Решение по делу № 2-465/2021 (2-3463/2020;) от 15.12.2020

Дело № 2-465/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021 года город Нефтеюганск                            

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи

Меркуленко А.В.

при секретаре

с участием представителя процессуального истца

Малтс Е.А.

Бесперстовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Савинов С.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах Савинова С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Нефтеюганска, в котором просит обязать ответчика предоставить Савинову С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 26 квадратных метров.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведённой Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что Савинов С.В. является лицом из числа детей-сирот. Мать – ФИО7 умерла, отец – ФИО2 решением (адрес) городского суда (адрес) от (дата) лишён родительских прав. Распоряжением главы города Нефтеюганска от (дата) над Савиновым С.В. установлена опека. Приказом Управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска от (дата) в отношении Савинова С.В. установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, так как он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда Российской Федерации от (дата), в котором общая площадь составляет кв.м. С учётом всех зарегистрированных лиц в жилом помещении, на лицо приходится 3,05 кв.м., что менее учётной нормы, установленной решением Думы города Нефтеюганска от (дата) -V. Приказом органа опеки и попечительства от (дата) Савинов С.В. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В целях обеспечения данной категории лиц жилыми помещениями Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска заключены муниципальные контракты. Однако, заключенные муниципальные контракты не могут рассматриваться как гарантия предоставления жилых помещений, поскольку когда квартиры от застройщиков будут реально переданы лицам указанной категории неизвестно. Кроме того, в настоящее время заключено только 39 контрактов, а к концу 2020 года ожидают предоставление квартир 107 лицам указанной категории с учётом долговых прошлых. Таким образом, права и законные интересы Савинова С.В. гарантированные ему действующим законодательством нарушены, и нуждаются в судебной защите.

В судебное заседание Савинов С.В. не явился по неуважительной причине, извещён надлежащим образом.

Представитель процессуального истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представители администрации города Нефтеюганска и Управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска просят дело рассмотреть в их отсутствие, иск не признают, по основаниям, указанным в возражениях.

Заслушав представителя процессуального истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Савинов С.В. родился (дата) и его родителями являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3.

(дата) ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I, выданным (дата) Комитетом ЗАГС администрации (адрес).

Решением (адрес) городского суда (адрес) от (дата) ФИО2 лишён родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Савинов С.В., (дата) года рождения.

Из свидетельства о смерти , выданного (дата) ОЗАГС по городу (адрес) следует, что ФИО2 умер (дата).

Распоряжением главы города Нефтеюганска от (дата) -р над Савиновым С.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО8

Таким образом, Савинов С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска от (дата) установлен факт невозможности проживания Савинова С.В. в ранее занимаемом жилом помещении.

Приказом Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска от (дата) Савинов С.В. включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Право собственности на недвижимое имущество за Савиновым С.В. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Нефтеюганского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре.

(дата) Савинов С.В. обратился в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру с заявлением о решении вопроса по защите прав как лица из числа детей-сирот в связи с необеспечением жилым помещением, что послужило основанием для обращения Нефтеюганской межрайонной прокуратуры в суд с исковым заявлением.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Юры установлен законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», положениями которого также предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечить данную категорию граждан жилым помещениями (статьи 5, 12, 13).

При этом, как следует из смысла указанных норм материального права, законодателем не установлена очерёдность и сроки обеспечения жилыми помещениями при наступлении права лица на получении жилого помещения, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Отсутствие указания на сроки предоставления жилого помещения предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Оценив представленные доказательства и учитывая требования закона, суд приходит к выводу, что Савинов С.В. как лицо, нуждающееся в жилом помещении, вправе требовать от ответчика предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека по договору специализированного найма.

Поскольку до настоящего времени Савинов С.В. жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечен, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения Савинову С.В.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Савинов С.В. к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить Савинов С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 26 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись

2-465/2021 (2-3463/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Савинов Сергей Владимирович
Нефтеюганский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация города Нефтеюганска
Другие
Управление опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Меркуленко Андрей Викторович
Дело на сайте суда
uganskray.hmao.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Подготовка дела (собеседование)
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Дело оформлено
15.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее