судья Шевердова Н.А. |
№ 33а-2116/2020 № 2а-915/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
3 сентября 2020 г. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Тихоновой Ж.В. |
судей |
Науменко Н.А. |
Камерзана А.Н. |
|
при секретаре |
Лащенко И.В. |
с участием прокурора |
Павловой И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Костенкова Юлияна Евгеньевича на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г., которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/854 «Об отказе в регистрации Костенкова Юлияна Евгеньевича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 3».
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения Костенкова Ю.Е., действующего в своих интересах, а также в качестве представителя Регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть народу» в Мурманской области, подержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Павловой И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
установила:
решением Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района от 16 июня 2020 г. № 692 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва.
Решением Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/854 Костенкову Ю.Е., выдвинутому Региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Мурманской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты по пятимандатному избирательному округу № 3.
Костенков Ю.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения территориальной избирательной комиссии, восстановлении возможности проведения мероприятий с избирателями и участия в выборах в качестве кандидата в депутаты по пятимандатному избирательному округу № 3.
В обоснование заявленных требований Костенков Ю.А. ссылался на незаконность оспариваемого решения, поскольку территориальной избирательной комиссией не был разъяснен порядок и сроки сбора подписей избирателей в его поддержку, необходимость представления подписных листов с протоколом об итогах сбора подписей, умышленно созданы условия для непрохождения в кандидаты отдельных граждан, допущено предвзятое отношение к кандидатам в депутаты.
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска Костенкова Ю.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Костенков Ю.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда требованиям закона, в том числе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Настаивает на том, что административным ответчиком не исполнена предусмотренная положениями статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ обязанность по его информированию о предоставлении документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, а также по разъяснению порядка участия в избирательном процессе.
Указывает, что документы, представленные стороной административного ответчика, не отвечают требованиям допустимости, поскольку представлены лицом, не имеющим полномочий на представление интересов Кандалакшской территориальной избирательной комиссии, которые, по его мнению, должны быть подтверждены выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Считает, что суду по собственной инициативе необходимо было истребовать дополнительные доказательства по делу, в частности Устав муниципального образования городское поселение Кандалакша, закрепляющий гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории муниципального образования.
Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, что выразилось в лишении его права лично участвовать в рассмотрении дела и высказать свою позицию в прениях сторон, поскольку судебное заседание продолжалось за пределами режима работы суда.
Указывает на пристрастное отношение к нему со стороны суда, что выразилось в рассмотрении административного дела в интересах ответчика.
Обращает внимание на незаконность участия помощника прокурора в судебном заседании без предоставления документов, подтверждающих полномочия. По указанным основаниям полагает незаконным определение суда об отказе в удовлетворении отвода прокурору.
Относительно апелляционной жалобы представителем Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Кузнецовой А.А., а также старшим помощником прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю. представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Кандалакшской территориальной избирательной комиссии, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в установленном законом порядке.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание указанных лиц не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не находит.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, правильно исходил из правомерности действий территориальной избирательной комиссии в рамках предоставленных ей законом полномочий и обязанности кандидата пользоваться своими правами добросовестно, проявлять должную осмотрительность и заинтересованность относительно полноты представленных им документов, пришел к верному выводу о законности обжалуемого решения об отказе в регистрации кандидата Костенкова Ю.Е. в связи с невыполнением требований закона о предоставлении в установленный срок подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокола об итогах сбора подписей избирателей, а также несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Аналогичные основания содержатся в пункте 25 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее – Закон Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 12, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи) либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата в соответствии со статьями 19.1 и 19.2 настоящего Закона.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ для соответствующей избирательной комиссии установлен срок для принятия решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации - в течение 10 дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, и в этот же срок комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, который не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 июля 2020 г. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлено извещение Регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» в Мурманской области о проведении мероприятия (общего собрания) по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты.
При этом согласно официальному сайту Избирательной комиссии Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» в Мурманской области отсутствует в списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов считаются поддержанными избирателями и не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Мурманской области (Приложение № 2 к постановлению Избирательной комиссии Мурманской области от 20.09.2018 № 40/268).
1 августа 2020 г. Костенков Ю.Е. уведомил Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию о выдвижении его Региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в Мурманской области в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 3, представив в избирательную комиссию следующие документы: заявление о согласии баллотироваться от 26 июля 2020 г.; копию паспорта гражданина Российской Федерации; копию документа об образовании – диплома ТВ № 069707 от 23.06.1990; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации; справку о членстве в региональном отделении политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в Мурманской области; протоколы заседания общего собрания членов регионального отделения партии от 25 июля 2020 г., на котором было принято решение о выдвижении Костенкова Ю.Е. кандидатом в депутаты в Совет депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по избирательному округу № 3; справку с места работы, решение суда от 11.12.1998, копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, копию выписки из ЕГРЮЛ, сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения политического партии, сведения о размере и об источниках его доходов, фотографии 2 штуки.
Костенкову Ю.Е. выдано письменное подтверждение получения данных документов, в котором он подтвердил получение разрешения Кандалакшской ТИК на открытие специального избирательного счета.
3 августа 2020 г. Костенковым Ю.Е. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлены документы, связанные с открытием им специального избирательного счета кандидата в депутаты, и первый финансовый отчет.
О получении данных документов Костенкову Ю.Е. выдано письменное подтверждение, в котором он одновременно уведомлен о времени проведения заседания терииториальной избирательной комиссии по вопросу его регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, назначенного на 10 августа 2020 г. в 17 часов 00 минут. Более того, письменное подтверждение содержало информацию, о том, что письменное уведомление Кандалакшской ТИК о наличии неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению представленных им документов, необходимых для выдвижения и (или) регистрации кандидата кандидат сможет получить в избирательной комиссии 5 августа 2020 г. в 17 часов 00 минут.
5 августа 2020 г. Костенкову Ю.Е. выдано уведомление о выявлении в представленных им документах неполноты сведений о кандидате, а именно: в заявлении о выдвижении неверно указано наименование избирательного округа; в заявлении не указано место рождения; в заявлении о сведениях о профессиональном образовании неверно указано учебное заведение, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представлены не по форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в представленных сведениях о доходах не указан ИНН.
В указанном уведомлении Костенкову Ю.Е. предложено внести уточнения и дополнения в представленные документы, представить копии недостающих документов не позднее 8 августа 2020 г. до 14 часов 00 минут.
8 августа 2020 г. Костенковым Ю.Е. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлено заявление об уточнении сведений о кандидате, к которому были приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата.
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей Костенковым Ю.Е. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлены не были. Из объяснений административного истца установлено, что сбор подписей избирателей в свою поддержку им не осуществлялся.
Суд первой инстанции на основании приведенных законоположений и фактических обстоятельствах, подтверждаемых материалами дела, пришел к верному выводу о непредставлении административным истцом документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска и отмены решения об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 1 статьи 35.1, пунктами 15, 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 12, 13 статьи 20 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО установлено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. После окончания сбора подписей подписные листы представляются в комиссию вместе с протоколом об итогах сбора подписей.
Пунктом 5 статьи 19.3 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО определено, что перечень политических партий, выдвижение которыми кандидатов, списков кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, составляются избирательной комиссией Мурманской области, размещаются на ее официальном сайте в сети Интернет и обновляются по результатам выборов Мурманской областной Думы и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, избрания депутатов представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 16 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО выдвижение кандидата (списка кандидатов) начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее чем за 70 дней до дня голосования.
Период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, начинается не ранее чем за 70 дней до дня голосования и заканчивается не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов в соответствии со статьями 19.1 и 19.2 настоящего Закона.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Из пункта 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО следует, что регистрация кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом документов, представляемых не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии ее регионального отделения или иного структурного подразделения, на которую распространяется действие пунктов 1 и 2 статьи 19.3 настоящего Закона, и первого финансового отчета либо уведомления кандидата, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 39 настоящего Закона.
Решением Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/854 Костенкову Ю.Е. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша по пятимандатному избирательному округу № 3 на основании подпунктов «в», «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 3 пункта 25 статьи 21, подпункта 1 пункта 25.1, статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО.
Из содержания решения, а также выписки из протокола заседания территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. следует, что основанием для отказа Костенкову Ю.Е. в регистрации кандидатом в депутаты послужило то, что по состоянию на 18 часов 00 минут 3 августа 2020 г. им не представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей, а также в нарушение подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» в Мурманской области о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, известило избирательную комиссию менее чем за один день до дня проведения мероприятия.
С учетом приведенного правового регулирования, Костенкову Ю.Е., выдвинутому Региональным отделением политической партии «Народно-политическая партия России – Власть Народу» в Мурманской области, не включенной в перечень политических партий, выдвижение которыми кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Мурманской области, для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было представить в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию до 18 часов 3 августа 2020 г. документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Непредставление административным истцом для регистрации кандидатом в депутаты вышеуказанных документов свидетельствует о неисполнении Костенковым Ю.Е. требований пунктов 2, 2.2 и 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО, что является основанием для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты, поскольку нарушает требования избирательного законодательства, а также нарушает равенство всех кандидатов перед законом и ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями.
Судом также достоверно установлено, что о проведении Региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» в Мурманской области 25 июля 2020 г. общего собрания по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Кандалакшской территориальной избирательной комиссии стало известно из соответствующего письменного извещения, поступившего в избирательную комиссию 25 июля 2020 г., то есть в день проведения общего собрания, что свидетельствует о нарушении требований, установленных подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
Несоблюдение политической партией требований к выдвижению кандидатов в депутаты в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 2 пункта 25 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Административным ответчиком процедура принятия оспариваемого решения соблюдена.
