Решение по делу № 12-62/2024 от 25.11.2024

УИД 51RS0007-01-2024-002731-88

Дело № 12-62/2024

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

17 декабря 2024 года г. Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Верхуша Н.Л.,

рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: г. Апатиты, ул. Ферсмана д. 44, жалобу защитника юридического лица –общества с ограниченной ответственностью «ТопРесурс» на постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (далее-МТУ Ространснадзора по ЦФО) № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ТопРесурс» (далее-ООО «ТопРесурс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, защитник юридического лица обжаловал вышеуказанное постановление в судебном порядке.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «ТопРесурс» на момент совершения административного правонарушения не владело и не пользовалось транспортным средством, поскольку на основании договора аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года, а так же акта приема-передачи транспортного средства от этого же числа, самосвал ВОЛЬВО FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> находился в аренде у <.....> и до настоящего времени в ООО «ТопРесурс» не возвращен. Договор не расторгнут, в связи с чем, вся ответственность за ненадлежащее исполнение требований закона, связанная с арендой самосвала, в том числе не соблюдение требований ПДД при перевозке тяжеловесного груза, в соответствии с условиями договора аренды от 01 августа 2024 года, возложена на арендатора <.....>. В связи с чем, в действиях ООО «ТопРесурс» отсутствует состав административного правонарушения и общество не подлежит привлечению к административной ответственности. В жалобе защитник юридического лица просит об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления и прекращении производства по делу, заявляя о его необоснованности.

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела в установленном порядке.

Защитник юридического лица в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, судья приходит к выводу о законности вынесенного постановления по следующим основаниям.

В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье (часть 3).

Согласно примечанию к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положение части 3 указанной статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Таким образом, бремя доказывания невиновности в совершенном административном правонарушении, когда такое правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, законодателем возложена на владельца транспортного средства.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац третий пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При этом названный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

На основании пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, "тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.

Как следует из материалов дела, 26 сентября 2024 года в 13 часов 32 минуты 33 секунды на 23км 450м автодороги Автоподъезд к г.Апатиты в Апатитском районе Мурманской области водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> в составе 3-осного одиночного транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. №2060, осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 58,20% (5.238т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 14.238т на ось №2 при допустимой нагрузке 9000т на ось, по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 56.30% (5.067т.) на ось №3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 14067т на ось при допустимой нагрузке 9000т.

Указанное нарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством фиксации административных правонарушений, имеющим функцию фото- и киносъемки, видеозаписи: Система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-РВС заводской номер 64822, поверка действительная до 20.12.2024.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения 12 ноября 2024 года собственника транспортного средства VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> – ООО «ТопРесурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением должностного лица МТУ Ространснадзора по ЦФО №10677481240370057233 с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме №2024092615165302 от 26.09.2024, содержащем информацию о комплексе весового контроля, участке автодороги, транспортном средстве, отсутствии специального разрешения, выявленных нарушениях; фотоматериалами, полученными с применением работающего в автоматическом режиме средства.

Оценив указанные доказательства, с учетом полученной информации о собственнике транспортного средства, должностное лицо МТУ Ространснадзора по ЦФО пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ТопРесурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны должностным лицом административного органа достоверными относительно события административного правонарушения.

Оценивая доводы жалобы и представленные в их обоснование документы, судья приходит к следующему мнению.

По договору аренды транспортного средства без экипажа от 01 августа 2024 года арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование ТС без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В обоснование своих доводов о передаче транспортного средства по договору аренды от ООО «ТопРесурс» к <.....> лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представлен ряд следующих документов.

Так, согласно договору аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года транспортное средство VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> было передано от ООО «ТопРесурс» к <.....>

При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, видами деятельности ООО «ТопРесурс», в том числе, являются деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, а также аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования.

В подтверждение передачи предмета аренды был составлен акт о приеме-передачи транспортного средства от 01.08.2024.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).

Из представленной по запросу суда в материалы дела карточке учета транспортного средства, представленной по запросу суда ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» усматривается, что право собственности у ООО «ТопРесурс» на транспортное средство VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> возникло на основании договора заключенного в простой письменной форме от 08 июня 2020 года, транспортное средство поставлено на учет в подразделении ГИБДД ООО «ТопРесурс» 05.08.2020, вместе с тем, сведения о заключенном 01.08.2024 договоре аренды в указанной карточке отсутствуют.

Согласно сведений о регистрации транспортного средства, полученных от ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (ООО «РТИТС») от 28.11.2024 являющегося оператором систем взимания платы «Платон» следует, что собственником ТС VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> является ООО «ТопРесурс» с 05 августа 2020 года, данных о иных владельцах транспортного средства после указанной даты не имеется.

Из материалов дела также усматривается, что сведениями об изменении владельца транспортного средства VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> на основании договора аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года в МТУ Ространснадзор по ЦФО сведения также не поступала.

Обязанность собственника (владельца) транспортного средства по изменению регистрационных данных транспортного средства регламентирована п. 4 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 4 ст. 10, пп. «б» п. 8 ч. 2 ст. 11 ФЗ от 3 августа 2018 г. № 283 – ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 установлено, что лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, должно быть зарегистрировано в центре информационной поддержки пользователей системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.

Применение приведенных положений КоАП РФ и Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности" разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что <.....> на которого заявитель указывает как на арендатора транспортного средства в период, относящийся к событию административного правонарушения, зарегистрирован в системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, как владелец транспортного средства на основании договора аренды.

При таких обстоятельствах достаточных доказательств, безусловно подтверждающих, что в период фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство находилось во владении (пользовании) другого лица, не представлено.

В пункте 27 указанного выше Постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации указал, что при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).

ООО «ТопРесурс» не предоставило в материалы дела доказательств того, что заключенный между обществом и <.....> договор аренды транспортного средства без экипажа был сторонами договора исполнен, так как не предоставлено доказательств того, что в ООО «РТИТС» и МТУ Ространснадзора по ЦФО были направлены сведения о смене владельца транспортного средства. Также не представлено и доказательств об исполнении <.....> обязанности по внесению арендной платы по договору №56-2024 АТС от 01.08.2024.

Так как, ООО «РТИТС» и МТУ Ространснадзора по ЦФО не были уведомлены о смене владельцев транспортных средств, то имеются основания полагать, что представленный в материалы дела договор аренды транспортного средства без экипажа не был фактически исполнен. В связи с чем, собственник транспортного средства несет обязанности по соблюдению требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ, и несет ответственность за их неисполнение.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «ТопРесурс» всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше требований законодательства при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, выводы административного органа о виновности ООО «ТопРесурс» в совершении указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Постановление о привлечении ООО «ТопРесурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу по № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТопРесурс», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ТопРесурс» Молякова А.С., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Л.Верхуша

УИД 51RS0007-01-2024-002731-88

Дело № 12-62/2024

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

17 декабря 2024 года г. Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Верхуша Н.Л.,

рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: г. Апатиты, ул. Ферсмана д. 44, жалобу защитника юридического лица –общества с ограниченной ответственностью «ТопРесурс» на постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (далее-МТУ Ространснадзора по ЦФО) № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ТопРесурс» (далее-ООО «ТопРесурс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, защитник юридического лица обжаловал вышеуказанное постановление в судебном порядке.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «ТопРесурс» на момент совершения административного правонарушения не владело и не пользовалось транспортным средством, поскольку на основании договора аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года, а так же акта приема-передачи транспортного средства от этого же числа, самосвал ВОЛЬВО FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> находился в аренде у <.....> и до настоящего времени в ООО «ТопРесурс» не возвращен. Договор не расторгнут, в связи с чем, вся ответственность за ненадлежащее исполнение требований закона, связанная с арендой самосвала, в том числе не соблюдение требований ПДД при перевозке тяжеловесного груза, в соответствии с условиями договора аренды от 01 августа 2024 года, возложена на арендатора <.....>. В связи с чем, в действиях ООО «ТопРесурс» отсутствует состав административного правонарушения и общество не подлежит привлечению к административной ответственности. В жалобе защитник юридического лица просит об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления и прекращении производства по делу, заявляя о его необоснованности.

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела в установленном порядке.

Защитник юридического лица в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, судья приходит к выводу о законности вынесенного постановления по следующим основаниям.

В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье (часть 3).

Согласно примечанию к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положение части 3 указанной статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Таким образом, бремя доказывания невиновности в совершенном административном правонарушении, когда такое правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, законодателем возложена на владельца транспортного средства.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац третий пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При этом названный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

На основании пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, "тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.

Как следует из материалов дела, 26 сентября 2024 года в 13 часов 32 минуты 33 секунды на 23км 450м автодороги Автоподъезд к г.Апатиты в Апатитском районе Мурманской области водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> в составе 3-осного одиночного транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. №2060, осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 58,20% (5.238т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 14.238т на ось №2 при допустимой нагрузке 9000т на ось, по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 56.30% (5.067т.) на ось №3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 14067т на ось при допустимой нагрузке 9000т.

Указанное нарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством фиксации административных правонарушений, имеющим функцию фото- и киносъемки, видеозаписи: Система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-РВС заводской номер 64822, поверка действительная до 20.12.2024.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения 12 ноября 2024 года собственника транспортного средства VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> – ООО «ТопРесурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением должностного лица МТУ Ространснадзора по ЦФО №10677481240370057233 с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме №2024092615165302 от 26.09.2024, содержащем информацию о комплексе весового контроля, участке автодороги, транспортном средстве, отсутствии специального разрешения, выявленных нарушениях; фотоматериалами, полученными с применением работающего в автоматическом режиме средства.

Оценив указанные доказательства, с учетом полученной информации о собственнике транспортного средства, должностное лицо МТУ Ространснадзора по ЦФО пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ТопРесурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны должностным лицом административного органа достоверными относительно события административного правонарушения.

Оценивая доводы жалобы и представленные в их обоснование документы, судья приходит к следующему мнению.

По договору аренды транспортного средства без экипажа от 01 августа 2024 года арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование ТС без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В обоснование своих доводов о передаче транспортного средства по договору аренды от ООО «ТопРесурс» к <.....> лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представлен ряд следующих документов.

Так, согласно договору аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года транспортное средство VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> было передано от ООО «ТопРесурс» к <.....>

При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, видами деятельности ООО «ТопРесурс», в том числе, являются деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, а также аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования.

В подтверждение передачи предмета аренды был составлен акт о приеме-передачи транспортного средства от 01.08.2024.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).

Из представленной по запросу суда в материалы дела карточке учета транспортного средства, представленной по запросу суда ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» усматривается, что право собственности у ООО «ТопРесурс» на транспортное средство VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> возникло на основании договора заключенного в простой письменной форме от 08 июня 2020 года, транспортное средство поставлено на учет в подразделении ГИБДД ООО «ТопРесурс» 05.08.2020, вместе с тем, сведения о заключенном 01.08.2024 договоре аренды в указанной карточке отсутствуют.

Согласно сведений о регистрации транспортного средства, полученных от ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (ООО «РТИТС») от 28.11.2024 являющегося оператором систем взимания платы «Платон» следует, что собственником ТС VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> является ООО «ТопРесурс» с 05 августа 2020 года, данных о иных владельцах транспортного средства после указанной даты не имеется.

Из материалов дела также усматривается, что сведениями об изменении владельца транспортного средства VOLVO FM-TRUCK 6Х4 государственный регистрационный знак <.....> на основании договора аренды транспортного средства без экипажа №56-2024 АТС от 01 августа 2024 года в МТУ Ространснадзор по ЦФО сведения также не поступала.

Обязанность собственника (владельца) транспортного средства по изменению регистрационных данных транспортного средства регламентирована п. 4 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 4 ст. 10, пп. «б» п. 8 ч. 2 ст. 11 ФЗ от 3 августа 2018 г. № 283 – ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 установлено, что лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, должно быть зарегистрировано в центре информационной поддержки пользователей системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре.

Применение приведенных положений КоАП РФ и Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности" разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что <.....> на которого заявитель указывает как на арендатора транспортного средства в период, относящийся к событию административного правонарушения, зарегистрирован в системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, как владелец транспортного средства на основании договора аренды.

При таких обстоятельствах достаточных доказательств, безусловно подтверждающих, что в период фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство находилось во владении (пользовании) другого лица, не представлено.

В пункте 27 указанного выше Постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации указал, что при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).

ООО «ТопРесурс» не предоставило в материалы дела доказательств того, что заключенный между обществом и <.....> договор аренды транспортного средства без экипажа был сторонами договора исполнен, так как не предоставлено доказательств того, что в ООО «РТИТС» и МТУ Ространснадзора по ЦФО были направлены сведения о смене владельца транспортного средства. Также не представлено и доказательств об исполнении <.....> обязанности по внесению арендной платы по договору №56-2024 АТС от 01.08.2024.

Так как, ООО «РТИТС» и МТУ Ространснадзора по ЦФО не были уведомлены о смене владельцев транспортных средств, то имеются основания полагать, что представленный в материалы дела договор аренды транспортного средства без экипажа не был фактически исполнен. В связи с чем, собственник транспортного средства несет обязанности по соблюдению требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ, и несет ответственность за их неисполнение.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «ТопРесурс» всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше требований законодательства при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, выводы административного органа о виновности ООО «ТопРесурс» в совершении указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Постановление о привлечении ООО «ТопРесурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу по № 10677481240370057233 от 12 ноября 2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТопРесурс», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ТопРесурс» Молякова А.С., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.Л.Верхуша

12-62/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Топресурс"
Другие
Моляков Александр Сергеевич
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Дело на сайте суда
apa.mrm.sudrf.ru
25.11.2024Материалы переданы в производство судье
17.12.2024Судебное заседание
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее