Решение по делу № 33а-874/2020 от 12.05.2020

Судья Косарева Н.В. Дело№33а-874/2020

Докладчик Михеев О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Михеева О.С. и Филимонова С.И.,

при секретаре Киреевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2020 г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело №2а-155/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия

установил:

Ларин С.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району Гаврилюк М. от 6 ноября 2015 г. №29/11 «О присвоении воинского звания «рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, прибывающих в запасе», в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания «рядовой» Ларину Сергею Владимировичу, <дата> года рождения и обязании ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» выдать военный билет.

В обоснование заявленных требований указал, что состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Зубово-Полянского района Республики Мордовия (далее - ОВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия) со 2 февраля 2005 г., получил прописное свидетельство – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу <№>. В период дневной формы обучения в Московском Государственном Университете леса, расположенном в г. Мытищи с 14 сентября 2006 г. по 11 июля 2011 г. состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата г. Мытищи Московской области, откуда 11 июля 2011 г. снялся с воинского учета, личное дело призывника на руки не получал. 18 июля 2011 г. принят на военный учет по месту регистрации в Военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия, о чем свидетельствуют штампы в прописном свидетельстве. В 2011 г. дважды обращался к сотрудникам ОВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия с вопросом о призыве на срочную военную службу, на что получил ответы, что его вызовут по повестке, когда поступит его личное дело призывника с Военного комиссариата г. Мытищи Московской области.

Однако в период с 18 июля 2011 г. по достижении возраста 27 лет повестки о призыве на военную службу он не получал. В ноябре 2017 г. он обратился в ОВК по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия с просьбой о выдаче военного билета, на что получил ответ, что в ОВК Зубово-Полянского района он на воинском учете не состоит с 2006 г., с таким вопросом он должен обратиться в ОВК г. Мытищи Московской области. После долгих дискуссий ему сообщили, что сделают запрос его личного дела призывника в ОВК г. Мытищи Московской области и выяснят, на каких условиях снялся с воинского учета в ОВК г. Мытищи Московской области.

В апреле 2017 г. его вызвали в ОВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия, где он прошел медицинское освидетельствование. Призывной комиссией принято решение, оформленное протоколом №7, согласно которому он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также о зачислении в запас.

Указывает, что от службы в армии не уклонялся, мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись, повесток о призыве на военную службу не получал, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.

В последующем, Ларин С.В. обратился с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Московской области» о признании незаконным и отмене приказа №29/11 от 6 ноября 2015 г. «О присвоении воинского звания «рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, пребывающих в запасе», которым ему, Ларину С. В. присвоено звание «рядовой», с зачислением в запас. Зачислив настоящим приказом его в запас, ему отказано в оформлении и выдаче военного билета, при этом в письменном сообщении военного комиссара городов Мытищи и Королев Московской области Гаврилюк М. от 31 мая 2019 г. № к/ю 1127 ему рекомендовано за получением военного билета обратиться в военный комиссариат Зубово-Полянского и Торбеевского районов по месту его регистрации.

Просил признать незаконным и отменить приказ начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району Гаврилюк М. от 6 ноября 2015 г. №29/11 «О присвоении воинского звания «рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, прибывающих в запасе», в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания «рядовой» Ларину Сергею Владимировичу, <дата> года рождения и обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» выдать ему военный билет.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 г. административный иск удовлетворен.

На ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» возложена обязанность по вступлении решения в законную силу передать заявление административного истца Ларина С.В. о зачислении в запас вооруженных сил и выдаче военного билета на рассмотрение в срок работы ближайшей призывной комиссии Зубово-Полянского района Республики Мордовия для принятия решения по вопросу о зачислении Ларина С.В., <дата> рождения, в запас по достижении возраста 27 лет с учетом установленных судом на момент рассмотрения настоящего дела обстоятельств, а также сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения в течение десяти дней со дня принятия решения призывной комиссии.

Приказ начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району Гаврилюк М. от 6 ноября 2015 г. №29/11 «О присвоении воинского звания »рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, прибывающих в запасе», в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания «рядовой» Ларину С.В., <дата> года рождения признан незаконным и отменен.

Административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», в лице представителя Беляркиной М.С., подало апелляционную жалобу на решение суда, считает его незаконным и необоснованным, просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По существу привела доводы о том, что судом первой инстанции не выяснено обстоятельство, имеющее значение для рассмотрения дела, а именно, на какой военный комиссариат должна быть возложена обязанность производить мероприятия, связанные с призывом на военную службу Ларина С.В. в юридически значимый период с 1 января 2014 г. по 6 ноября 2015 г. Суд пришел к незаконному выводу о том, что Ларин С.В. с 18 июля 2011 г. состоит на воинском учете в военном комиссариате Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия. Полагает, что суд отдал предпочтение одним доказательствам (штампу в удостоверении и письму военного комиссара городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области Гаврилюка М. от 21 мая 2018 г. №к2-912), положенным в основу решения суда, над другими доказательствами (учетно-алфавитной книгой призывников <дата> годов рождения, проживающих на территории Мытищинского района Московской области) и дал произвольную оценку доказательствам, что привело к принятию незаконного решения. Считает, что суд пришел к неверному выводу о том, что военный билет Ларину С.В. должен быть выдан военным комиссариатом Республики Мордовия, поскольку Ларин С.В. не состоит на воинском учете в военном комиссариате Зубово-Полянского и Торбеевского районов, у военного комиссариата Республики Мордовия отсутствуют правовые основания для передачи заявления Ларина о зачислении в запас и выдаче военного билета. Указывает, что Ларин С.В. подлежал призыву, не имел законно предоставленных отсрочек от призыва на военную службу, не имел освобождения от призыва на военную службу, поэтому был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г. по достижению им 27 летнего возраста (до 6 ноября 2015 г.). Указывает, что из искового заявления Ларина С.В. следует, что он с 2012 г. по настоящее время работает в <данные изъяты> (Московская область, г. Королев), данное обстоятельство говорит о том, что Ларин С.В. не снимался с воинского учета отдела военного комиссариата городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области, так как воинский учет граждан осуществляется по месту жительства или месту пребывания (на срок боле 3 месяцев). Мероприятия, связанные с призывом на военную службу Ларина С.В. в юридически значимый период должны были проводиться военным комиссариатом по месту его постоянного пребывания.

Представитель административного истца Ларина С.В. адвокат Поршина Н.Г. подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность ее доводов.

В судебное заседание административный истец Ларин С.В., административный ответчик Военный комиссар Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия Шлыков Н.А., представители административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», Военного комиссариата Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия, Военного комиссариата Московской области, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркиной М. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Ларина С.В. адвокат Поршина Н.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 176 КАС Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Судам следует иметь в виду, что указанные требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений).

Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия(бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решением суда первой инстанции требования административного иска к ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» удовлетворены исходя из установленных обстоятельств о недоказанности административным ответчиком фактов добросовестного выполнения требований возложенных на него законодательством о проведении мероприятий по своевременности постановки Ларина С.В. на воинский учет и призыва его на военную службу по месту его постоянной регистрации.

Также, удовлетворены требования административного иска к ФКУ «Военный комиссариат Московской области», приказ начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району от 6 ноября 2015 г. в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания «рядовой» Ларину Сергею Владимировичу, <дата> года рождения, признан незаконным.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон №53-ФЗ) предусмотрено, что воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Пунктом 6 названной нормы установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Согласно пункту 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления (подпункт «а»); сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию (подпункт «д»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, осуществление воинского учета по месту жительства или по месту пребывания, если срок пребывания превышает три месяца, позволяет гражданам выполнить обязанность встать на воинский учет, не покидая пределов той местности, где они постоянно или преимущественно находятся в течение длительного времени.

Кроме того, данное законоположение не связывает определение места жительства или места пребывания гражданина исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 2 июня 2011 г. № 11-П; определения от 13 июля 2000 г. № 185-О, от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О и др.).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Ларин С.В., <дата> года рождения, с 15 апреля 2003 г. зарегистрирован по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, <адрес>. И получил приписное свидетельство - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии ЕА <№> от 2 февраля 2005 г.

Из раздела У11 «Прием на воинский учет и снятие с воинского учета» учетной карты призывника Ларина С.В. следует, что он принят на первоначальный воинский учет в военный комиссариат Зубово-Полянского района Мордовской АССР с 2 февраля 2005 г. 19 октября 2006 г. принят на воинский учет в военный комиссариат г. Мытищи Московской области. Призывной комиссией Мытищинского района Московской области в отношении Ларина С.В. (протокол № 14 29/467 от 30 ноября 2006 г.) было вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 31 августа 2011 г. на время освоения программы в высшем учебном заведении и защиты диплома на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Закона № 55-ФЗ.

24 июня 2011 г. Ларин С.В. завершил обучение в ГОУВПО «Московский государственный университет леса», о чем получил диплом № <№>.

Из приписного свидетельства - удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии ЕА <№> следует, что 11 июля 2011 г. на основании заявления, Ларин С.В. снят с воинского учета в военном комиссариате г. Мытищи Московской области и 18 июля 2011 г. принят на воинский учет в военном комиссариате Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Согласно сведениям, представленным военным комиссариатом Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия № 662 от 30 мая 2018 г., Ларин С.В. на воинском учете призывников и граждан, пребывающих в запасе, в военном комиссариате Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия не состоит, в исследованной в судебном заседании учетно-алфавитной книге призывников 1988 года рождения, проживающих на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия не значится, военный билет на его имя не выдавался.

Из учетной карты призывника Ларина С.В. (раздела У11) следует, что он снят с воинского учета военного комиссариата г. Мытищи Московской области на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Закона №53-ФЗ (без указания числа, месяца, года принятого решения).

Из имеющейся в деле выписки из учетно-алфавитной книги призывников <дата> года рождения, проживающих на территории городов Мытищи, Королев Московской области, усматривается, что под порядковым номером 43 значится Ларин Сергей Владимирович, в графе 3 «зарегистрированное место жительства (пребывания)» указан: МГУ леса, общежитие, в графе 4 «дата первоначальной постановки на воинский учет» указано, что прибыл из ВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия и поставлен на учет 14 сентября 2006 г., в графе 5 «отметки об убытии, высылке личного дела» сведения отсутствуют, в графе 6 «отметка о призыве на военную службу» сведения отсутствуют. В графе 7 «отметки о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу» имеется запись: подп. А п. 2 ст. 24 до 31.08.2011 г. (высш. проф. обр. Протокол от 30.11.2006 г. № 14), в графе 8 «отметка о зачислении в запас или исключении с воинского учета» указано: ст. 22 п. 1 а. Запас, 27 лет. В графе 9 «Отметка о месте хранения личного дела призывника № раздела картотеки, архива» указано: личное дело хранил.3.

Как следует из ответов Военного комиссара городов Мытищи, Королев и Мытищинского района Московской области М. Гаврилюка за исх. №2/60-98 от 6 декабря 2016 г. на запрос Военного комиссара Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 14 ноября 2016 г., за исх. № 2/3816 от 1 сентября 2017 г., на запрос за исх. №887 от 6 июля 2017 г., Ларин С.В. состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району до зачисления в запас по достижению возраста 27 лет.

Также, из письменной информации отдела по вопросам миграции ОВД по Зубово-Полянскому муниципальному району Республики Мордовия от 29 мая 2018 г. № 51/1134, УМВД России по г. Королев от 18.04.2019 г. исх. № 28/ОВМ-27, следуют, что Ларин С.В. <дата> года рождения, уроженец пос. Умет Зубово-Полянского района Мордовской АССР, с 15 апреля 2003 г. по настоящее время значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, <адрес> В период с 10.09.2015 г. по 19.05.2016 год и с 19.05.2016 г. по 19.05.2017 год значился временно зарегистрированным по месту пребывания по адресу: Московская область, г. Королев<адрес>

Из трудовой книжки на имя Ларина С.В. <№> следует, что 1 сентября 2011 г. он принят на работу в <данные изъяты> где проработал до 10 февраля 2012 г.

16 февраля 2012 г. Ларин С.В. принят на работу в <данные изъяты> где работает по настоящее время.

Из личной карточки работника Ларина С.В. <данные изъяты>», следует, что по состоянию на 16 февраля 2012 г. он фактически проживал по адресу: Московская область, г. Мытищи, <адрес>

Из совокупности установленных обстоятельств следует, что с 1 сентября 2011 г. по настоящее время Ларин С.В. фактически проживал и проживает на территории Московской области, городов Мытищи и Королев.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 10 Закона №53-ФЗ, подпунктом «г» пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №719 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

При этом абзац 6 пункта 1 статьи 10 Закона №53-ФЗ, подпункт «д» пункта 50 раздела IX вышеупомянутого Положения о воинском учете, предусматривают, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

В нарушение установленного порядка Ларин С.В. в установленные сроки не сообщил об изменении места жительства, не снялся с воинского учета при переезде на новое место жительства и не встал на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства.

При указанных обстоятельствах, наличие в приписном свидетельстве Ларина С.В. отметки о его постановки на учет ВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия 18 июля 2011 г. не может свидетельствовать об обязанности ведения ВК Зубово-Полянского района Республики Мордовия воинского учета Ларина С.В., поскольку никаких объективных данных, свидетельствующих о факте постоянного проживания Ларина С.В. по месту регистрации с учетом того, что факт регистрационного учета может лишь являться одним из доказательств, административным истцом не представлено.

Согласно пункту 22 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» снятие с воинского учета гражданина, убывающего к новому месту жительства (пребывания), производится на основании его заявления, в котором указывается, куда убывает гражданин (муниципальное образование, субъект Российской Федерации), адрес места жительства (пребывания) на новом месте, где будет работать (учиться), адрес проживания ближайших родственников, обязательство в двухнедельный срок встать на воинский учет по новому месту жительства (пребывания), в следующем порядке:

из соответствующего раздела картотеки личных дел изымается личное дело призывника (заявление хранится в личном деле призывника до получения запроса) и помещается в раздел картотеки личных дел призывников, снятых с воинского учета;

в соответствующем разделе учетно-алфавитной книги производится запись о снятии гражданина с воинского учета;

в удостоверении и в соответствующем разделе учетной карты призывника проставляется оттиск штампа военного комиссариата о снятии с воинского учета;

при поступлении запроса из военного комиссариата по новому месту жительства (пребывания) гражданина его личное дело в 3-дневный срок высылается в установленном порядке. О высылке личного дела призывника производится соответствующая запись в учетно-алфавитной книге. Заявление гражданина о снятии с воинского учета и запрос военного комиссариата о высылке личного дела с копией письма, сопровождающего личное дело, подшиваются в соответствующее дело военного комиссариата.

Если в течение месяца запрос на высылку личного дела не поступил, военный комиссариат по прежнему месту жительства (пребывания) направляет письмо о необходимости розыска гражданина в военный комиссариат и при необходимости в органы внутренних дел муниципального образования, на территорию которого убыл гражданин, родителям и другим родственникам гражданина, по новому месту его работы или учебы.

Ни одно из вышеперечисленных требований Инструкции, за исключением отметки в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, о снятии Ларина С.В. с учета ОВК г. Мытищи Московской области не выполнило.

Более того, как следует из учетной карты призывника Ларина С.В. по достижении 27 летнего возраста он был снят с воинского учета призывников, на учетной карте призывника была сделана следующая запись: «На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 ФЗ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Начальнику отделения снять с воинского учета призывников. Начальнику отделения принять на воинский учет военнослужащих запаса».

То есть, для передачи в запас Ларина С.В. необходима была его личная явка для медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе, а также определения гражданской специальности.

После чего в учетно-алфавитной книге производится запись о снятии гражданина с воинского учета призывников по достижении предельного возраста пребывания на воинском учете граждан, подлежащих призыву на военную службу, и месте нахождения личного дела призывника.

Из вышеприведённых норм материального права и нормативных документов следует, что вопросы, связанные с призывом на военную службу военнообязанного вправе рассматривать только призывная комиссия по месту жительства или по месту пребывания военнообязанного, а следовательно выводы суда первой инстанции о не выполнении ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» требований по проведению мероприятий по своевременности постановки Ларина С.В. на воинский учет и призыва его на военную службу, сделаны без учета фактически установленных обстоятельств по делу.

Судом первой инстанции также установлено и подтверждается собранными доказательствами, что выписка из приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району № 29/11 от 6 ноября 2015 г., выданная по запросу ВК Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия, исполнена ошибочно.

Из представленного на запрос суда первой инстанции ОВК Мытищи, Королев и Мытищинскому району Московской области приказ за №29/11 значится от 1 апреля 2015 г. имеет название «О присвоении воинского звания «рядовой запаса» гражданам, зачисленным в запас по различным причинам в отделе военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району» и не соответствует названию выписки из приказа № 29/11 от 6 ноября 2015 г., который трактуется как: «О присвоении воинского звания «рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, прибывающих в запасе». В приказе №29/11 от 1 апреля 2015 г. информация о присвоении звания «рядовой запаса» Ларину С.В., а также иная информация в отношении Ларина С.В. отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными материалами административного расследования, проведенного на основании приказа Военного комиссара Московской области от 5 июля 2019 г. №29/43, исходя из которых следует, что выдача выписки на несуществующий приказ носит ошибочный характер.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца (создании препятствий к их (прав) осуществлению).

Таким образом, судебная коллегия полагает, что несуществующий приказ, объективно и очевидно не может затронуть права, свободы и законные интересы административного истца и поэтому не подлежит оспариванию и судебной проверке в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Ларина С.В. об оспаривании приказа начальника отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району Гаврилюк М. от 6 ноября 2015 г. №29/11 «О присвоении воинского звания «рядовой» гражданам, не имеющим воинского звания при постановке их на воинский учет граждан, прибывающих в запасе», в части зачисления в запас решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Мытищи, Королев и Мытищинскому району, с присвоением звания «рядовой» Ларину Сергею Владимировичу, <дата> года рождения и обязании ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» выдать военный билет оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи О.С. Михеев

С.И. Филимонов

33а-874/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ларин Сергей Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат Московской области
Федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Республики Мордовия
Военный комиссариат Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия
Военный комиссар Зубово-Полянского и Торбеевского районов Республики Мордовия Н.А.Шлыков
Другие
Поршина Н.Г.
Беляркина М.С.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Зубово-Полянский районный суд
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
18.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Передано в экспедицию
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее