Дело № 2а-9722/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 сентября 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя административного истца Николаева В.Г. по доверенности от 12.12.2018г., при секретаре Ильине С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКП «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания от 08.08.2019г. № незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику. При этом в обоснование административного иска указывает, что по результатам проведенной Государственной инспекцией труда в PC (Я) внеплановой выдано предписание от 08.08.2019г. № об устранении нарушений трудового законодательства. Данным предписанием выявлены нарушения: устранить нарушение ст. 236 ТК РФ, ст. 152 ТК РФ произвести оплату сверхурочного труда и выплату компенсации за задержку оплаты сверхурочного труда работникам: Борминову В.А., Жирновой С.В., Сопкинову А.В., Гафаровой О.П., Соколовой Н.А., Чиину А.А. Административный истец считает предписание от 08.08.2019г. № считает незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что спор об оплате сверхурочного труда в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым сором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовые споров, либо судом. Просит признать предписание от 08.08.2019г. № незаконным и отменить.
В суд надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представитель административного ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, суд с учетом согласия представителя административного истца постановил рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ.
В суде представитель административного истца Николаев В.Г. административный иск поддержал и просит удовлетворить.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Государственной инспекцией труда в PC (Я) внеплановой выдано предписание от 08.08.2019г. № об устранении нарушений трудового законодательства. Данным предписанием выявлены нарушения: устранить нарушение ст. 236 ТК РФ, ст. 152 ТК РФ произвести оплату сверхурочного труда и выплату компенсации за задержку оплаты сверхурочного труда работникам: Борминову В.А., Жирновой С.В., Сопкинову А.В., Гафаровой О.П., Соколовой Н.А., Чиину А.А.
Главой 57 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные инспекции труда отнесены к категории органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право, давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) - заработная плата. В связи с чем, оплата работникам сверхурочной работы относится к заработной плате.
Таким образом, спор об оплате сверхурочной работы в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым сором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовые споров, либо судом.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКП «Аэропорты Севера» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании предписания от 08.08.2019г. № незаконным и его отмене удовлетворить.
Признать предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 08.08.2019г. № Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд.
Судья О.Д. Филиппов