Дело № 2-1539/2023

УИД 51RS0001-01-2023-000865-71

Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 марта 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Щебловой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению г. Мурманска об обязании провести мероприятия по обеспечению доступности в образовательное учреждение для маломобильных групп населения,

установил:

прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МАДОУ г. Мурманска об обязании провести мероприятия по обеспечению доступности в образовательное учреждение для маломобильных групп населения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа в ходе надзора за соблюдением прав граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите государства, выявлен факт неисполнения МАДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В целях оценки доступности объектов и услуг МАДОУ г. Мурманска в 2018 году проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с инвалидностью и иных лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. По результатам обследования разработан план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта), ДД.ММ.ГГГГ согласованный Комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утверждённый МАДОУ г. Мурманска . Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024 годы», средства которой являются источником финансирования необходимых работ. Однако все этапы, предусмотренные планом, не выполнены. Уточнив требования, просит обязать МАДОУ г. Мурманска провести мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг согласно «Плану мероприятий по повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта)», утвержденному Заведующей МАДОУ г. Мурманска и согласованного с комитетом по образованию администрации г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которых предусмотрен 1 этапом работы (2018 г. и 2019 г.), в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно установить информацию о направлении пути движения к зонам целевого назначения и туалета (подпункт 3.3.1 пункта 3.3).

Помощник прокурора в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения суда.

Представитель МАДОУ г. Мурманска в письменном отзыве на иск указывает, что учреждение выполнило все возможное по реализации 1 этапа плана мероприятий по повышению физической доступности объекта. Объект и услуги образовательного учреждения являются доступными для детей инвалидов по слуху, частично доступными для большей части категорий инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности с учетом сопровождения их на территории и в здании детского сада сотрудниками детского сада. Просит в иске отказать.

Представитель Комитета по образованию администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Комитет, являясь учредителем, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных ему управлением финансов администрации города Мурманска как главному распорядителю бюджетных средств. Выполнение оставшихся мероприятий согласно плану возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не представляется возможным. Дело просил рассмотреть без участия представителя.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Судом установлено, что прокуратурой округа в ходе надзора за соблюдением прав граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите государства, выявлен факт неисполнения МАДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Установлено, что МАДОУ г. Мурманска является дошкольной образовательной организацией, организационно-правовая форма - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, что следует из Устава учреждения.

Согласно п. 1.6 Устава учредителем образовательной организации является муниципальное образование город Мурманск. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации г. Мурманска.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, печать, штамп, бланки со своим наименованием (п. 1.7 Устава).В соответствии с п. 1.9 Устава, деятельность Учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов обучающихся, светского характера образования.

В силу п. 1.11 Устава, Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полущенных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества (п. 1.12 Устава).

Согласно п. 2.3.1, 2.3.2 Устава, Учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация основной образовательной программы дошкольного образования, разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подходах детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 7 Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, в который включаются следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 вышеуказанного Порядка; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 вышеуказанного Порядка; управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Основные требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных граждан приведены также в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

В целях оценки доступности объектов и услуг МАДОУ г. Мурманска в 2018 году проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с инвалидностью и иных лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

По результатам обследования МБДОУ г. Мурманска разработан план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта), который ДД.ММ.ГГГГ согласован Комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утверждён заведующей МБДОУ г. Мурманска .

Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024 гг», средства которой являются источником финансирования необходимых работ.

Между тем, до настоящего времени мероприятия по повышению физической доступности объекта в полном объеме не проведены, денежные средства в рамках Муниципальной программы «Развитие образования» на 2018-2024 годы на их реализацию не выделялись, объект и услуги образовательного учреждения по-прежнему не являются доступными для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, оценивая допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт неисполнения МАДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности нарушает права граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, а потому исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Оценивая доводы истца относительно срока для устранения выявленных нарушений, суд полагает, что заявленный срок является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ , ░░░ 5191601538, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ («░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░)», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░ (2018 ░. ░ 2019 ░. ), ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ 3.3.1 ░░░░░░ 3.3).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1539/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска
Ответчики
Комитет по образованию администрации г.Мурманска
МАДОУ г.Мурманска №97
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Линчевская Мария Геннадьевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
13.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее