Дело № 2-1414/2024
УИД 21RS0016-01-2024-002158-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2024 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Николаевой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику МУП «ЖКХ «Вурман-Сюктерское», с учётом уточнений, в котором просит обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащую сведения, предусмотренные п. 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - очистных сооружений <адрес>, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение учета объема сброса сточных вод, их качества в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений <адрес> (географические координаты места сброса – № северной широты, № восточной долготы) в. пределах нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование искового заявления указано, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения МУП «ЖКХ Вурман-Сюктерское требований законодательства об охране вод и установлено, что на основании договора хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики предприятием эксплуатируются очистные сооружения в <адрес>, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды населения, при этом сброс сточных вод в водный объект ручей без названия в <адрес> (приток реки Волга) осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №. Далее указано, что эксплуатируемые ответчиком биологические очистные сооружения на государственный учет как объект. оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. Также ответчиком ежеквартальное ведение наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, в том числе наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект, не осуществляется. Также ответчиком программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена и по данным фактам в их адрес ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако в нарушение ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято. Также указано, что рамках Федерального проекта «Оздоровление Волги» специалистами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведено выездное обследование водоохранной зоны бассейна <адрес> и отбор проб воды с привлечением лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и по результатам анализа результатов лабораторных исследований качества сточной воды установлены следующие превышения: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 2,7 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), - БПК5 – 4,1 мг/куб.дм (при нормативе – 2,l /куб.дм), аммоний-ион – 5,0 мг/куб.дм (при нормативе – 0,5 /куб.). нитрит-ион – 3,0 мг/куб. (при нормативе – 0,08 /куб.дм ); протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 0,32 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), нитрит-ион – 0,188 мг/куб. (при нормативе – 0,08 /куб.); протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 3,2 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), БПК5 – 4,1 мг/куб.дм (при нормативе – 2,1 /куб.дм), марганец – 0,034 мг/куб.дм (при нормативе – 0,01 /куб.дм) и по допущенным превышениям Волжско-Камским межрегиональньпл управления Росприроднадзора рассчитан ущерб водному объекту в размере 131806 рублей, предъявлен к взысканию в судебном порядке. Как указано в иске, ответчиком план мероприятий по охране окружающей среды не разработан и не утвержден.
На судебном заседании представитель помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабеков Ф.Я. исковые требования с учётом уточнений поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
На судебное заседание ответчик – МУП «ЖКХ «Вурман-Сюктерское», надлежаще и своевременно извещённые, своего представителя не направили, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что не согласны со сроками исполнения требований.
На судебное заседание третьи лица, представители Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещённые о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Также ст. 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу п. 6 раздела 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в случае осуществления на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки) объект относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Пунктами 25, 26 данных Правил предусмотрено, что постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, содержащей следующие сведения: а) наименование объекта; б) сведения, указанные в подпунктах «а» - «д», «и» - «л» пункта 14 и пункте 15 настоящих Правил; в) сведения о массе обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых, размещаемых отходов производства и потребления по каждому виду и классу опасности отходов (при осуществлении на объекте деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления); г) реквизиты лицензии на право пользования недрами (при осуществлении на объекте деятельности по пользованию недрами); д) сведения о нормативах допустимых выбросов, нормативах допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, нормативах образования отходов производства и потребления и лимитах на их размещение. Заявка на постановку объекта на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оформляется по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2022 № 532.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
Согласно п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» собственники водных объектов и водопользователи ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - порядок) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 903.
Пунктами 16, 24 Порядка предусмотрено определение состава и свойства сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод отдельно на каждом выпуске их в водные объекты. Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.02.2022 № 109.
В адрес МУП «ЖКХ «Вурман-Сюктерское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако в нарушение статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято.
Материалами дела установлено, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения МУП «ЖКХ Вурман-Сюктерское» требований законодательства об охране вод. Установлено, что на основании договора хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики предприятием эксплуатируются очистные сооружения в <адрес>, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды населения. Сброс сточных вод в водный объект - ручей без названия <адрес> осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №.
Эксплуатируемые МУП «ЖКХ Вурман-Сюктерское» биологические очистные сооружения на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены; ежеквартальное ведение наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, в т.ч. наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект не осуществляется; программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена.
Также в рамках Федерального проекта «Оздоровление Волги» специалистами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведено выездное обследование водоохранной зоны бассейна р. Волга и отбор проб воды с привлечением лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и по результатам анализа результатов лабораторных исследований качества сточной воды установлены следующие превышения: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 2,7 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), - БПК5 – 4,1 мг/куб.дм (при нормативе – 2,l /куб.дм), аммоний-ион – 5,0 мг/куб.дм (при нормативе – 0,5 /куб.). нитрит-ион – 3,0 мг/куб. (при нормативе – 0,08 /куб.дм ); протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 0,32 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), нитрит-ион – 0,188 мг/куб. (при нормативе – 0,08 /куб.); протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат-ион – 3,2 мг/куб.дм (при нормативе – 0,2 /куб.дм), БПК5 – 4,1 мг/куб.дм (при нормативе – 2,1 /куб.дм), марганец – 0,034 мг/куб.дм (при нормативе – 0,01 /куб.дм).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов. нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IIи III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Однако ответчиком план мероприятий по охране окружающей среды не разработан и не утвержден, иного не представлено
Таким образом, неисполнение МУП «ЖКХ Вурман-Сюктерское» данной обязанности по постановке на учет объекта негативного воздействия не позволяет определить категорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно определить перечень необходимой природоохранной документации, отсутствие программы производственного экологического контроля и непроведение регулярных наблюдений за качеством стока и состоянием водного объекта не позволяет объективно оценить степень влияния сточных вод на водный объект, что в свою очередь может повлечь загрязнение компонентов окружающей среды, нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного законодательства, что влечёт удовлетворение заявленных исковых требований в полном объёме.
Также неисполнение обязанности по постановке па учет объекта негативного воздействия не позволяет определить категорию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно определить перечень необходимой природоохранной документации, отсутствие программы производственного экологического контроля и не проведение регулярных наблюдений за качеством стока и состоянием водного объекта не позволяет объективно оценить степень влияния сточных вод на водный объект, сброс сточных вод с превышением установленных нормативов повлечь загрязнение компонентов окружающей среды, нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного законодательства.
Также согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» об обязании, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащую сведения, предусмотренные п. 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - очистных сооружений <адрес>, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.
Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение учета объема сброса сточных вод, их качества в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Вурман-Сюктерское» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений <адрес> (географические координаты места сброса — № северной широты, № восточной долготы) в. пределах нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 9 октября 2024 года.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.