Дело № 2-263/2023
УИД: 52RS0053-01-2023-000123-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2023г. г. Урень
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сапожниковой С.В., при секретаре судебного заседания Орловой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленевой О. П. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
истец Оленева О.П. обратилась в суд с иском к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании права собственности на земельный участок, указав, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 15.06.2005 года.
Ранее квартирой владели на праве общей долевой собственности (по ? доле в праве) Кочнев В.И. и Кочнева А.С., которые приватизировали данную квартиру на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 30.03.1994 года. В последствии право собственности на квартиру перешло к Кочневой А.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.01.2001 года.
Вместе с квартирой истец приобрела земельный участок, которым Кочневы пользовались ранее 1994 года. Границы земельного участка обособлены забором. В отношении указанного участка установлен кадастровый №, площадь – 1267 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка определены в результате межевания, проведенного кадастровым инженером Волковым В.И.
Учитывая, что ранее под жилым домом один участок уже был сформирован, оформлены права на него собственником соседней квартиры, данное обстоятельство исключает возможность органам местного самоуправления сформировать земельный участок под многоквартирным домом, истец Оленева О.П., ссылаясь на п.п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",п. 1 ст. 271, ст. 552 ГК РФ, ч. 5 ст.1, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, ст. 36 ЖК РФ, ст. 234 ГК РФ, просит суд признать право собственности Оленевой О.П. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1267 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 18/2.
Истец Оленева О.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истца Оленевой О.П. – Чемоданов О.В., действующий на основании доверенности, также извещенный надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик администрация Уренского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, о причинах его неявки не сообщил, ранее просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комаров И.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив согласно ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Ст.12 ГК РФ предусматривает возможность защиты гражданских прав путем признания права.
Статья 551 ГК РФ определяет, что переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с ч.1, 2 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии со ст.1 Земельного Кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст.15 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 №136, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью ) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.35 Земельного Кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, сооружения, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли вправе общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В соответствии со ст.39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 15.06.2005 года Оленева О.П. приобрела у Кочневой А.С. квартиру с кадастровым номером № площадью 34,7 кв.м., расположенную на первом этаже одноэтажного жилого дома по адресу: <адрес>, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.02.2023 года (л.д.8, 17).
Согласно выписке из ЕГРН от 11.08.2021 года в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок в кадастровом квартале №, с кадастровым номером № от 24.05.2021 года, площадью 1267 +/- 12 кв.м., расположен по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, <адрес>, земельный участок 18/2, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о зарегистрированных правах на объект – отсутствуют (л.д.16).
Из архивной справки № от 23.01.2023 года следует, что в документах архивного фонда Уренской городской администрации за 1992-1994 года постановления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не значится (л.д.15).
В собственность, постоянной (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение указанный участок также не выделялся, что подтверждается справкой управления по работе с территориями и благоустройству администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области №4 от 23.01.2023 года.
Постановлением городской администрации № от 24.12.1993 года Марасановой Н.Ф. для ведения личного подсобного хозяйства выделен земельный участок 1170 кв.м., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № от 13.01.1994 года (л.д.12).
На основании договора купли-продажи квартиры и земельного участка № от 05.08.1997 года право собственности на земельный участок площадью 1170 кв.м., по адресу: <адрес>, перешло к Комаровой Н.И. (л.д.13).
30.01.2023 года между Комаровой Н.И. и Комаровым И.В. заключен договор купли-продажи в отношении вышеуказанных квартиры и земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1170 кв.м. под частью многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, за Комаровым И.В. так же подтверждается письмом администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области от 29.03.2023 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.03.2023 года в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок в кадастровом квартале №, с кадастровым номером № от 06.12.2005 года, площадью 1170 кв.м., расположен по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, <адрес>, земельный участок 18, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, правообладателем является Комаров И.В. дата государственной регистрации собственности № от 03.02.2023 года.
В соответствии со ст.234 ГК РФ, лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п. 3 ст. 234 ГК РФ).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя (п. 4 ст. 234 ГПК РФ).
Как указано в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ст. ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 26.11.2020 N 48-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Волкова" указал: «В рамках института приобретательной давности защищаемый законом баланс интересов определяется, в частности, и с учетом возможной утраты собственником имущества (в том числе публичным) интереса в сохранении своего права. Так, судами отмечается, что для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2019 года N 4-КГ19-55 и др.).
Таким образом, понимание добросовестности давностного владения, подразумевающее, что лицо при получении владения должно полагать себя собственником имущества, лишает лицо, длительное время владеющее имуществом как своим, заботящееся об этом имуществе, несущее расходы на его содержание и не нарушающее при этом прав иных лиц, возможности легализовать такое владение, вступает в противоречие с целями, заложенными в статье 234 ГК Российской Федерации.
Кроме того, с учетом необходимости возвращения имущества в гражданский оборот нельзя не принять во внимание практически неизбежный при давностном владении пропуск собственником имущества для истребования вещи у давностного владельца срока исковой давности, который, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц; а применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (Постановление от 15 февраля 2016 года N 3-П).
Не может с учетом сказанного опровергать добросовестность давностного владельца и сама по себе презумпция государственной собственности на землю (пункт 2 статьи 214 ГК Российской Федерации), поскольку ограничение для приобретения земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, по давности владения ставит частных лиц в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовым образованиям, что нарушает принцип равенства субъектов гражданского права (пункт 1 статьи 2 и пункт 4 статьи 212 ГК Российской Федерации) и вступает в противоречие со статьями 8 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации».
Судом установлено, что на протяжении более 20 лет Кочнев В.И. и Кочнева А.С., продавшие в последующем квартиру истцу, пользовались земельным участком, на котором располагается приобретенная Оленевой О.П. квартира. В течение указанного периода администрация г.Урень либо иные лица не препятствовали и не выражали прав притязания на спорный участок.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 26.11.2020 N 48-П, суд приходит к выводу, что доводы истца Оленевой О.П. о том, что она приобрела право собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности на основании ст.234 ГК РФ, поскольку на протяжении более 30 лет земельный участок находится в открытом, непрерывном и добросовестном владении собственниками приобретенной Оленевой О.П. квартиры, являются обоснованными.
Кроме того при разрешении данного иска судом учитывается принцип земельного законодательства о единстве судьбы земли и недвижимости, находящейся на ней.
Ограничений на предоставление данного земельного участка в частную собственность судом не усматривается и доказательств такого ограничения суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, фактические обстоятельства дела, учитывая, что во внесудебном порядке оформить права на земельный участок истцу не представляется возможным, суд приходит к выводу, что исковые требования Оленевой О.П. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок № являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Оленевой О. П. (ИНН №) к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области (ИНН 5235008092) о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за Оленевой О. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (ИНН №), право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1267 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, земельный участок 18/2.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Решение в окончательной форме принято 4 апреля 2023 года.
Судья С.В. Сапожникова