Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-2826/2022 10RS0011-01-2022-009285-25 2а-4776/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
судей Кузнецовой И.А., Коваленко В.В.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июня 2022 г. по административному исковому заявлению Кийски Михаила Владимировича к Карельской таможне об оспаривании решения.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кийски М.В. (далее – декларант) обратился в суд с исковым заявлением к Карельской таможне (далее – таможенный орган) с требованиями (с учетом уточнений) о признании незаконными решения Карельской таможни от 4 марта 2022 г. № 10227140/040322/ТСЛП/0002, принятого по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства – автомобиля Ford Transit, государственный регистрационный знак (...), 1993 года выпуска, с объемом двигателя 2490 куб.см, и уведомления от 9 марта 2022 г. № 10227000/У2022/0000024, которым декларанту предложено уплатить таможенные платежи в сумме 885302 руб. 7 коп. и пени в сумме 34207 руб. 8 коп.
Иск мотивирован тем, что транспортное средство использовалось административным истцом непродолжительное время, а 17 февраля 2020 г. было утилизировано ООО «Ун-Блок» в связи с непригодностью к использованию и нецелесообразностью ремонта. Полагает, что его вина в нарушении режима временного ввоза отсутствует.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С указанным решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении административного иска, поскольку судом первой инстанции не принят во внимание факт утилизации спорного транспортного средства, подтвержденный надлежащими доказательствами.
Административный истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, просил о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
Представитель Карельской таможни Вансовская Н.В. в ходе судебного заседания полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела усматривается, что 5 декабря 2019 г. административным истцом оформлен первоначальный временный ввоз спорного транспортного средства для личного пользования на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) сроком до 5 декабря 2020 г., который в установленном порядке был продлен таможенным органом до 30 сентября 2021 г. включительно.
Поскольку по истечении указанного срока информация о вывозе транспортного средства с территории ЕАЭС в таможенный орган не поступила, в адрес административного истца направлено письмо о необходимости предоставления соответствующих сведений, либо объяснения по факту невывоза транспортного средства с таможенной территории Союза.
Несвоевременный вывоз транспортного средства обоснован декларантом пандемией и последующей утилизацией.
Посчитав приведенные административным истцом причины нарушения срока временного ввоза неуважительными, таможенный орган вынес оспариваемые решение и уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней на общую сумму 919509 руб. 15 коп.
Постановляя решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что причины нарушения режима временного ввоза спорного автомобиля административным истцом не являются уважительными.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Согласно п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Статьей 264 ТК ЕАЭС предусмотрено, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с п. 2 ст. 16 или п. 6 ст. 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные пп. 8 п. 7 ст. 14 настоящего Кодекса. До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом. По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей.
В случае нахождения временно ввезенного транспортного средства для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС, наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов (пп. 3 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС).
В отношении автомобилей легковых (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочих моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых превышает 2 300 куб.см, но не превышает 3 000 куб.см, таможенная пошлина, подлежащая уплате, рассчитывается по единой ставке в размере 5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя (пункт 3 Таблицы 2 Приложения № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», чч. 1 и 2 ст. 266 ТК ЕАЭС).
Исходя из приведенных выше норм, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате декларантом в отношении временно ввезенного спорного транспортного средства, составила 885302 руб. 7 коп.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается в случае признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу п. 3 Порядка отражения факта признания товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не находящимися под таможенным контролем, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы № 1113 от 21 декабря 2020 г., отражение факта признания товаров либо ТСЛП не находящимися под таможенным контролем осуществляется на основании документов, представленных физическим лицом в таможенный орган, к которым относятся: справка о дорожно-транспортном происшествии, в результате которого произошло полное разрушение ТСЛП (с фотоматериалами); документы об утилизации, уничтожении и (или) безвозвратной утрате вследствие аварии или действии непреодолимой силы либо безвозвратной утрате в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранении товаров либо ТСЛП, выданные уполномоченным органом государства - члена Евразийского экономического союза; документы, подтверждающие уплату и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСЛП при наступлении обстоятельств, указанных в п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС (экспертное заключение, составленное судебными экспертами при проведении судебной экспертизы, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, или составленное по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства, содержащее стоимость восстановительного ремонта поврежденного ТСЛП, а также сведения о том, что затраты на восстановление (ремонт) превышают стоимость ТСЛП).
Поскольку административным истцом не представлены документы, с достоверностью подтверждающие факт утилизации спорного транспортного средства, в частности, заявление в Карельскую таможню о выдаче разрешения на утилизацию временно ввезенного транспортного средства, обращение в органы ГИБДД и станции технического обслуживания Кийски М.В., заключения эксперта о том, что восстановительный ремонт превышает стоимость транспортного средства, договор об утилизации транспортного средства с ООО «Уни-Блок», суд, с учетом объяснений мастера ООО «Уни-Блок» Голдашевского И.А. о том, что по данным электронного журнала учета приемо-сдаточных актов клиент с фамилией Кийски М.В. металлолом не сдавал, а автомобилей с иностранными регистрационными номерами, сданных в лом с 2017 г., он не помнит, суд пришел к правильному выводу о недоказанности обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает возможность освобождения от уплаты таможенных платежей по истечении срока временного ввоза транспортных средств.
В этой связи судом обоснованно не принято во внимание свидетельство ООО «Уни-Блок» об утилизации автомобиля от 17 февраля 2020 г., как не подтвержденное фактическими обстоятельствами.
При таком положении судом постановлено законное решение об отказе в иске, оснований для отмены которого в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 июня 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи