Списку № 1, с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В.», так как период работы отсутствует на индивидуальном лицевом счете, документально не подтвержден факт начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в страховой стаж не включены периоды работы истца с 1 декабря 1991 г. по 26 октября 1992 г. в качестве обжигальщика на Керамическом заводе Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно-обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. в качестве слесаря у ИП Гринько В.А. (Республика Казахстан), поскольку данные периоды не подтверждены документально, не представлена за период работы с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. выписка с оборотами по транзитным счетам вкладчика, выданная Некоммерческим АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В.», поскольку период работы отсутствует на индивидуальном лицевом счете, документально не подтвержден факт начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке Ерощенко С.А. работал с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика на шахте «Молодежная» Хромтауского специализированного шахтостроительного управления № 6 (Республика Казахстан), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. и с 17 февраля 1998 г. по 10 апреля 2001 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей на шахте «Молодежная» Донского горно- обогатительного комбината (Республика Казахстан), с 3 июля 2008 г. по 1 октября 2009 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахтостроительном цехе Донского горно-обогатительного комбината - филиала АО «ТНК «Казхром» (Республика Казахстан), с 10 декабря 2013 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В.».
При разрешении заявленных исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пениях», Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанным 13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, разъяснениями, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периодов работы истца с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. (01 год 11 месяцев 04 дня), с 1 декабря 1991 г. по 26 октября 1992 г. (10 месяцев 26 дней), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. (10 месяцев 04 дня), то есть 3 года 08 месяцев 04 дня, в том числе для включения в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 периодов с 9 ноября 1992 г. по 9 июня 1993 г., с 29 августа 1995 г. по 1 января 1997 г. (1 год 11 месяцев 04 дня), с 1 января 1997 г. по 4 ноября 1997 г. (10 месяцев 04 дня), то есть 02 года 09 месяцев 08 дней, а также периода с 3 июля 2008 г. по 1 октября 2009 г. (1 год 02 месяца 29 дней) в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в шахтостроительном цехе Донского горно-обогатительного комбината - филиала АО «ТНК «Казхром» (Республика Казахстан), при этом суд первой инстанции указал, что данные периоды работы истца подтверждены архивными справками, поступившими по запросам УПФР из компетентных органов Республики Казахстан и выписками индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Отказывая во включении в страховой стаж истца периодов его работы с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. в качестве слесаря у ИП Гринько В.А. (Республика Казахстан), с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В», с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», суд исходил из того, что указанные периоды отсутствуют на индивидуальном лицевом счете Ерощенко С.А., не подтверждены сведениями об уплате страховых взносов, при этом период с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. отображен в индивидуальном лицевом счете без указания кода особых условий труда по Списку № 1.
Также суд первой инстанции указал, что с учетом включения спорных периодов в специальный стаж по Списку № 1 стаж истца с учетом ранее включенных периодов составит более 7 лет (8 лет 1 месяц 23 дня), в связи с чем право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у истца в 53 года, то есть 8 февраля 2020 г. Оснований для возложения обязанности на ответчика назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения истца, то есть с 26 сентября 2017 г. суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Ерощенко С.А., согласился с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов в части назначения досрочной страховой пенсии по старости сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Согласно ст. 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет. гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Данные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Названные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами обоснованно отказано во включении в страховой стаж истца периода его работы с 8 января 2002 г. по 26 декабря 2006 г. в качестве слесаря у ИП Гринько В.А. (Республика Казахстан), поскольку истцом не представлены какие-либо документы, с учетом сведений которых возможно было решить вопрос о включении данного периода работы истца в специальный стаж по Списку № 1.
Также судами сделан правильный вывод об отказе во включении в страховой стаж истца периодов его работы с 26 марта 2015 г. по 10 марта 2016 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в Компании «Глобал Майнинг Сервисез «Б.В», с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей в ООО «Дайльманн Ханиэль Шахтстрой», поскольку указанные периоды отсутствуют на индивидуальном лицевом счете Ерощенко С.А., не подтверждены сведениями об уплате страховых взносов, при этом период с 1 мая 2014 г. по 7 августа 2014 г. отображен в индивидуальном лицевом счете без указания кода особых условий труда по Списку № 1, кроме того по данным периодам истцом не представлено каких-либо справок и иных документов, позволяющих решить вопрос о включении данных периодов работы истца в специальный страховой стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными доводы кассационной жалобы относительно того, что судами не учтено наличие его стажа на соответствующих видах работ по Списку №1 в количестве 9 месяцев в 2017 году, предшествующих обращению истца в пенсионный орган 21 сентября 2017 г., поскольку периоды работы истца в 2017 году в ОГСК «Шахтспецстройпроект» в качестве спорного периода не заявлялись, в связи с чем не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Однако, заслуживает внимания довод кассационной жалобы истца об отсутствии в решении суда первой инстанции указания о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента ее возникновения с 8 февраля 2020 г., хотя в мотивированной части решения установлено, что право выхода на пенсию у истца возникло 8 февраля 2020 г.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, поскольку в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания указанные положения закона, гарантирующие гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным. Однако при вынесении апелляционного определения указанные выше требования закона соблюдены не были.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи