Дело № 2а-922/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Александровой К.А.,
при секретаре судебного заседания Бадикове Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к местной католической религиозной организации «Благотворительный центр Каритас Саратова» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к местной католической религиозной организации «Благотворительный центр Каритас Саратова» (далее – МКРО «Каритас», религиозная организация) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование административного иска указано, что МКРО «Каритас» зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в качестве юридического лица 28 ноября 2000 года, инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова (далее – ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова)
27 ноября 2002 года религиозной организации присвоен основной государственный регистрационный номер 1026403676133, учетный номер 6411010196. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, юридический адрес МКРО «Каритас»: 410012, г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., д. 12, руководитель (ликвидатор) – Апхадзе Э.В. Организационно-правовая форма – религиозная организация, вид – местная религиозная организация. Административным истцом проведена плановая выездная проверка соответствия соблюдения религиозной организацией законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом. При проведении проверки установлено, что устав МКРО «Каритас», принятый общим собранием учредителей
05 октября 2000 года, и утвержденный Епископальным викарием Апостольской Администраторы, зарегистрированный Главным управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области 28 ноября 2000 года не в полной мере соответствует требованиям
ст. 15 Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, содержит недостоверную информацию о принадлежности организации к централизованной религиозной организации. Пункты 2.1, 2.2 устава не соответствуют статусу местной организации и ее целям, указанным п. 2.1, а также п. 1.1 устава определяет иные цели деятельности местной религиозной организации в отличие от предусмотренных законодательством. Устав не содержит исчерпывающего перечня видов деятельности и перечня видов предпринимательской и приносящей доход деятельности, а в части закрепления правового статуса учредителей и участия их в органах управления
МКРО «Каритас» не соответствует требованиям ГК РФ. Деятельность МКРО «Каритас» не в полной мере соотносится со статусом местной религиозной организации в связи с осуществлением ей в качестве основного вида деятельности реализации благотворительных программ. Согласно п. 1.10 устава юридический адрес организации: 410600, г. Саратов, проспект Кирова, д. 12. Проверкой установлено, что документов, подтверждающих право использования МКРО «Каритас» данного помещения у организации не имеется за весь проверяемый период. Фактически организация находится по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 160/164, при этом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ связи с МКРО «Каритас» не осуществляется. Административный истец о смене организацией места нахождения не проинформирован в трехдневный срок, документы, необходимые для внесения изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ему не представлены. Кроме того, в ЕГРЮЛ содержится указание на сокращенное наименование организации – МКРО «Благотворительный центр Каритас Саратова», тогда как использование религиозной организацией сокращенного наименования не допускается в силу прямого указания закона. Помимо изложенного на заседании собрания
МКРО «Каритас» от 29 августа 2018 года принято решение ликвидации
религиозной организации и назначении ликвидатора. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (далее – МИ ФНС № 19 по Саратовской области) 12 сентября 2018 года внесена запись в ЕГРЮЛ о нахождении административного ответчика в стадии ликвидации, но МКРО «Каритас» в установленный срок не опубликовано сообщение о ликвидации. Срок ликвидации согласно протоколу собрания организации составляет 9 месяцев, однако мер к завершению процедуры не предпринимает и не соблюдает сроки проведения ликвидационных мероприятий. Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в адрес руководящего органа МКРО «Каритас» направлены по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ предупреждения от 24 мая 2018 года № 317, от 23 августа 2018 года № 442,
от 23 января 2019 года № 2, от 25 марта 2019 года № 38, от 20 июня 2019 года № 176,
от 13 сентября 2019 года № 268, от 21 ноября 2019 года № 360 о недопустимости нарушения действующего законодательства РФ, которые возвращены в адрес отправителя с пометкой «адресат выбыл», что свидетельствует об отсутствии административного ответчика по юридическому адресу. В установленные в предупреждениях сроки, а также по состоянию на дату составления иска нарушения не устранены.
От одного из учредителей МКРО «Каритас» - Плотниковой Т.Ф. до судебного заседания поступило заявление, в котором указано, что связи с организацией она не имеет более пяти лет, против ликвидации организации не возражает.
В судебном заседании представитель административного истца Дорофеева Е.А. поддержала требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, учредитель МКРО «Каритас» - Плотникова Т.Ф. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иные лица причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало. Суд, учитывая наличие надлежащего извещения неявившихся в судебное заседание лиц, полагает возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме в связи со следующим.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в абз. 4 п. 3 постановление от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Согласно пп. 10 п. 3 ст. 50 ГК РФ религиозные организации относятся к некоммерческим организациям.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
На основании Положения «Об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 03 марта 2014 года № 26, Управление Министерства юстиции РФ принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
Из Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года
№ 1313 следует, что Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее – Положение № 705).
Пунктом 2 Положения № 705 установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения № 705, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пп. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также пп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области является государственным органом, которому право на предъявление требования о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица предоставлено законом.
Судом на основании представленных по делу доказательств установлено и не оспаривалось сторонами, что МКРО «Каритас» зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в качестве юридического лица
28 ноября 2000 года, ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова 27 ноября 2002 года религиозной организации присвоен основной государственный регистрационный номер 1026403676133, учетный номер 6411010196.
Согласно материалам регистрационного дела юридический адрес МКРО «Каритас» (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): 410012, г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., д. 12, руководитель (ликвидатор) – Апхадзе Э.В. Организационно-правовая форма – религиозная организация, вид – местная религиозная организация.
Административным истцом проведена плановая выездная проверка в отношении организации на предмет соблюдения требований законодательства РФ.
В ходе данной проверки установлено следующее: устав МКРО «Каритас», принятый общим собранием учредителей от 05 октября 2000 года, и утвержденный Епископальным викарием Апостольской Администратуры, зарегистрированный Главным управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области 28 ноября 2000 года не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства РФ, содержит недостоверную информацию о принадлежности организации к централизованной религиозной организации. Пункты 2.1, 2.2 устава не соответствуют статусу местной организации и ее целям, указанным п. 2.1, а также п. 1.1 устава определяет иные цели деятельности местной религиозной организации в отличие от предусмотренных законодательством. Устав не содержит исчерпывающего перечня видов предпринимательской и приносящей доход деятельности, а в части закрепления правового статуса учредителей и участия их в органах управления МКРО «Каритас» не соответствует требованиям ГК РФ. Основной вид деятельности МКРО «Каритас» по реализации благотворительных программ не отвечает статусу местной религиозной. Согласно п. 1.10 устава юридический адрес организации: 410600, г. Саратов, проспект Кирова, д. 12. Вместе с тем документы, подтверждающие право использования МКРО «Каритас» данного помещения у организации не имеется за весь проверяемый период. Фактически организация находится по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 160/164, при этом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, связь не осуществляется. Административный истец о смене организацией места нахождения не проинформирован в трехдневный срок, документы, необходимые для внесения изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не представлены. Кроме того, в ЕГРЮЛ содержится указание на сокращенное наименование организации – МКРО «Благотворительный центр Каритас Саратова», тогда как использование религиозной организацией сокращенного наименования не допускается. 29 августа 2018 года МКРО «Каритас» принято решение о ликвидации и назначении ликвидатора. МИ ФНС № 19 по Саратовской области
12 сентября 2018 года внесена запись в ЕГРЮЛ о нахождении МКРО «Каритас» в стадии ликвидации, при этом религиозной организацией в установленный срок не опубликовано сообщение о ликвидации. Срок ликвидации согласно протоколу собрания организации составляет 9 месяцев, однако меры к завершению процедуры не предпринимаются и не соблюдаются сроки проведения ликвидационных мероприятий.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с выявленными фактами нарушений МКРО «Каритас» законодательства, административным истцом в адрес административного ответчика направлены предупреждения от 24 мая 2018 года № 317, от 23 августа 2018 года № 442, от 23 января 2019 года № 2, от 25 марта 2019 года № 38, от 20 июня 2019 года № 176, от 13 сентября 2019 года № 268, от 21 ноября 2019 года № 360, 17 июля 2020 года № 154, которые возвращены в адрес отправителя с пометкой «адресат выбыл».
По истечении установленных сроков и по состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении административным ответчиком нарушений п. 9 ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрационном деле организации отсутствует, и в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области не поступала.
Доказательств в опровержение доводов административного истца в рамках рассмотрения настоящего административного дела не поступило.
24 августа 2020 года управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в отношении МКРО «Каритас» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в связи с непредставлением в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
В судебном заседании установлено, что у МКРО «Каритас» отсутствуют открытые банковские счета, что косвенно свидетельствует о фактическом прекращении деятельности религиозной организацией в качестве юридического лица.
Кроме того, 29 августа 2018 года административным ответчиком принято решение о ликвидации религиозной организации, однако ликвидационные мероприятия до настоящего времени не завершены.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, суд находит требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении организации из единого государственного реестра юридических лиц подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 194, 195, 198, 199 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 410012, ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░
░░. ░░░░░░ ░.░., ░. 12, ░░░░ 1026403676133, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 10 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░