2-4466/2021
14RS0035-01-2021-006950-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 30 апреля 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., с участием помощника прокурора г. Якутска Колесовой Е.М., истца Задворочновой Г.В.., представителя истца Стрелец А.В., представителя ответчика Татариновой О.С., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Задворочновой Галины Валентиновны к Государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Якутская республиканская офтальмологическая больница» о восстановлении на работе,
установил:
Истец обратилась в суд с настоящим иском к ответчику. В обоснование своих требований указывает, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности ___. Приказом № от 05.03.2021 трудовой договор с истцом расторгнут с 05.03.2021 по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата организации. С данным увольнением истец не согласна. Считает, что правовых оснований для расторжения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ у работодателя не имелось. Просит признать приказ от 05.03.2021 № незаконным, восстановить истца на работе в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В судебном заседании истец Задворочнова Г.В., ее представитель Стрелец А.В., исковые требования поддержали. Просят иск удовлетворить, считают, что ответчиком не соблюдена процедура увольнения, правовых оснований для расторжения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ у работодателя не имелось.
Представитель ответчика Татаринова О.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, считает, что ответчиком соблюдена процедура увольнения. Пояснила, что все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации и опыту работы истца были ей предложены.
Суд, заслушав заключение помощника прокурора города Якутска Колесовой Е.М., полагавшей исковые требования о восстановлении на работе удовлетворить, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнению по основанию, предусмотренному п. 2 или 3 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (или вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Согласно вышеуказанному постановлению прекращение трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в ч. 2 п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Задворочнова Г.В. состояла в трудовых отношениях с ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» в должности ___ с 03.05.2000 года.
Приказом главного врача ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» от 21.10.2020 № в штатное расписание внесены изменения: сократить должности в количестве 12 шт. ед., в том числе: санитарки центра неотложной помощи 4 шт. ед.; санитарки клинико-диагностического отделения 7 шт. ед.; сестра-хозяйка приемного покоя 1шт. ед.; ввести должности в количестве 12 шт. ед.: уборщик служебных помещений центра неотложной помощи 4 шт. ед.; уборщик служебных помещений клинико-диагностического отделения 7 шт. ед.; кастелянша 1 шт. ед.
22.10.2020 и 22.12.2020 главным врачом ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» направлено обращение о даче мотивированного мнения первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
28.12.2020 в адрес ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» поступил ответ, согласно которому профсоюзным комитетом подтверждена необходимость и законность проведения мероприятий по внесению изменений в штатное расписание, проект приказа об увольнении Задворочновой Г.В. по сокращению штатных единиц соответствует требованиям, установленным трудовым кодексом РФ и не нарушает условий трудового договора работника.
Согласно уведомлению от 28.10.2020 истцу сообщено о сокращении должности, истцу предложена вакантная должность уборщика служебных помещений. С уведомлением истец ознакомилась под роспись, что не оспаривается сторонами.
Из уведомления от 02.02.2021 усматривается, что работодатель предлагал истцу вакантную должность уборщика служебных помещений, данное уведомление истец подписывать отказалась. Данный факт истец в судебном заседании не оспаривала. Иных вакантных должностей у ответчика не имелось, что подтверждается штатным расписанием.
Сторонами не оспаривается, что в период со 02.11.2020 по 07.12.2020 истец находилась на листке временной нетрудоспособности, в дальнейшем с 08.12.2020 по 04.03.2021 находилась в отпуске.
Приказом работодателя о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 05.03.2021 Задворочнова Г.В. уволена 05.03.2021 с должности санитарки в связи с сокращением штата работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С приказом работодателя истец ознакомилась 05.03.2021, о чем собственноручно сделала отметку о получении, а также отметку о несогласии с данным приказом.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что увольнение истца в связи с сокращением численности или штата работников является правомерным.
Трудовой договор с истцом расторгнут в соответствии с требованиями действующего законодательства и оснований для восстановления на работе не имеется.
Доводы стороны истца о том, что работодатель, имея вакантные должности, которые по уровню образования, опыту работы и состоянию здоровья истец могла бы исполнять, в нарушение действующего законодательства письменного ответа о согласии, либо несогласии на перевод не отобрал, судом отклоняются как необоснованные. Трудовое законодательство не обязывает работодателя получать от работника согласие ли отказ от предложенных вакансий в письменном виде. Истец не оспаривала, что отказалась от предложенной ей вакантной должности «уборщика служебных помещений».
Вопреки доводам стороны истца и помощника прокурора, первичная профсоюзная организация представила мотивированное мнение в семидневный срок после получения обращения ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая больница». При этом требования, установленные ч. 5 ст. 373 ТК РФ, ответчиком соблюдены. Так, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность). В судебном заседании установлено и истец не отрицала, что в периоды с 02.11.2020 по 07.12.2020 находилась на листке по временной нетрудоспособности, а с 08.12.2020 по 04.03.2020 находилась в отпуске. В первый день выхода на работу – 05.03.2021 истец была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Доводы стороны истца о том, что Задворочновой Г.В. не была предложена вакантная должность кастелянши, судом не принимается. Из представленных ответчиком в материалы дела документов следует, что указанная должность на момент вручения уведомления о сокращении (28.10.2020) не была вакантной. Заявление о переводе на должность кастелянши подписано Перепечиной Р.П. 26.10.2020.
С учетом установленных обстоятельств дела, оснований для признания приказа об увольнении незаконным и восстановления истца на работе суд не усматривает.
В связи с тем, что в удовлетворении основного требования о восстановлении на работе отказано в полном объеме, производные от него требования о взыскании с ответчика заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Задворочновой Галины Валентиновны к Государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Якутская республиканская офтальмологическая больница» о восстановлении на работе – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна.
Судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 07.05.2021