Строка статотчета 045, г/п 00 =00

Судья: Зайнулин А.В.    Дело № 33-6026/2019            9 октября 2019 года

Докладчик: Маслов Д.А.         г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего    Гулевой Г.В.

судей    Бланару Е.М. и Маслова Д.А.

при секретаре Искусовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» Корюкина А.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области                     от 25 июня 2019 года по делу № 2-1745/2019, которым постановлено: «Исковые требования Телышева Александра Ивановича к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Телышева Александра Ивановича задолженность по заработной плате за февраль, март, май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 31 251 (тридцать одна тысяча двести пятьдесят один) рубль 61 копейка.

В удовлетворении требований Телышева Александра Ивановича                           к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 48 174 рубля 23 копейки, отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Телышев А.И. обратился в суд с иском к войсковой части , федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании задолженности по заработной плате, указав, что работает в войсковой части в должности <данные изъяты>. В 2018 году истец работал в выходные и нерабочие праздничные дни в феврале, марте, мае, августе, сентябре, октябре, ноябре, а также истец привлекался к авральным работам в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2018 года. С размером произведенной оплаты указанной работы истец не согласен, считает, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни подлежала оплате в размере не менее одинарной часовой ставки сверх оклада с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, оплата авральных работ также должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. На основании изложенного,                    с учетом уточненного искового заявления, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную заработную плату за работу в выходные                     и праздничные дни в пределах нормы рабочего времени за февраль 2018 года                в размере 8 633 рубля 97 копеек, за март 2018 года – 9 599 рублей 85 копеек,                за май 2018 года – 8 198 рублей 08 копеек, за август 2018 года – 3 168 рублей 88 копеек, за сентябрь 2018 года – 14 579 рублей 14 копеек, за октябрь 2018 года – 7 187 рублей 07 копеек, за ноябрь 2018 года – 2 330 рублей 94 копейки; невыплаченную заработную плату за авральные работы за август 2018 года                   в размере 365 рублей 60 копеек, за сентябрь 2018 года – 1 121 рубль 47 копеек, за октябрь 2018 года – 8 439 рублей 27 копеек, за ноябрь 2018 года –                              6 587 рублей 86 копеек, за декабрь 2018 года – 9 213 рублей 71 копейка                  (л.д. 3-15, 201-220 т.1 л.д. 26 т.2).

В судебном заседании представитель Телышева А.И. по доверенности Наговицын Р.А. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкин А.В. иск не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие Телышева А.И., представителя войсковой части .

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкин А.В., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду необоснованности, незаконности, неправильного истолкования закона и принять по делу новое.

Доводы апелляционной жалобы ее податель мотивирует тем, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что в п. 23.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2016 года              № 515 указано, что размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день устанавливается положением об оплате труда (коллективным договором, локальным нормативным актом), принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором, без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом, доводы ответчика связанные с оплатой за работу в праздничные дни и авральную работу с учетом компенсационных и стимулирующих выплат может производится только после принятия (вступления в силу) Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, суд отклонил. Хотя, в силу ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года               № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» суды общей юрисдикции при рассмотрении для после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении. Таким образом, юридическими последствиями постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявлен конституционно-правовой смысл нормативного правового акта или отдельных его положений, является утрата им силы либо прекращение действия в неконституционном истолковании с момента вступления в силу такого постановления, то есть на будущее время. Приведенное означает, что именно с указанного момента такие акты или их отдельные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. При этом, ссылается на судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, суд не учел, что положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 следует применять с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П только со дня его официального опубликования. С учетом изложенного, считает ошибочным выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за работу в праздничные дни с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат за период предшествующий официальному опубликованию указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, податель апелляционной жалобы не согласен с выводами суда о взыскании в пользу истца заработной платы за авральные работы также с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат. Указывает, что согласно ст. 5 ТК РФ регулирование оплаты авральных и (или) сверхурочных работ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Так, п. 4.9. коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 – 2018 годы авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени учитываются особо и оплачиваются как сверхурочные работы в соответствии со ст. 152 ТК РФ. В свою очередь, ст. 152 ТК РФ устанавливаются минимальные размеры оплаты труда за сверхурочную работу. При этом, ст. 152 ТК РФ не устанавливает порядка определения минимального размера оплаты сверхурочной работы, предоставив работодателю возможность самостоятельно определить конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу, определенные в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре. В материалы дела представлен коллективный договор войсковой части 40640, п. 4.11 которого установлено доплата за работу в сверхурочное время – за первые два дача работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере ставки работника. Таким образом, работодатель и работники при заключении коллективного договора установили конкретный размер ставки работника. Применение всех компенсационных и стимулирующих выплат, для определения размера оплаты сверхурочной работы, коллективным договором войсковой части 40640 не предусмотрено.        В связи с чем, считает ошибочными выводы суда о взыскании в пользу истца заработной платы за авральные работы с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, войсковая часть является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанной войсковой части, осуществляется за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота».

Телышев А.И. на основании трудового договора с 1 июля 2016 года работает в войсковой части , с 3 июля 2017 года в должности <данные изъяты>

Согласно трудового договора работнику установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80 %, премии, доплаты и надбавки, материальная помощь – согласно коллективного договора, рабочий день согласно графику и два выходных дня в неделю согласно графику.

Дополнительным соглашением от 1 января 2018 года к трудовому договору Телышеву А.И. с 1 января 2018 года установлен оклад в размере 11378 рублей.

Телышев А.И. привлекался к работе в календарные выходные дни (субботу и воскресенье) в пределах нормы рабочего времени в феврале                         (8 часов), марте (16 часов), мае (8 часов), августе (8 часов), сентябре (32 часа), октябре (16 часов) 2018 года.

Такая работа истца была учтена работодателем в составе отработанного истцом времени и оплачена в одинарном размере (в пределах оклада) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, как и работа в будние дни.

В данной части постановленный судебный акт сторонами не оспаривается.

Кроме того, истец привлекался к работе в нерабочие праздничные дни 23.02.2018 (16 часов), 08.03.2018 (8 часов), 01.05.2018 (16 часов) (л.д. 148, 149, 150 т.1).

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования истца о доплате за работу в нерабочие праздничные дни 23 февраля 2018 года, 8 марта 2018 года, 1 мая 2018 года, сверх оклада в одинарном размере, но с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, как основанном на исследованных доказательствах, которым была дана верная правовая оценка, при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, с учетом конституционно-правового смысла части 1 статьи 153 ТК РФ, выраженного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018г. № 26-П.

В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В части второй статьи 135 ТК РФ закреплено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения, Кодекс относит и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац пятый части первой статьи 5).

На основании пункта 22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Согласно пункту 24 Положения в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 153 ТК РФ установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

Вместе с тем, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, и включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия повышения должностных окладов(тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера, как это предусмотрено и статьей 129 ТК РФ.

Из части 1 статьи 153 ТК РФ, во взаимосвязи с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса, однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

При этом оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 ТК РФ, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) включает в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни.

В этой связи, суждение суда первой инстанции о том, что при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда, является правильным.

При этом оснований для несогласия с мотивами, по которым судом первой инстанции признана несостоятельной ссылка представителя ответчика на пункт 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255, регулирующий порядок оплаты работы гражданского персонала в выходной или нерабочий праздничный день, судебная коллегия не усматривает.

Изложенное в полной мере соотносится с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28 июня 2018 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан                      Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других».

Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, оснований к иной оценке которых, судебная коллегия не усматривает.

Также, из материалов дела видно, что истец привлекался к выполнению авральных работ в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2018 года.

В соответствии с разделом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 года № 170 аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

В соответствии с пунктом 4.9 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 – 2018 г.г. авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) и оплачиваются как сверхурочные работы в соответствии со статьей 152 ТК РФ.

Установив, что августе (1 час), сентябре (2,5 часа), октябре (15,7 часов), ноябре (13,7 часов), декабре (16,5 часов) 2018 года истец привлекался к выполнению авральных работ, суд первой инстанции вопреки доводам жалобы пришел к обоснованному выводу, что их оплата ответчиком произведена в нарушение приведенных выше правовых норм в заниженном размере, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                   ░░ 25 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:    ░.░.░░░░░░

░░░░░:    ░.░.░░░░░░░

    ░.░.░░░░░░

33-6026/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Телышев Александр Иванович
Ответчики
Войсковая часть 40640
ФКУ Объединенное стратегическое командование Северного флота
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Маслов Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
09.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2019Передано в экспедицию
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
09.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее