Решение по делу № 33-11014/2023 от 12.09.2023

Дело № 33 – 11014/2023

(Дело № 2 - 2200/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-002425-93

Судья – Жужгова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.

и судей Шабалиной И.А., Ивановой Е.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 17 июля 2023 года по иску Прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Козыревой Ольги Сергеевны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Шабалиной И.А., представителя истца Захарова Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Березники обратился с иском в защиту прав и законных интересов Козыревой О.С., к администрации г.Березники о предоставлении Козыревой О.С., ** года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, в черте муниципального образования город Березники.

В обосновании требований указав, что прокуратурой г. Березники была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Козырева О.С., ** года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать – Б. лишена родительских прав решением Александровского городского суда Пермского края от 20.10.2003. Место нахождение отца Б. не известно. Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края Козырева (Бородина) О.С. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено Козыревой (Бородиной) О.С. после удовлетворения требований лиц, у которых право на получение жилья возникло раньше. По состоянию на 30.04.2023 Козырева (Бородина) О.С. состоит в очереди под № **. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие – либо объекты недвижимости. Местом регистрации Козыревой (Бородиной) О.С. является помещение детского дома, расположенного по адресу: ****. До настоящего времени истец жильем не обеспечен.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 17 июля 2023 года исковые требования прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Козыревой Ольги Сергеевны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, - удовлетворены, на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Козыревой Ольге Сергеевне, ** года рождения, в черте муниципального образования - город Березники Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

С решением не согласился ответчик администрация г. Березники обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору города Березники в интересах Козыревой О.С. в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

В обоснование доводов жалобы указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. Судом не принято во внимание, что ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Козыревой (Бородиной) О.С. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодателем сроки не были нарушены. Ответчик (администрация города) своевременно исполнила все действия, в результате которых Козырева (Бородина) О.С. уже включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. В связи с чем, не имеется оснований считать, что со стороны ответчика имело место нарушение прав Козыревой (Бородиной) О.С. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет 07.10.2021 до настоящего времени Козыревой (Бородиной) О.С. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Козыревой (Бородиной) О.С., подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на администрацию предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом по постановке на учет и обеспечению жильем Козыреву (Бородину) О.С.

Из отзыва Прокуратуры г.Березники на апелляционную жалобу следует, что просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники оставить без удовлетворения.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч.ч.1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет; до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Законом Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК внесены изменения в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419, регулирующий отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон № 87-ПК вступил в силу 01.07.2017.

В соответствии с законодательством, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Согласно ст. 6 Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Козырева (Бородина) О.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, которая на основании приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам от 27.05.2013 № 96 включена в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специального найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Березниковского городского суда от 05.07.2021 по гражданскому делу № **/2021 установлен факт постоянного проживания Бородиной О.С. на территории г. Березники в период с 2014 года по настоящее время.

Постановлением МО «Город Березники» от 07.10.2021 № 01-02-1416 Бородина О.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по новому месту жительства.

В связи с заключением брака 17.02.2023 Бородина О.С. сменила фамилию на «Козырева». Объектов недвижимости на Козыреву О.С. не зарегистрировано. Установлено, что Козырева О.С. проживает по адресу: ****, в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности Д.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, приняв во внимание, что истец до настоящего времени не обеспечен жильем в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Козыревой О.С. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом указав, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, мотивированы и подробно изложены в обжалуемом судебном акте, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Учитывая, что Козырева О.С. относится к числу детей-сирот, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, выводы суда в полной мере соответствуют приведенным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что муниципальное образование осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, денежных средств, выделенных муниципальному образованию г. Березники недостаточно для приобретения жилых помещений для указанной категории лиц, в т.ч. Козыревой О.С. основанием для отмены судебного акта не являются. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

В противоречии с доводами жалобы в решении суда прямо указано на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Довод апелляционной жалобы о том, что Козырева О.С. уже включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем, само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени Козыревой О.С. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, судебной коллегией отклоняются за неубедительностью, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке истца на учет, однако жилье до настоящего времени не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении в полной мере возложенных законом обязанностей по обеспечению жильем Козыревой О.С., в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

При этом, доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку повторяют позицию, изложенную в судебном заседании суда первой инстанции и являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам в решении суда дана правильная, полная и мотивированная правовая оценка. Судебная коллегия считает, что судом юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, изложенные в решении выводы соответствуют собранным по делу доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены правильно, положения ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации г.Березники подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Березниковского городского суда Пермского края 17 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2023 года

Дело № 33 – 11014/2023

(Дело № 2 - 2200/2023)

УИД 59RS0011-01-2023-002425-93

Судья – Жужгова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.

и судей Шабалиной И.А., Ивановой Е.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 17 июля 2023 года по иску Прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Козыревой Ольги Сергеевны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Шабалиной И.А., представителя истца Захарова Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Березники обратился с иском в защиту прав и законных интересов Козыревой О.С., к администрации г.Березники о предоставлении Козыревой О.С., ** года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, в черте муниципального образования город Березники.

В обосновании требований указав, что прокуратурой г. Березники была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Козырева О.С., ** года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать – Б. лишена родительских прав решением Александровского городского суда Пермского края от 20.10.2003. Место нахождение отца Б. не известно. Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края Козырева (Бородина) О.С. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено Козыревой (Бородиной) О.С. после удовлетворения требований лиц, у которых право на получение жилья возникло раньше. По состоянию на 30.04.2023 Козырева (Бородина) О.С. состоит в очереди под № **. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие – либо объекты недвижимости. Местом регистрации Козыревой (Бородиной) О.С. является помещение детского дома, расположенного по адресу: ****. До настоящего времени истец жильем не обеспечен.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 17 июля 2023 года исковые требования прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Козыревой Ольги Сергеевны, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, - удовлетворены, на администрацию города Березники Пермского края возложена обязанность предоставить Козыревой Ольге Сергеевне, ** года рождения, в черте муниципального образования - город Березники Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.

С решением не согласился ответчик администрация г. Березники обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору города Березники в интересах Козыревой О.С. в иске о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда.

В обоснование доводов жалобы указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений. Судом не принято во внимание, что ответчиком осуществлялись действия по обеспечению Козыревой (Бородиной) О.С. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодателем сроки не были нарушены. Ответчик (администрация города) своевременно исполнила все действия, в результате которых Козырева (Бородина) О.С. уже включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. В связи с чем, не имеется оснований считать, что со стороны ответчика имело место нарушение прав Козыревой (Бородиной) О.С. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет 07.10.2021 до настоящего времени Козыревой (Бородиной) О.С. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Козыревой (Бородиной) О.С., подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на администрацию предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом по постановке на учет и обеспечению жильем Козыреву (Бородину) О.С.

Из отзыва Прокуратуры г.Березники на апелляционную жалобу следует, что просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники оставить без удовлетворения.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч.ч.1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет; до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Законом Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК внесены изменения в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419, регулирующий отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон № 87-ПК вступил в силу 01.07.2017.

В соответствии с законодательством, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Согласно ст. 6 Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Козырева (Бородина) О.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, которая на основании приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам от 27.05.2013 № 96 включена в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специального найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Березниковского городского суда от 05.07.2021 по гражданскому делу № **/2021 установлен факт постоянного проживания Бородиной О.С. на территории г. Березники в период с 2014 года по настоящее время.

Постановлением МО «Город Березники» от 07.10.2021 № 01-02-1416 Бородина О.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по новому месту жительства.

В связи с заключением брака 17.02.2023 Бородина О.С. сменила фамилию на «Козырева». Объектов недвижимости на Козыреву О.С. не зарегистрировано. Установлено, что Козырева О.С. проживает по адресу: ****, в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности Д.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, приняв во внимание, что истец до настоящего времени не обеспечен жильем в установленном законом порядке, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Козыревой О.С. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом указав, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, мотивированы и подробно изложены в обжалуемом судебном акте, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Учитывая, что Козырева О.С. относится к числу детей-сирот, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, выводы суда в полной мере соответствуют приведенным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что муниципальное образование осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, денежных средств, выделенных муниципальному образованию г. Березники недостаточно для приобретения жилых помещений для указанной категории лиц, в т.ч. Козыревой О.С. основанием для отмены судебного акта не являются. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

В противоречии с доводами жалобы в решении суда прямо указано на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Довод апелляционной жалобы о том, что Козырева О.С. уже включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем, само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени Козыревой О.С. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, судебной коллегией отклоняются за неубедительностью, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке истца на учет, однако жилье до настоящего времени не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении в полной мере возложенных законом обязанностей по обеспечению жильем Козыревой О.С., в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

При этом, доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку повторяют позицию, изложенную в судебном заседании суда первой инстанции и являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам в решении суда дана правильная, полная и мотивированная правовая оценка. Судебная коллегия считает, что судом юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, изложенные в решении выводы соответствуют собранным по делу доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены правильно, положения ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации г.Березники подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Березниковского городского суда Пермского края 17 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2023 года

33-11014/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Березники
Козырева Ольга Сергеевна
Ответчики
Администрация г. Березники
Другие
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники
Министерство строительства Пермского края
Министерство Социального развития Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Шабалина Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.09.2023Передача дела судье
16.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Передано в экспедицию
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее