Решение по делу № 8Г-8892/2024 [88-9195/2024] от 02.09.2024

88-9195/2024

2-5508/2023

27RS0001-01-2023-005674-18

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2024 года                        г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Аноприенко К.В.,

судей Панфиловой Л.Ю., Егоровой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.Н. к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения,

по кассационной жалобе представителя Министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.О. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения представителя Министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.О., Башкова Р.А., представителя Правительства Хабаровского края Шостак И.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Орлов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства Хабаровского края, просил предоставить Орлову А.Н., благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа «город Хабаровск», общей площадью не менее 33 кв. м., указав, что истец является собственником жилого помещения кв., расположенной в <адрес>. Жилой дом был включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно Постановлению администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа «Город Хабаровск», возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури». Истцом в установленном законом порядке в 2013 году, в администрацию г. Хабаровска было подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Указанное заявление было удовлетворено, и истец был включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. 09.12.2019 заключением городской межведомственной комиссии жилой дом , расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени, истцу жилое помещение так и не предоставлено.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года, исковые требования удовлетворены. Постановлено обязать Министерство строительства Хабаровского края предоставить Орлову А.Н. благоустроенное жилое помещение в пределах города Хабаровска общей площадью не менее 33 кв.м.

В кассационной жалобе представитель Министерства строительства Хабаровского края Соловых Ю.О. ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Указывает, что наличие причинно-следственной связи между фактом непригодности для проживания в спорном доме и ЧС 2013 года судами не устанавливалось, между тем из заключения межведомственной комиссии от 17.09.2013, 03.10.2014, 22.07.2015, 21.03.2017, в том числе от 17.09.2013, которое послужило основанием для включения истца в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС 2013 года, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения, неоднократно признавались судебными актами незаконными. Обращает внимание, что само заключение и постановление администрации г. Хабаровска от 27.01.2020 о признании дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу ссылки на ЧС 2013 года не содержит.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство социальной защиты Хабаровского края обращает внимание на то, что решение о включении истца в единый список на предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м. принимало Министерство строительства края.

В возражениях на кассационную жалобу Правительство Хабаровского края поддержало доводы кассационной жалобы.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения сторон, участвовавших в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Орлов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно отметке о регистрации в паспорте Орлова А.Н., <данные изъяты> , был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно заключению о выявлении оснований для признания многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу от 09.12.2019 межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 , для признания многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Согласно постановлению администрации г. Хабаровска от 27.01.2020 многоквартирный дом № по пер. Ладожскому признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок отселения физических лиц до 01.01.2025. Собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № по <адрес> рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании указанного многоквартирного дома.

Согласно уведомлению Министерства строительства Хабаровского края от 13.02.2023 Орлову А.Н. разъяснено, что он до настоящего времени состоит в списке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2013 года. Предоставление мер социальной поддержки как пострадавшим в результате ЧС в настоящее время возможно только путем обращения в судебные органы с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения и дальнейшего заключения мирового соглашения о предоставлении социальной выплаты в целях самостоятельного приобретения жилого помещения.

Министерством строительства Хабаровского края представлен список граждан, жилые помещения, которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, в отношении которых не реализованы меры социальной поддержки, в который включен Орлов А.Н.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что Орлов А.Н. включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с процедурой, установленной ранее действующим Порядком, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м. в пределах г. Хабаровска.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций о наличии у Орлова А.Н. права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением положений процессуального закона.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу - вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 указано Закона).

В соответствии с подп. «а» ст.8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Подпунктом «д» пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 Правительство Российской Федерации 12.12.2013 приняло постановление № 923 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым, в том числе, были утверждены Правила предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Согласно пунктам 4,5 указанных Правил, предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении №4 к данной программе.

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном Порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.

К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693, постановлением Правительства РФ от 12.12.2013 № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (Приложение № 15 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр».

В силу приведенных положений Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья одним из обязательных условий возникновения у таких граждан права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации.

Данное обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела, могло быть подтверждено заключение межведомственной комиссии, созданной в соответствии с распоряжением мэра г. Хабаровска от 31.05.2005 -р «О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания».

Однако суд первой инстанции в нарушение положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, посчитал установленным факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого <адрес> в отсутствие в материалах дела допустимого доказательства (заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления), которым согласно подлежащим применению к спорным отношениям сторон нормативным актам должен был быть подтвержден такой факт.

Принимая решение об удовлетворении требований Орлова А.Н., суд исходил из того, что истец был включен в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2013 года на основании заключения межведомственной комиссии от 17.09.2013 о признании <адрес>.

Между тем, судом не учтено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.08.2014, вступившим в законную силу 08.10.2014, заключение от 17.09.2013 признано незаконным. В последующем, судебными актами, признавались незаконными и заключения межведомственных комиссий о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу от 03.10.2014, 22.07.2015, 21.03.2017.

Возлагая на ответчика обязанность по предоставлению Орлову А.Н. благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. м. в пределах г. Хабаровска, суд первой инстанции, сослался на заключение городской межведомственной комиссии от 09.12.2019 и постановление администрации г. Хабаровска от 27.01.2020 и руководствовался Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (Приложение № 15 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр».

При этом, суд не принял во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства края от 08.12.2016 №452-пр «О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» указанный Порядок с 01.01.2017 признан утратившим силу.

Кроме того, судом не учтено, что заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу от 09.12.2019 , не содержит указаний на признание дома аварийным вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2013 году.

Ввиду того, что требования Орлова А.Н. о предоставлении ему меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, в подтверждение обоснованности которых он ссылалась на заключение межведомственной комиссии от 17.09.2013 , были предъявлены им после 01.01.2017, то есть после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Хабаровского края), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, а также с учетом того обстоятельства, что повреждение жилого дома истца именно вследствие чрезвычайной ситуации не подтверждено соответствующим заключением межведомственной комиссии, то суд не имел правовых оснований для признания за Орловым А.Н. права на предоставление жилого помещения.

С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года, оставившее без изменения решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 февраля 2023 года, нельзя признать законными, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены определения суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года отменить, дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотерние.

Председательствующий

Судьи

    Мотивированное определение изготовлено 02.11.2024

8Г-8892/2024 [88-9195/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлов Александр Николаевич
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Правительство Хабаровского края
Министерство строительства Хабаровского края
Министерство имущества Хабаровского края
министерство социальной защиты населения
Другие
Орлов Андрей Александрович
КГКУ «Краевой имущественный комплекс»
Министерство Финансов РФ в лице Управление Федерального казначейства РФ по Хабаровскому краю
Олейников Евгений Анатольевич
Министерство финансов Хабаровского края
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Панфилова Людмила Юрьевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
24.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее