Дело № 2а-858/2022
11 RS 0004-01-2022-000610-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в городе Печоре 09 июня 2022 года дело по административному иску Козлова Д.С. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Козлов Д.С. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование требований указав, что прибыл для отбывания наказания в ИК-49 УФСИН России по РК 11.11.2015 и через две недели был распределен в отряд № 6, освободился 06.04.2018г. Истец проживал в спальном помещении № 9, где грубо нарушались ст.21 Конституции, а также ст.80 и 99 УИК РФ. Общая численность в отряде была 158 человек, а в кубрике, где истец проживал, находилось 16 человек, общая площадь кубрика составляет 31,2кв.м., то есть приходилось менее 2 кв.м. на 1 человека, стены покрывала плесень на стенах и подоконнике из-за большого количества людей скапливались капли воды, которую постоянно приходилось вытирать не менее 10 раз в сутки, освещение было очень плохое, горело две лампочки, из-за частых перепадов напряжения лампочки перегорали очень часто, и большую часть времени горела только одна. Кубрик № 9 находился в антисанитарных условиях. Позднее, истца переселили в спальное помещение № 12 отряда № 6, где условия содержания были не лучше. С момента прибытия Козлова Д.С. и до момента освобождения из исправительного учреждения вода в ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК текла ржаво-коричневого цвета и имела неприятный привкус. Также была постоянная очередь из-за нехватки умывальников, такая очередь была и в туалете из-за отсутствия писсуаров и всего 9 унитазов. В отряде № 6 отсутствовали краны с горячей водой, и ее приходилось греть кипятильником. Кроме того, качество приготовления пищи в столовой очень низкое. Подобные условия содержания вызывали у истца чувство страха и тревоги, собственной неполноценности и беззащитности, а также унижения и страдания.
Козлов Д.С. просит суд признать действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК незаконными и необоснованными, присудить истцу справедливую компенсацию в размере 300 000 рублей.
Судебное заседание проводилось в режиме видеоконференц-связи с ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме на основании ст. 227.1 КАС РФ. Считает, что срок исковой давности им не пропущен, так как он юридически не грамотен. Об имевших место нарушениях узнал в декабре 2021 года, когда по новому приговору прибыл отбывать наказание в данное исправительное учреждение.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ «Больница № 18 УФСИН по Республике Коми».
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми, Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей (л.д.20,47) и диплома, иск не признала, поддержала правовую позицию, изложенную отзыве (л.д.22-24), дополнении к отзыву (л.д.48), просит отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока давности, предусмотренного ст.219 КАС РФ.
Дело рассматривалось в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 54).
Заслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Бегман Л.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В силу ст. 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 УИК РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч.2).
Из материалов дела следует, что Козлов Д.С., осужден 07.10.2020г. **** (л.д.29-32).
Прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми 18.12.2020.
Ранее судим 07.10.2015 ****.
В ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми отбывал наказание с 11.11.2015 по приговору Тотемского районного суда от 07.10.2015, освобожден по отбытии наказания 06.04.2018г.
Истец просит взыскать справедливую компенсацию за нарушение условий отбывания наказания за период с 11.11.2015 по 06.04.2018.
В соответствии со ст.123 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано ст.99 УИК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, в частности, не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии частью 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в городе Женева 30 августа 1955 года) (далее - Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).
Питание осужденных должно быть организовано в столовой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 48 "Об установлении повышенных норм питания" (в редакции, действовавшей в период с 20 марта 2016 года по 30 сентября 2018 года), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" с соблюдением закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд.
Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.
Судом установлено, что в спорный период времени истец отбывал наказание в отряде №6.
Козлов Д.С. пояснил, что в указанный период его спальное место находилось изначально в секции №9, а потом в секции №12 отряда №6 (конкретно период истцом не указан).
Из представленных административным ответчиком ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми экспликаций размещения спец.контингента в жилых помещениях учреждения, следует, что не соответствие нормы площади на одного осужденного имело место во втором квартале 2017 года (1,95 кв.м. секция №9 и 1,93 кв.м. секция №12), а также в 2х секциях №3 и №11 четвертого квартала 2015 г. (1,97кв.м. и 1,68 кв.м. соответственно) (л.д.84-104).
Доводы административного истца о том, что в спорный период времени имело место несоответствие температурного режима в жилом помещении отряда №6, в зимнее, осенне-весеннее время было холодно, отопление было некачественное; освещение в отряде плохое; питание плохое, не соответствовало норме; в отряде сырость; судом отклоняются, поскольку они опровергаются письменными материалами, а именно регулярными проверками «ЦГСЭН» ФКУЗ «Медико-санитарная часть №11 ФСИН», по результатам которых были составлены акты, из которых следует, что указанные нарушения не были выявлены в ходе проводимых проверок (л.д.66-83).
Представитель административных ответчиков Бегман Л.С. не оспаривает тот факт, что качество воды, поставляемой через централизованную систему питьевого водоснабжения, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 24 от 26.09.2001г., при этом указала, что в столовой жилой зоны установлена очистная установка «Гейзер» и осужденные набирали воду для употребления из данной установки в неограниченном количестве.
Количество унитазов и рукомойников (11 и 14) соответствует требованиям СП -308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (один унитаз, один рукомойник на 15 чел.) (наполняемость отряда в различные период времени от 96 до 150 человек) (л.д.154-157).
Таким образом, факт несоответствия нормы положенности личного пространства на одного человека (не менее 2х кв.м.) во втором квартале 2017 года (1,95 кв.м. секция №9 и 1,93 кв.м. секция №12), в спорный период времени, суд считает установленным.
Также суд считает установленным факт несоответствия качества холодной воды, поставляемой по центральному водоснабжению, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Ч.5 ст.227.1 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Применительно к изложенному, характер заявленного административного истцом нарушения, выразившегося в несоответствии нормы положенности личного пространства на одного человека (не менее 2х кв.м.), при фактическом нарушении только во втором квартале 2017 (не соответствие составило 7-5 сантиметров), а также несоответствие качества холодной воды, поставляемой по центральному водоснабжению, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, при том, что для внутреннего употребления вода предоставлялась из очистной установке «Гейзер», в отсутствие доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате допущенного нарушения, не свидетельствует о существенном отклонении от установленных законом требований к условиям содержания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми в период времени с 11.11.2015 по 06.04.2018.
Кроме того, истцом пропущен срок обращения в суд, о применении которого заявлено представителем административных ответчиков, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске в силу следующей аргументации.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2020), Верховным Судом РФ приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из которого также следует, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения, за исключением лиц, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 г.), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020 года, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
Из материалов дела следует, что в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми административный истец отбывал наказание с 11.11.2015 по 06.04.2018, освободился по отбытии срока наказания, установленого приговором суда.
В ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК прибыл повторно 18.12.2020.
При таких обстоятельствах, срок обращения в суд подлежит исчислению с 06.04. 2018 года, с даты освобождения Козлова Д.С. из ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми. Следовательно, последним днем срока является 06.07.2018 года, при этом ст. 227.1 КАС РФ вступила в действие с 27.01.2020.
Вместе с тем, административное исковое заявление об оспаривании условий содержания в период с 11.11.2015 года по 06.04.2018 года и взыскании компенсации в порядке ст.227.1 КАС РФ впервые было подано Козловым только 25.02.2022 (л.д.7).
Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 7 и 8 статьи 219 названного Кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Вместе с тем, доказательств наличия у Козлова Д.С. исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, не позднее 06.07.2028 года, материалы дела не содержат, в связи с чем, в иске следует отказать в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Суд, принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 11.11.2015 ░░ 06.04.2018, ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2022 ░░░░.