11RS0003-01-2019-002109-79 Дело № 2-31/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.,
при секретаре Худяковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инте Республики Коми 28 февраля 2020 года гражданское дело по иску АО "Интауголь" к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего заработка за шестой месяц трудоустройства Платоновой А. С.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего заработка за шестой месяц трудоустройства Платоновой А.С. В обоснование своих требований указало, что __.__.__ в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Платонова А.С., уволенная в связи с ликвидацией организации __.__.__, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за 6 месяц со дня увольнения. К заявлению, в том числе, приложила решение ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от __.__.__ №__ о сохранении средней заработной платы за 6 месяц со дня увольнения, в котором указано, что работник обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и не был им трудоустроен по дату, предшествующую решению органа службы занятости, также указано на наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. По мнению АО "Интауголь", право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Платонова А.С. состояла в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности <....>, __.__.__ уволена в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
__.__.__ Платонова А.С. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с целью поиска подходящей работы.
Согласно сведениям в период с __.__.__ по __.__.__ варианты подходящей работы для Платоновой А.С. отсутствуют.
Согласно разработанному плану поиска работы Платоновой А.С. самостоятельно осуществлялся поиск подходящей работы в период с __.__.__ по __.__.__.
Таким образом, обращение Платоновой А.С. в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность ее трудоустройства в период с даты обращения в течение 6 месяца со дня увольнения подтверждается документально.
__.__.__ Платонова А.С. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 6 месяц со дня увольнения.
__.__.__ решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" №__ в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" признано право Платоновой А.С. на сохранение средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения с __.__.__ по __.__.__. Исключительным случаем является наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
При принятии оспариваемого решения ГУ РК "ЦЗН г. Инты" усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Платоновой А.С. средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения - наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Платонова А.С. состоит в браке с Х1 от брака имеют сына Х2 __.__.__ года рождения, и дочь Х3., __.__.__ года рождения.
Согласно сведениям Центра ПФР в Республике Коми от __.__.__ Платонова А.С. является получателем страховой пенсии по старости с __.__.__. На __.__.__ размер пенсии составляет 14 340,92 руб.
Х2, __.__.__ года рождения, то есть является совершеннолетним, с __.__.__ обучается в <....> по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета.
Х3, __.__.__ года рождения, обучается в МБОУ "СОШ №__".
Прожиточный минимум трудоспособного населения в Республике Коми в период с октября 2018 г. по настоящее время составляет 15 067 руб., прожиточный минимум пенсионера - 11485 руб., детей - 14 856 руб.
Платонова А.С. является получателем пенсии по старости в размере 14 340,92 рублей, то есть является социально защищенной, имеет средства к существованию, выплата которых гарантирована государством.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми представлена справка о том, что в период с __.__.__ по __.__.__ супруг Платоновой А.С. – Х1 работал в «<....> За период с __.__.__ по __.__.__ Х1 начислены выплаты и иные вознаграждения на общую сумму <....> руб., то есть среднемесячный доход составил в среднем <....>
В период с __.__.__ по __.__.__ Х1 получал доход в следующих организациях: <....> Общая сумма полученного дохода составила <....> рублей.
Таким образом, в настоящее время общий совокупный доход семьи Платоновых состоит из пенсии Платоновой А.С. в размере 14 340,92 руб. и дохода супруга Платонова В.И. в среднем 114 317,74 руб., что значительно превышает прожиточный минимум.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что в данной ситуации исключительного случая для сохранения за Платоновой А.С. среднего заработка на период трудоустройства за шестой месяц не имеется, исковые требования АО "Интауголь" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" от __.__.__ №__ о сохранении Платоновой А. С. средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено «03» марта 2020 года.