Решение по делу № 33-1810/2023 от 25.04.2023

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0014-01-2022-000619-18

судья Тахтобина О.П.

дело поступило 25.04.2023 г.                                                                                   № 33-1810/2023

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    7 июня 2023 г.                                                                г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Масловой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах Кравцовой Е.Н. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» и войсковой части 69647 о признании незаконными действий, взыскании задолженности по заработной платы

по апелляционным жалобам ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» и Министерства обороны РФ на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Кравцовой Е.Н. удовлетворить.

Признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Кравцовой Е.Н. на основании приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Кравцовой Е.Н. недоплаченную заработную плату за ..., всего в размере 5830 (пять тысяч восемьсот тридцать) руб. 50 коп.

Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

обращаясь в суд с иском в интересах Кравцовой Е.Н., военный прокурор Кяхтинского гарнизона просил признать незаконными действия                            ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой истцу на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в состав заработной платы при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда (далее – МРОТ) и взыскать недоплаченную заработную плату в пользу Кравцовой Е.Н. за период с ... в размере 5 830,5 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что с ... по ... на основании заключенного с командиром войсковой части 69647 трудового договора Кравцова Е.Н. работала в войсковой части 69647 в должности <...> и ей начислялась и выплачивалась заработная плата в размере менее установленного законом МРОТ, поскольку при начислении заработной платы в спорный период в соответствии с требованиями о минимальном размере оплаты труда в ее состав ответчиком включались премии, выплачиваемые на основании приказа Министерства обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, что является незаконным, поскольку указанная премия не входит в обязательную составную часть заработной платы гражданского персонала Министерства обороны РФ, а является выплатой дополнительного материального стимулирования, поэтому премия подлежит начислению и выплате сверх той части заработной платы, размер которой не должен быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

Определением суда первой инстанции от 26 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены войсковая часть 69647 и                        Министерство обороны РФ.

В заседании суда первой инстанции Кравцова Е.Н. и представитель военного прокурора Кяхтинского гарнизона Белобородов В.П. поддержали исковые требования.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» в суд не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Представители войсковой части 69647 и Министерства обороны РФ, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, указывая, что выводы суда первой инстанции относительно того, что выплаты по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 не связаны с оплатой труда, не являются гарантированными выплатами обязательного характера и должны выплачиваться сверх установленного минимального размера оплаты труда, противоречат нормам материального права. Так, исходя из положений трудового законодательства и приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 г. № 545 о системе оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, премии, выплачиваемые работодателем за счет экономии фонда оплаты труда, непосредственно связанные с оплатой труда гражданского персонала, являются вознаграждением за исполнение должностных обязанностей. Указанное также следует из постановления Конституционного Суда РФ № 8-П от 26.03.2021 г., который с учетом того, что финансовое обеспечение дополнительного материального стимулирования осуществляется за счет фонда оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих, фактически пришел к выводу о том, что данное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате. Суд первой инстанции указанные требования закона и разъяснения во внимание не принял. Кроме того, действующее законодательство РФ не содержит императивных норм о сравнении начисленной заработной платы с МРОТ с учетом только гарантированных выплат обязательного характера. При этом доплата до МРОТ также не предусмотрена системой оплаты труда, то есть при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем данная доплата является составной частью системы оплаты труда.

Военный прокурор Кяхтинского гарнизона Аблаев М.А. в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика указывает на то, что установленная система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ не включает в себя дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010. Указанное дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной и обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, соответственно, подлежит начислению сверх той части заработной платы, которая не может быть менее установленного законом МРОТ, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит отменить решение суда и принять новое решение суда, указывая на то, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными и противоречат действующему законодательству. Из совокупного толкования норм трудового законодательства и положений о выплатах стимулирующего характера работникам воинских частей следует, что премия, выплачиваемая по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, может и должна учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Обращает внимание, что указанные выплаты подлежат налогообложению и относятся к доходам работников, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Выплата премии носит ежемесячный характер с утвержденной суммой на одного работника в течение года. При этом названным приказом или иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Считает, что при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, а значит истцу начислена и выплачена заработная плата с учетом выплат по приказу Минобороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 в размере не менее установленного МРОТ. Данная позиция согласуется с постановлением Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 г. № 8-П, согласно выводам которого дополнительное материальное стимулирование признается составным элементом оплаты труда, входящим в состав заработной платы, и являясь формой оплаты труда, представляет платеж, приравненный к заработной плате.

Помощник военного прокурора Кяхтинского гарнизона         Белобородов В.П. в письменных возражениях на апелляционную жалобу указывает на то, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое на основании приказа Министерства обороны РФ от                   26.07.2010 г. № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 69647, соответственно, подлежит начислению сверх установленного МРОТ. Премия, предусмотренная данным приказом, не является выплатой обязательного характера, поскольку зависит от ряда условий, в том числе отсутствия дисциплинарных взысканий, оценки служебной деятельности, а также от имеющихся объемов бюджетных средств, выделенных государством, в то время как МРОТ ежегодно устанавливается законодателем в строго фиксируемой сумме, ниже предела которой выплата заработной платы не допускается.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 октября 2022 г. решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 г. отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований, которым действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства              обороны РФ по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Кравцовой Е.Н. на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, признаны незаконными, а также с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» взыскана недоплаченная заработная плата в пользу Кравцовой Е.Н. за период с февраля по июнь 2021 г. в размере 9 328,8 руб.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от              28 февраля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 октября 2022 г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2022 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве ответчика войсковой части 69647.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. исковые требования поддержал.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Истец Кравцова Е.Н., представители войсковой части 69647 и Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального      кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, а также выполняя указания Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно договору на обслуживание от ... ..., заключенному между командиром войсковой части 69647 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», последнее осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 69647, не имеющей финансового органа, в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований, в связи с чем                       ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» правомерно привлечено к участию в деле в качестве ответчика как лицо, осуществляющее операции с денежными средствами, ведение учета и составление отчетности в интересах войсковой части 69647, начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Минобороны РФ.

... между войсковой частью 69647 и Кравцовой Е.Н. был заключен трудовой договор, по условиям которого Кравцова Е.Н. принята на работу в должности <...> войсковой части 69647 и ей установлен должностной оклад в размере          4 230 руб., а также процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в местности с неблагоприятными природно-климатическими условиями в зависимости от стажа работы и возраста 30 %, районный коэффициент 30 %, а также предусмотрено, что выплачиваются премиальное вознаграждение и единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) по итогам работы за год.

Дополнительным соглашением от ... к трудовому договору от ... ... установлен должностной оклад в размере 5 370 руб.

В силу Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в 2021 г. составил 12 792 руб.

Из представленных в материалы дела расчетных листков                 Кравцовой Е.Н. за спорный период времени следует, что в ... заработная плата истца включала следующие составляющие: должностной оклад 7 046 руб., ежемесячная премия – 1 761,5 руб., районный коэффициент – 3 487,77 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 487,77 руб., надбавка на выслугу лет в МО – 2 113,8 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими гос. тайну – 704,6 руб., премия пр. № 1010 –              3 426 руб.;

в ... оклад истца составлял 7 046 руб., ежемесячная премия – 1 761,5 руб., районный коэффициент – 3 487,77 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 487,77 руб., надбавка на выслугу лет в МО – 2 113,8 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими гос. тайну – 704,6 руб., премия пр. № 1010 – 3 517 руб.;

в ... оклад истца составлял 7 046 руб., ежемесячная премия – 1 761,5 руб., районный коэффициент – 3 487,77 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 487,77 руб., надбавка на выслугу лет в МО – 2 113,8 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими гос. тайну – 704,6 руб., премия пр. № 1010 – 3 390 руб.;

в ... оклад истца составлял 7 046 руб., ежемесячная премия – 1 761,5 руб., районный коэффициент – 3 487,77 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 487,77 руб., надбавка на выслугу лет в МО – 2 113,8 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими гос. тайну – 704,6 руб., премия пр. № 1010 – 3 353 руб.;

в ... оклад истца составлял 7 046 руб., ежемесячная премия – 1 761,5 руб., районный коэффициент – 3 487,77 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 487,77 руб., надбавка на выслугу лет в МО – 2 113,8 руб., ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими гос. тайну – 704,6 руб., премия пр. № 1010 – 3 440,55 руб.

Указанная выплата - «премия № 1010», как ссылался прокурор и подтверждают представители ответчиков, является выплатой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, которая, по мнению прокурора, не является гарантированной выплатой обязательного характера и потому не может учитываться в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что премия по приказу от 26.07.2010 г. № 1010 не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала, а является выплатой дополнительного материального стимулирования, осуществляется при наличии экономии бюджетных средств. Соответственно, данная выплата не относится к гарантированным выплатам обязательного характера, предусмотренным системой оплаты труда, в силу чего не может быть включена в состав той части заработной платы, которая должна быть не менее минимального размера оплаты труда работника.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции относительно невозможности включения выплачиваемой на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 премии в состав заработной платы применительно к требованиям статьи 133 Трудового кодекса РФ не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не может согласиться с ними по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Частями 4 и 5 статьи 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из положений статьи 130 Трудового кодекса РФ следует, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (части 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Из положений статьи 144 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

При этом действующим трудовым законодательством не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.

В силу статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В этой связи трудовым законодательством допускается установление работникам окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом МРОТ, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.

Согласно пункту 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от          7 декабря 2017 г. № 38-П в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой    статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В настоящее время размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545), изданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Пунктом 21 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра        обороны РФ от 18.09.2019 № 545 установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения).

Согласно пункту 22 указанного Приложения выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 названного Приложения).

В силу пункта 38 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).

При этом приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», которым в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы), утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

В соответствии с пунктом 5 Порядка при формировании фонда оплаты труда учитываются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет -          в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда).

Системное толкование приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях и иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами, в частности, приказами Министра обороны РФ.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя не отнесено непосредственно к составной части заработной платы, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы, и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработной платы, которая не должна быть ниже МРОТ, как неотъемлемую составную часть заработной платы.

Использование высвободившихся в результате сокращения численности лиц рядового и начальствующего состава, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ денежных средств федерального бюджета на оплату труда в виде выплаты премии лицам гражданского персонала, исходя из оснований и условий предоставления указанной выплаты и особенностей регулирования труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил РФ, позволяет признать ее составным элементом системы оплаты труда гражданского персонала воинских частей, входящим в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что премия, которая выплачивалась истцу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, являлась составной частью заработной платы работника, входит в систему оплаты труда, а потому не может не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ.

Как следует из расчетных листков Кравцовой Е.Н. в спорный период, исчисление её заработной платы производилось работодателем, исходя из размера установленного дополнительным соглашением от ... к трудовому договору от ... оклада по занимаемой должности, ежемесячной премии, районного коэффициента, процентной надбавки за стаж в отдаленной местности, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, надбавки за выслугу лет в Министерстве обороны РФ, премии по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010.

При этом совокупный размер оплаты труда истца не был ниже установленного МРОТ, в том числе, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а обеспечивался за счет соответствующих доплат. Заработная плата была установлена не ниже ее гарантированного минимума как это предусмотрено статьей 133 Трудового кодекса РФ, из чего следует, что работодателем механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера, применен в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в спорный временный период размер заработной платы истца с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже предусмотренного законом МРОТ, что не было учтено судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах      Кравцовой Е.Н. о признании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» при начислении ей заработной платы незаконными и взыскании недоплаченной заработной платы, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от                           28 июня 2022 г. отменить и принять по делу новое решение суда, которым исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах Кравцовой Е.Н. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» и войсковой части 69647 о признании незаконными действий, взыскании задолженности по заработной плате оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.

        Председательствующий:

        Судьи:

33-1810/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравцова Елена Николаевна
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона
Ответчики
ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФпо Забайкальскому краю
Другие
Министерство Обороны РФ
Войсковая часть 69647
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Тахтобина Оюуна Пурбуевна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
26.04.2023Передача дела судье
22.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Передано в экспедицию
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее