Дело № 2-2668/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2015 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего Московка М.С.,
при секретаре Елясовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Алтайскому краю в лице Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите о понуждении к исполнению обязательств
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, он включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона 342-ФЗ от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ст.З указанного закона, финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций. В Алтайском крае, во исполнение 342-ФЗ от 08.12.2010 года принято Постановление администрации Алтайского края № 516 от 13.09.2011г. «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в Алтайском крае, которым утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных лиц. Согласно письма Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ года, он включен в сводный список граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека, порядковый номер 2, сумма единовременной денежной выплаты составляет 2202120,00 рублей, однако жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты в 2014 году не обеспечен. Перспектив обеспечения жильем в 2015 году так же не имеется. Из письма Минстроя России от 26.12.2014 года - государственного заказчика-координатора федеральное целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы следует, что согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» финансирование мероприятий Федерального закона № 342-ФЗ в 2015 году не запланировано. На основании части 1 статьи 84 Бюджетного Кодекса РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Законодатель в лице Российской Федерации, реализуя выполнение своих обязательств перед определенной категорией граждан, установленных федеральным законодательством, в рамках специального правового регулирования, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечение жильем, определил сроки, источники и формы обеспечения жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публичноправовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Полагает, что в сложившейся ситуации проблема жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета может быть решена только в судебном порядке.
С учетом изложенного просит обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, выделить субвенцию в размере два миллиона двести две тысячи сто двадцать рублей Алтайскому краю, для последующего обеспечения жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты ФИО1; обязать Алтайский край в лице Главалтайсоцзащиты после получения субвенции выдать единовременную денежную выплату в размере два миллиона двести две тысячи сто двадцать рублей ФИО1
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что расчет положенной ему выплаты, произведенный Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите не оспаривает, полагает, что в случае удовлетворения заявленных требований права иных лиц, находящихся в сводном списке нарушены не будут. Так как он включен в сводный список, полагает, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, третьего лица УФК по АК ФИО3 иск не признала в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве. Не оспаривала, что истец действительно имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако в настоящее время приостановлен механизм приведения государственных программ в соответствие с законом о бюджете, что не позволяет в 2015г. внести соответствующие изменения и предоставить субсидии из федерального бюджета на финансирование подпрограммы. В случае, если будет принят НПА отменяющий указанные положения, соответствующие выплаты будут произведены, в соответствии с очередностью. Внеочередное предоставление выплаты, нарушит права других граждан, находящихся в сводном списке.
Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите ФИО4 иск не признал, по основаниям, изложенным в иске. Полагает, что права истца со стороны Главного управления ничем не нарушены. При поступлении денежных средств, в соответствии с установленным законом порядком выплаты будут произведены в соответствии со сводным списком. Внеочередная выплата, нарушит права других граждан. Размер выплаты истцом указан не верно.
Остальные участники процесса не явились, извещены надлежаще.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходить к следующим выводам.
В соответствии указом Губернатора Алтайского края от 02.02.2015г. № 8 Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне реорганизовано в форме присоединения к нему управления Алтайского края по труду и занятости населения и переименовано в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита).
В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, судом произведена замена ответчика Главалтайсоцзащиты на Главтрудсоцзащиту.
Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вставшие в органах местного самоуправления на учет нуждающихся до 01.01.2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Мамонтовского района возложена обязанность включить ФИО1 в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в муниципальном образовании в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы; на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне возложена обязанность включить ФИО1 в общекраевой список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Решение вступило в законную силу.
Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 13.09.2011г. № 516 (далее - «Порядок»), Главное управление определено уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Для реализации права на обеспечение жильем граждане вышеуказанной категории представляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий документы, предусмотренные п. 6 Порядка.
Органы местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных гражданами документов принимают решение о включении либо об отказе во включении граждан в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в муниципальном образовании.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Алтайском крае ежегодно формируют по состоянию на 1 октября и на 1 января каждого года, утверждают и представляют в Главное управление:
списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете по улучшению жилищных условий;
списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма;
списки граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 11 Порядка Главное управление ежегодно на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 ноября каждого года и до 1 февраля последующего года формирует:
1) общекраевой список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
2) сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году с указанием формы обеспечения граждан жильем и расходов на обеспечение жильем.
На основании решения Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Мамонтовского района Алтайского края ФИО1 включен в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, что подтверждается копией списка, имеющейся в материалах дела.
Главным управлением ФИО1 включен в общекраевой список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, для обеспечения жильем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и на ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривается сторонами и подтверждается списком, имеющимся в материалах дела.
В вышеуказанных списках ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. находился под № 2, а на ДД.ММ.ГГГГ. находится под № 3.
В соответствии с пунктом 15 Порядка размер единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Алтайскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату вручения гражданину письменного извещения о выделении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 14 Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, или приравненному к нему лицу возможно в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета единовременной денежной выплаты, составляет не менее 18 квадратных метров.
В соответствии со справкой Мамонтовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1, ФИО5, ФИО2 на праве совместной собственности принадлежит жилой дом общей площадью 51,6 кв.м, расположенный по адресу: .....
Расчет единовременной денежной выплаты на приобретение жилья должен быть произведён за вычетом 17,2 кв.м общей площади жилого помещения, находящегося в собственности ФИО1, и составляет в 1 квартале 2015 года сумму в размере 1 726 419,2 рубля.
Размер единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, приведенный в отзыве на иск ответчиком, истцом не оспаривается, как и наличие в собственности недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 13 и 35 Порядка начальник Главного управления на основании сводного списка граждан для обеспечения жильем в текущем финансовом году, указанного в пункте 11 Порядка, издает приказ о выделении единовременной денежной выплаты.
Лица, указанные в подпункте 3 пункта 2 Порядка, письменно изъявившие желание получить единовременную денежную выплату, включаются в сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплаты в текущем финансовом году в первоочередном порядке. Общий объем единовременных денежных выплат в приказе начальника Главного управления не может превышать суммы субвенции из федерального бюджета, поступившей в бюджет Алтайского края для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, за вычетом суммы бюджетных средств, направляемой на приобретение (строительство) жилых помещений для данной категории граждан.
Администрацией Алтайского края в ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России письмом от 13.01.2015г. № 55 направлена заявка (копия прилагается) о потребности в субвенциях на обеспечение в 2015 году жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выделение в 2015 году средств федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц Федеральным законом от 01.12.2014г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субъектам Российской Федерации, в том числе и Алтайскому краю, не предусмотрено.
Аналогичная информация была предоставлена в ответе ФИО1 Минстроем России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 36 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований в .... в течение 30 календарных дней с даты получения приказа Главного управления, указанного в пункте 35 Порядка, представляют в Главное управление учетные дела граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, включенных в сводный список. Учетные дела граждан должны содержать документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка.
Для подготовки учетных дел граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц органы местного самоуправления муниципальных образований в Алтайском крае запрашивают у граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которым предполагается предоставить единовременные денежные выплаты, документы, указанные в подпунктах 2, 5, 6 пункта 6 Порядка.
В соответствии с ч.1 ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Частью 4 указанной статьи БК РФ предусмотрено, что государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015, в которую входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством», целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О парламентском контроле».
Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Положения указанной статьи (абзац 4 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015г. №25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» приостановлены до 01.01.2016г.
Таким образом, действующим законодательством вышеприведенным нормативным правовым актом приостановлен механизм приведения государственных программ в соответствие с законом о бюджете.
Кроме того, суд соглашается с позицией стороны ответчиков, о том, что в соответствии п. 11 Порядка должен быть соблюден порядок очередности получения единовременной денежной выплаты для данной категории граждан.
С учетом этого у ФИО1 отсутствуют правовые основания требовать предоставления ему единовременной денежной выплаты до наступления его очередности.
Таким образом, предоставление ФИО1 (стоящему в списке под № 3) единовременной денежной выплаты раньше лиц, стоящих перед ним (под №№ 1 и 2) в указанном списке, нарушит право граждан на получение данной выплаты в соответствии с действующим законодательством РФ и Алтайского края.
Выделение субвенций на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц согласно действующему законодательству РФ относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, и не зависит от Главного управления.
Следовательно, выдача Главным управлением единовременной денежной выплаты в настоящее время невозможна по объективным причинам.
При таких обстоятельствах, с учетом положений Федерального закона от 08.03.2015г. № 25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ», а также при отсутствии внеочередного права у истца на единовременную денежную выплату, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░