Дело № 2-14/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2017 года р.п. Красные Баки
Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Шмырина Г.В., при секретаре судебного заседания Беловой Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседание в р.п. Красные Баки Нижегородской области гражданское дело по иску ОГКУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» к Ершову ФИО1, Золотухину ФИО2, ООО «СК «Согласие» о возмещении ущерба
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику. В обоснование своих исковых требований указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ на стационарном пункте весового контроля «ПРАВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км №, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, с полуприцепом, государственный регистрационный номер №, принадлежащее на праве собственности Ершову ФИО1, под управлением водителя Золотухина ФИО2, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: от а№ Цивильск-Ульяновск -разъезд Лаишевский - до а/д № Казань-Буинск-Ульяновск «Казань-Ульяновск - Ульяновск-Самара» (мостовой переход через <адрес>) от <адрес> - на участке обхода <адрес> Якушка - Высокий Колок - а/д «Ульяновск- Димитровград-Самара» - граница Самарской области (пройденное расстояние №), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденныхПриказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 № 10-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения» (далее - Приказ). Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено. Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов №. №, 2 пл. №, поверенных ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство №).
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ по определению размера ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси. Осевые нагрузки:
на участке №
на первую ось - 6,020 т при допустимой нагрузке 5 т, на вторую ось - 6,900 т при допустимой нагрузке 4 т, на третью ось - 5,960 т при допустимой нагрузке 4 т. Размер причиняемого ущерба - №
на участке 8 км:
на вторую ось - 6,900 т при допустимой нагрузке 5 т, на третью ось - 5,960 т при допустимой нагрузке 5 т. Размер причиняемого ущерба - №
С результатами измерений и Актом № от ДД.ММ.ГГГГ водитель транспортного средства был ознакомлен, копию акта и результаты получил под роспись. Размер причиняемого ущерба составляет: (7 710 + 32 864 + 21 №
Размер ущерба, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам произведён в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области», Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила возмещения вреда).
ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 №103-р «Об осуществлении весового контроля».
Согласно п. 17 статьи 3 Закона № 257-ФЗ тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Пунктом 2 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Вышеуказанным транспортным средством осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, являющихся собственностью Ульяновской области и находящихся на праве оперативного управления у ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», в соответствии с Перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области № 431-П от 30.12.2009.
Письмом в адрес Ершова П.К. была направлена претензия от 15.06.2015 № 442-ю, в которых было предложено в добровольном порядке возместить сумму в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. Ответчик прислал ответ, в котором указал, что ответственности на нем нет, т.к. при взвешивании он рядом не находился, ответственность должна быть наложена на страховую компанию ОСАГО или водителя.
Ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Просят суд взыскать с ответчика, Ершова ФИО1, № платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам, в пользу истца.
Истец в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть в их отсутствие. Иск поддержали в полном объеме.
Ответчик Ершов П.К. иск не признал.
Представитель ответчика по доверенности Владимиров А.В. иск не признал.
Ответчик Золотухин В.Н. иск не признал.
Ответчик ООО «СК «СОГЛАСИЕ» иск не признали.
Выслушав участников гражданского судопроизводства, изучив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 ГК РФ - Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 15 ГК РФ - Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ - Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии ч. 1 ст. 1079 ГК РФ - Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно ФЗ «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 257 от 08.11.2007 года- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 п.1 указанного закона - автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Согласно ст. 3 п. 17 указанного закона - тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(п. 17 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
Согласно ст. 4 п. 1 и 2 указанного закона - Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно с. 4 п. 3 указанного закона - Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
В части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ определено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи, выдаваемого федеральным огранном исполнительной власти.
В соответствии с частью 5 статьи 4 названного Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно частям 8, 9, 13 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно пункту 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно выписки из ЕГРЮ «Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» зарегистрированный Мерией г. Ульяновска в 2002 году л.д.21-26, на праве оперативного управления согласно Устава от 22.12.2011 года п.2.1 - казенное учреждение осуществляет свою деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Ульяновской области и осуществления на них дорожной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности…
Согласно п.2.2 Устава - предметом деятельности Казенного учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской деятельности…
Согласно п. 2.3.2 - Устава основными целями являются: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог…; п. 2.3.3 - обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них, содействие техническому развитию и улучшения их технического состояния…
Согласно п. 2.4 Устава для достижения целей указанных в Уставе, Казенное учреждение осуществляет следующие виды деятельности: 2.4.2. Устава - осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог: технический надзор за состоянием автомобильных дорог и обеспечением сохранности автомобильных дорог, включая обследование, диагностику, испытания, паспортизацию, приемку выполненных работ, финансирование заключенных государственных контрактов, договоров… А также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах… п.2.4.18 - согласовывает органу осуществляющему выдачу специального разрешения, маршрут тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства осуществляющего перевозку опасных грузов, с учетом состояния автомобильных дорог и требований безопасности движения. Осуществляет техническое оформление специального разрешения на перевозку тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства, если маршрут или его часть проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенных на территории двух и более муниципальных образований(районов) Ульяновской области… п. 2.4.24 - осуществляет мероприятия по взаимодействию с УМВД РФ по Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах общего, регионального, межмуниципального и местного значения, федерального значения проходящих по территории Ульяновской области с целью обеспечения соблюдения участниками дорожного движения ПДД РФ: передачи информации в контрольно-надзорные органы о правонарушениях; финансирование расходов на обработку и рассылку постановлений в контрольно-надзорные органы; решение сопутствующих задач связанных с выявлением нарушений и преступлений с использованием транспортных средств.
Согласно п. 4.1 Устава - имущество казенного учреждения, закрепленное за ним Собственником имущества( Правительством Ульяновской области) а также имущество приобретенное Казенным учреждением по договору или иным основаниям является государственной собственностью и принадлежит Казенному учреждению на праве оперативного управления, п. 4.3 - Казенное учреждение владеет, пользуется закрепленным имуществом на праве оперативного управления и в пределах установленных законом и Уставом целями своей деятельности…
Доводы ответчика Ершова П.К. о том, что с Управлением МВД ГИБДД не было согласована процедура взвешивания и не составлен протокол о привлечении к административной ответственности водителя Золотухина В.Н. суд находит не состоятельными, поскольку истцу на праве оперативного управления принадлежат автомобильная дорога общего пользования Ульяновской области - а/д А 151 Цивильск-Ульяновск -разъезд Лаишевский - до а/д Р 241 Казань-Буинск-Ульяновск «Казань-Ульяновск - Ульяновск-Самара» (мостовой переход через <адрес>) от <адрес>. В соответствии с распоряжением Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области № 103-р от 18.06.2012 года - в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог Ульяновской области, реализации Постановления Правительства Ульяновской области, приказа Министерства транспорта РФ - директору Областного Государственного казенного Учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» п.1.1 - увеличить штатную численность областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на 21 единицу в целях обеспечения взвешивания транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования, регионального, межмуниципального и местного значения Ульяновской области с 01.07.2012 года.
Таким образом, на территории Ульяновской области взвешивание транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования, регионального, межмуниципального и местного значения Ульяновской области с 01.07.2012 года осуществляет Государственное казенное Учреждение - «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области». В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ года на стационарном пункте весового контроля «ПРАВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 3+762, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № с полуприцепом, государственный регистрационный номер № принадлежащее на праве собственности Ершову ФИО1, под управлением водителя Золотухина ФИО2, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: от а/д А 151 Цивильск-Ульяновск -разъезд Лаишевский - до а/д Р 241 Казань-Буинск-Ульяновск «Казань-Ульяновск - Ульяновск-Самара» (мостовой переход через <адрес>) от <адрес> - Чердаклы - Мулловка - на участке обхода <адрес>, пройденное расстояние №., с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденныхПриказом Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.02.2015 № 10-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения» (далее - Приказ).
Кроме того, отсутствие производства по делу об административном правонарушении по ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающем административную ответственность за организацию перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, правовым основанием для освобождения ответчика от ответственности по возмещению вреда, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области, не является.
Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства Золотухиным В.Н. сотрудникам весового контроля не представлено, так как не оформлял и не получал.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2М, 1 пл. №, 2 пл. №, поверенных ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство №).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 31 названного Закона для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок возмещения вреда установлен постановлением Правительства РФ от дата N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В акте № от ДД.ММ.ГГГГ Золотухин В.Н. расписался, с актом был согласен, не оспаривал его, и контрольного взвешивания не проводил.
Доводы ответчика Ершова П.К. о том, что весовой контроль транспортного средства, проведен с нарушениями, суд находит несостоятельными, поскольку взвешивание транспортного средства происходило непосредственно с участием водителя Золотухина В.Н., к данной процедуре каких-либо замечаний он не заявлял, в том числе о неправильности расположения весового оборудования либо оказания на него давления со стороны должностных лиц, с его результатами был согласен, экземпляр акта № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.5, им получен.
Следовательно, в случае не согласия водителя с результатами взвешивания, у него имелась возможность независимой оценки массы груза в соответствии с требованиями закона, так как груз и автотранспортное средство у него не изымались, однако таких доказательств суду в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком не было представлено.
Оснований не доверять представленным стороной истца доказательствам, содержащим сведения о превышении автомобилем ответчика установленных ограничений по нагрузке на ось, надлежащие сведения о характеристике и руководстве по эксплуатации весов, сведений об их поверке, соблюдении срока эксплуатации, не имеется.
Представленный истцом расчет вреда за превышение значений предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства, проверен судом и признан верным, ответчиком не опровергнут.
Суд считает, что истцом доказана противоправность действий ответчика, а также его вина, выразившаяся в неполучении разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что владельцем автотранспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, с полуприцепом, государственный регистрационный номер №, является Ершов ФИО1, на праве собственности.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъясняется, что под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора о возложении обязанности по возмещению материального вреда, причиненного автомобильным дорогам, являются, в частности, обстоятельства, связанные с тем кто владел источником повышенной опасности на законном основании на момент проведения проверки веса груза, перевозимого транспортным средством.
Суду ответчик Ершов П.К. предоставил копию доверенности на Золотухина В.Н. на право управления транспортным средством Скания и полуприцепом Трасон, копию страхового полиса на автомашину и полуприцеп, где собственником указан сам Ершов П.К., без ограничения лиц допущенных к управлению транспортным средством, и копию акта приема-передачи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды. Самого договора аренды ответчик Ершов П.К. суду не предоставил. Кроме того, подлинники данных документов суду также не представлены, а из пояснений Золотухина В.Н. следует, что никакого договора аренды между ним и Ершовым П.К. никогда не заключалось, автомашину Скания и полуприцеп Трасон в аренду и по акту приема-передачи Ершов П.К. ему не передавал, по доверенности также не передавал, ни акта передачи транспортного средства, ни доверенности, ни договора аренды с Ершовым П.К. он никогда не подписывал, в копиях подписи выполнены не его рукой. Он Золотухин В.Н. работал у него водителем сначала без трудового договора по паспорту, возил его груз, потом сотрудники ГИБДД стали требовать путевые листа или трудовой договор и Ершов П.К. составил его, заработную плату указав в зависимости от пройденных километров. Предоставить суду трудовой договор не может, поскольку его экземпляр хранился в автомашине Скания, постоянно предъявлялся сотрудникам ГИБДД на дороге, из автомашины он его не забирал. Денежные средства за товар перечислялись безналичным расчетом, ему диспетчер называл пункт назначения, а поставщику товара номер автомашины, владельца по ПТС и его паспортные данные как водителя, он приезжал за товаром показывал свой паспорт, ему выдавали товар и накладную, он отвозил товар в другой пункт назначения, денежных расчетов с ним никто не производил. Истцом суду представлены транспортная накладная л.д.7, накладные на перемещение товара л.д. 8-9 от ДД.ММ.ГГГГ, где грузоотправителем и грузополучателем значится <данные изъяты>».
Таким образом, суд считает что доводы ответчика Ершова П.К. о том, что владельцем транспортного средства по договору аренды и акту передачи автомашины с полуприцепом на ДД.ММ.ГГГГ являлся Золотухин В.Н. не нашли свое подтверждение в судебном заседании, следовательно и ответственность за возмещение вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге по рассматриваемой перевозке, должна быть возложена на собственника автотранспортного средства - ответчика Ершова П.К.
Кроме того, в материалы дела истцом представлены акты о приемке выполненных работ за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ л.д.132-153, со схемой установки дорожных знаков л.д.160, которые доказывают факт установки знаков ограничения нагрузки на ось и фото л.д.154-159 об установке временных дорожных знаков на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, истцом предоставлены следующие доказательства информирования населения об временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств: постановление правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П л.д.126-131, фото с сайта «Дорожное хозяйство Ульяновской области» л.д.172, газета со статьей Департамента транспорта Министерства строительства, ЖКХ и транспорта о подготовке в Ульяновской области автомобильных дорог к паводку и ограничении движения автомашин с тяжеловесным грузом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ л.д. 173-220.
Таким образом, лица, осуществляющие перевозки, заблаговременно были извещены либо могли узнать об ограничениях по весу при передвижении по автодорогам Ульяновской области, как через СМИ, так и по временным дорожным знакам.
Суд считает, что материалами дела подтверждается и факт превышения транспортным средством ответчика Ершова П.К. осевой нагрузки транспортного средства при проезде ДД.ММ.ГГГГ по автомобильным дорогам Ульяновской области в период введения временного ограничения движения транспортных средств, обратное ответчиком не доказано.
Учитывая, что основание и размер платы за провоз тяжеловесных грузов в сумме 115210,00 рублей подтвержден материалами дела, доказательств внесения платы в бюджет в суд не представлено, то суд считает требование истца о взыскании № ущерба, соответствующим статьям 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, и потому подлежащим удовлетворению.
Государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от, 11.10.1993 г. N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Кроме того, ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, страховая компания ООО «СК «Согласие» не несет материальной ответственности за ограничение дорожного движения на отдельном участке автомобильной дороги муниципального значения, а следовательно в иске к ней необходимо отказать.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3504,20 рублей, в соответствующий бюджет муниципального образования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ судья
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с ответчика Ершова ФИО1 в пользу истца ОГКУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» в счет возмещения ущерба №
Взыскать с ответчика Ершова ФИО1 в соответствующий бюджет муниципального образования государственную пошлину в сумме №.
В иске к Золотухину ФИО2, ООО «СК «Согласие» о возмещении ущерба - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Нижегородский областной суд города Нижний Новгород через Краснобаковский районный суд Нижегородской области.
Судья: Шмырина Г.В.