Суд обоснованно не согласился с доводами административного истца, повторяемыми в апелляционной жалобе, о том, что территориальной избирательной комиссией в нарушении требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не был разъяснен порядок и сроки сбора подписей избирателей в его поддержку, а также не сообщено о необходимости представления подписных листов с протоколом об итогах сбора подписей.
По своему смыслу положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 августа 2013 г. № 8-АПГ13-8, данная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, то есть избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответственность за непредоставление необходимых для регистрации документов в соответствии с требованиями законодательства возлагается на кандидата – административного истца Костенкова Е.Ю.
Более того, доводы о предвзятости избирательной комиссии к оформлению Костенковым Ю.Е. документов для регистрации опровергаются материалами дела, поскольку анализ представленных Костенковым Ю.Е. документов и уведомления избирательной комиссии от 5 августа 2020 г. о выявленных в них недостатках позволяет сделать вывод о существенности изложенных замечаний.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении территориальной избирательной комиссией права административного истца на информирование о предстоящих выборах, предусмотренного статьей 45 Федерального закона № 67-ФЗ, отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела.
Из представленных в материалы дела копий текста газеты «Нива» № 23 (2506) от 18 июня 2020 г., № 26 (2509) от 9 июля 2020 г., а также газеты «Информационный бюллетень администрации муниципального образования Кандалакшского района» от 9 июля 2020 г. № 24 следует, что административным ответчиком было современно размещено решение Совета депутатов городского поселения Кандалакша от 16 июня 2020 г. № 692 о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления, а также информация о перечне документов, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, о наличии форм и образцов данных документов на странице избирательной комиссии на сайте администрации.
При таких данных суд пришел к верному выводу о том, что действия Кандалакшской избирательной комиссией в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Учитывая установленные судом обстоятельства, положения действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением, действиями избирательной комиссией нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и свобод административного истца не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Нельзя признать обоснованными и доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем оформлении полномочий представителя Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Кузнецовой А.А., о недопустимости в качестве доказательств всех представленных стороной административного истца документов. Оснований сомневаться в полномочиях представителя административного ответчика у суда не имелось, поскольку в материалы дела представлено заверенное надлежащим образом постановление Избирательной комиссии Мурманской области от 8 июля 2020 г. № 105/636 о назначении Кузнецовой А.А. председателем Кандалакшской территориальной избирательной комиссии с 15 июля 2020 г. Оснований не принимать представленные стороной административного ответчика доказательства у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении спора не был истребован Устав муниципального образования городское поселение Кандалакша, закрепляющий гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории муниципального образования, не могут быть положены в основу отмены решения суда применительно к общедоступному характеру данного нормативного документа, а также правильному применению судом норм избирательного права.
Указание в жалобе на нарушение судом процессуального права административного истца на личное участие в рассмотрении дела и выступление в прениях сторон не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку процессуальное законодательство не содержит норм, которые бы расценивали разрешение судом дела за пределами установленного режима рабочего времени как процессуальное нарушение. Более того, эти обстоятельства не связаны с нарушением каких-либо процессуальных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, не влияют на правильность разрешения судом дела по существу.
Доводы апелляционной жалобы об участии в деле прокурора без подтверждения своих полномочий, опровергаются содержанием протокола судебного заседания, из которого следует, что судом были проверены полномочия участвующего в деле помощника прокурора Ермоловой Т.Ю., представившей служебное удостоверение.
Исходя из смысла положений статьи 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» дополнительного оформления полномочий помощника прокурора для участия в делах обязательной категории, не требуется и нормами процессуального законодательства не предусмотрено.
Помимо этого судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что административный истец реализовал предоставленное Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации право на отвод прокурору, однако определением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г. Костенкову Ю.Е. отказано в удовлетворении заявления об отводе прокурору в связи с отсутствием правовых оснований, с чем также соглашается судебная коллегия.
Ссылки в жалобе на то, что председательствующий судья нарушил принцип равноправия сторон, безосновательны, поскольку материалы дела не содержат данных, подтверждающих наличие у судьи заинтересованности в исходе дела, существование обстоятельств, которые вызывают сомнения в объективности и беспристрастности судьи. Результат рассмотрения настоящего дела не может служить основанием для сомнения в беспристрастности судьи. При этом заявление административного истца об отводе судьи было рассмотрено, условия, установленные в статье 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отвода судьи, отсутствуют.
Судом первой инстанции соблюден принцип состязательности и равноправия сторон, предусмотренный частью статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Правовая позиция административного истца, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции, получила надлежащую оценку. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костенкова Юлияна Евгеньевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 сентября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи: