Дело № 2-1493/2022
УИД: 21RS0023-01-2022-001076-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2022 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием прокурора Максимова Е.Ю., ответчика Войтас С.В., представителя УМВД России по г.Чебоксары – Ефремовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары, поданного в интересах Российской Федерации к Войтас Станиславу Владимировичу о признании регистрации по месту жительства недействительной и о снятии с регистрационного учета,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации о признании постановки на регистрационный учет Войтаса С.В. в квартире № ----- дома № ----- по адрес недействительной и о снятии с регистрационного учета, указав в нем, что Войтасу С.В. были выданы паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии ----- от дата, серии ----- от дата и паспорт гражданина Российской Федерации серии ----- от дата. Решением МВД по Чувашской Республике от дата паспорт гражданина Российской Федерации от дата признан выданным Войтасу С.В. с нарушением установленного порядка. Паспортом гражданина Российской Федерации Войтас С.В. был документирован в связи с новым Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года. В заявлении о выдаче паспорта он в соответствующей графе указал, что ранее в гражданстве иностранного государства не состоял, не поставив при этом свою подпись. Из ответа УВМ УМВД России по ------ следует, что Войтас С.В. был снят с регистрационного учета в адрес по решению суда от дата по паспорту, выданному ------ дата. С заявлением о приобретении гражданства в установленном законом порядке он не обращался. В АС ЦБДУИГ и интегрированной базе данных федерального уровня сведения о Войтасе С.В. отсутствуют. По имеющимся учетам Войтас С.В., как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации не значится. При выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации должностными лицами ------ был нарушен п. 51 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325. Поскольку регистрация ответчика произведена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, выданного с нарушением установленного порядка, это, полагает прокурор, влечет признание недействительной осуществленной на основании данного паспорта регистрации по месту жительства.
В судебном заседании прокурор и представитель УМВД России по г.Чебоксары данный иск поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что в настоящее время решается вопрос о предоставлении ответчику гражданства Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, пояснив суду, что не предполагал, что паспорт гражданина Российской Федерации ему был выдан с нарушением установленного законом порядка. Считает, что он не может проживать без регистрации, в иске просит отказать.
Войтас О.И., участвующая в данном споре в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явилась, о месте и времени разрешения данного спора извещена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее ФЗ от 25 июня 1993 г. N 5242-1) устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Правила регистрации по месту жительства) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона) обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации по месту жительства, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Перечисленные в данной правовой норме документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).
Одним из таких документов, включенным в перечень документов, приведенный в данном законе и в абзацах первом - пятом пункта 16 Правил регистрации по месту жительства, обязательных к предъявлению, указан паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Закон о гражданстве).
Частью 7 статьи 4 данного Закона предусмотрено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
До вступления в силу данного Федерального закона (1 июля 2002 года) основания приобретения гражданства Российской Федерации были определены Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", положения которого были направлены на решение вопросов гражданства лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.
Согласно части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года, и не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 названного Федерального закона, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
Судом установлено, что Войтас С.В. родился дата на территории ------, с рождения и по дата год проживал вместе с родителями в адрес, затем в ------, а после их семья переехала в Российскую Федерацию, проживала в ------, где в дата году ответчик получил аттестат о среднем образовании. ------ он был документирован паспортом гражданина СССР образца 1974 года серии ----- от дата и серии ----- от дата.
Как следует из материалов дела, в заявлении о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, на основании ранее выданного паспорта гражданина СССР, Войтас С.В. в графе об отсутствии гражданства иностранного государства не поставил свою подпись.
Решением МВД по Чувашской Республике от дата паспорт гражданина Российской Федерации серии ----- от дата признан выданным Войтасу С.В. с нарушением установленного порядка. По предоставленным сведениям, на момент принятия данного решения Войтас С.В. как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации не значился. В указанном решении также разъяснено право урегулировать свой правовой статус в соответствии с главой VIII.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Данное решение ответчиком не обжаловано.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1, лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право на выбор места жительства в пределах Российской Федерации при условии, что они законно находятся на ее территории, оформили соответствующие документы на жительство; получили гражданство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в законную силу настоящего Закона, а также лица, которые приобрели гражданство в соответствии с настоящим Законом.
Согласно п. 10, 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года N 828, выдача паспорта производится территориальными органами ФМС по месту жительства гражданина, в том числе при предоставлении им документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Поскольку паспорт гражданина Российской Федерации, на основании которого произведена регистрация ответчика по месту жительства, был выдан в нарушение установленного порядка, данная регистрация не может быть признана законной.
При этом наличие родственных отношений с гражданином Российской Федерации и длительность проживания не является основанием для регистрации по месту жительства, поскольку проживание ответчика с недействительным документом, удостоверяющим его личность в качестве гражданина государства, не устраняет его недействительности, а также неправомерный характер действий в связи с получением указанного документа.
Из содержания правовых актов, регулирующих вопросы постановки граждан на регистрационный учет по месту жительства и по месту временного пребывания и снятия с такого учета (Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»), следует, что снятие с регистрационного учета производится, по общему правилу, на основании личного заявления гражданина. Без непосредственного участия гражданина снятие с регистрационного учета может быть произведено, в частности, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации. В силу приведенных положений принятие судом решения о признании регистрации незаконной служит основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать регистрацию Войтас Станислава Владимировича в квартире № ----- дома № ----- по адрес недействительной.
Снять Войтас Станислава Владимировича с регистрационного учета в квартире № ----- дома № ----- по адрес.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 года.