Мировой судья судебного участка № 100
г. Минусинска и Минусинского района
Чанчикова Л.П. Дело № 11-134/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Минусинск 3 августа 2018 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Витютневой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» на решение мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе от 03 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску Эбель В.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Эбель В.В. предъявил у мирового судьи иск к КГБУЗ «Минусинская МБ» о взыскании 46 363 рублей процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.. Исковые требования мотивированы тем, что решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. с ответчика КГБУЗ «Минусинская МБ» в пользу Эбель В.В. была взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 1 000 000 рублей, однако денежные средства ответчиком были перечислены только ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 3).
Решением мирового судьи судебного участка № 100 в г. Минусинске и Минусинском районе от 03 апреля 2018 года исковые требования Эбель В.В. были удовлетворены частично, и в пользу последнего с КГБУЗ «Минусинская МБ» взыскано 18 924 рубля 65 копеек процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 45-46).
Не согласившись с данным решением мирового судьи главврач КГБУЗ «Минусинская МБ» Кудрявцева И.С. подала апелляционную жалобу, в которой указала, что решение мирового судьи вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит отмене. Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются гл. 24.1 БК РФ и только по предъявлению исполнительного документа к исполнению, иной порядок выплаты бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен, однако мировым судьей проценты взысканы со дня когда решение вступило в законную силу, а исполнительный документ не был предъявлен к исполнению. С учетом того что, исполнительный лист по вступившему в законную силу решению Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был предъявлен истцом к исполнению 10.10.2017г. и был исполнен ответчиком 10.11.2017г., то есть в пределах установленного п. 6 ст. 242.2 БК РФ трехмесячного срока со дня предъявления исполнительного документа к исполнению, оснований для удовлетворения исковых требований Эбеля В.В. о взыскании процентов с момента принятия судом решения и до момента его фактического исполнения у мирового судьи не имелось (л.д. 53-54).
В судебном заседании представитель ответчика КГБУЗ «Минусинская МБ» по доверенности Панченко А.В. (л.д. 70) поддержал апелляционную жалобу в полном объеме, остальные стороны по делу в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку последние о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя КГБУЗ «Минусинская МБ», проверив материалы дела, решение мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и верно установлено мировым судьей, что решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика КГБУЗ «Минусинская МБ» в пользу Эбель В.В. была взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 1 000 000 рублей (л.д. 4-6).Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-27).На основании платежного поручения № от 10.11.2017г. истцу были перечислены по вышеуказанному решению суда денежные средства в размере 1 000 000 рублей (л.д. 7).
Удовлетворяя частично исковые требования Эбель В.В. к КГБУЗ «Минусинская МБ» о взыскании 18 924 рубля 65 копеек процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., мировой судья пришел к выводу о том, что установленные Бюджетным кодексом РФ особенности порядка исполнения судебных актов не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, в связи, с чем ответчик неправомерно пользовался денежными средствами истца с момента вступления решения Минусинского городского суда от 03 мая 2017года (21.08.2017г.) до момента его исполнения (10.11.2017г.).
С данными выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться, исходя из следующего.
Действительно, исходя из анализа действующего законодательства, на присужденную судом денежную сумму по ст. 395 ГК РФ могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения, на что указал ВАС РФ в Постановлении Пленума от 04.04.2014 N 22.
Однако сама по себе возможность применения ответственности за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) не может служить основанием для взыскания с ответчика процентов, поскольку для этого необходимо соблюдение ряда условий.
Как следует из буквального смысла и содержания ст. 395 ГК РФ, указанные последствия наступают лишь при недобросовестности должника. При таких условиях предусмотренные принудительные меры являются средством защиты прав и интересов стороны в обязательстве, когда другой стороной допущено неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий обязательства, и служат целям восстановления нарушенного права посредством денежной компенсации за неправомерное пользование имуществом кредитора.
Поскольку взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств, а не способом обеспечения исполнения судебного акта, то в силу своей правовой природы данная мера может применяться только с учетом дополнительных условий, предусмотренных специальным правовым режимом исполнения отдельных видов судебных решений.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения установлен ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), в соответствии с п. 1 и 2 которого обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
При этом согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
В силу п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Таким образом, положения Федерального закона N 83-ФЗ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений до предъявления взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии с ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ.
Из этого следует, что процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, КГБУЗ «Минусинская МБ» является бюджетным учреждением (л.д. 74-81), и не имеет открытых счетов в кредитных организациях (л.д. 89).
Исполнительный лист по гражданскому делу № был выдан ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 167), а истец направил заявление и исполнительный лист в Министерство финансов Красноярского края для перечисления денежных средств, присужденных по решению Минусинского городского суда только 25.09.2017г. (л.д. 88), при этом данное заявление было оформлено и направленно в соответствии с требованиями ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации.
Из уведомления Министерства финансов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что 02.10.2017г. в данный орган поступил исполнительный лист, выданный Минусинским городским судом от 12.09.2017г. по гражданскому делу № и КГБУЗ «Минусинская МБ» необходимо в течение 30 рабочих дней, с момента получения данного уведомления, направить платежное поручение на перечисление денежных средств (л.д. 16).
Таким образом, ответчиком решение Минусинского городского суда от 03.05.2017г. было исполнено в установленные законном сроки, а именно: на 26 рабочий день, с момента получения уведомления.
Чего не было учтено судом первой инстанции, в связи с чем, обжалуемое решение вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами за период времени с 04.05.2017г. по 09.11.2017г..
С учетом вышеизложенного, решение мирового судьи подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Эбель В.В..
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка №100 г. Минусинска и Минусинского района от 03 апреля 2018 года по исковому заявлению Эбель В.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании суммы - отменить, в удовлетворении исковых требований Эбель В.В. - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Красноярского краевого суда.
Председательствующий:
решение изготовлено 08.08.23018г.