Решение по делу № 3а-351/2020 от 23.06.2020

    РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

    19 августа 2020 года                                                                                         город Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Орловой И.А.,

    при секретаре Кузнецовой И.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-351/2020 по административному исковому заявлению Борычева В.Н. к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

    установил:

    Борычев В.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

, площадью 2152 +/-16 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес>;

, площадью 1980 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для коммерческих целей, адрес: <адрес> (доля в праве 358/1000).

Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и в размерах соответственно 5 643 361,76 рублей и 5 192 312,40 рублей, утвержденная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованно завышенной, что затрагивает его права как налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО «Оценка плюс».

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно 3 409 198 рублей и 3 136 716 рублей.

На основании изложенного Борычев В.Н. просил установить кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости, указанной в отчете ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Определениями судьи в порядке подготовки к участи в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации», в качестве заинтересованных лиц ПАО «Сбербанк России» и Намейко К.В.

Административный истец Борычев В.Н. и его представитель по доверенности Бондаренко А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на то, что не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представитель административного ответчика Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ссылаясь на то, что правовые интересы Управления по заявленным требованиям не затрагиваются, просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г. Донской Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Намейко К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых не признавалась судом обязательной.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом Борычев В.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

- 71:26:010204:365, площадью 2152 +/-16 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес>;

- 71:26:010204:366, площадью 1980 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес> (доля в праве 358/1000).

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Тульской области по группам видов разрешенного использования.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости - 2622,38 рублей за кв.м., утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546, на площадь данного земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 643 361,76 рублей для объекта с кадастровым номером , а для объекта с кадастровым номером - 5 192 312,40 рублей.

Оспариваемая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в ООО <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно 3 409 198 рублей и 3 136 716 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя административного истца судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза в целях установления соответствия названного выше отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также подтверждения правильности и достоверности определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проведение которой поручено эксперту ООО <данные изъяты>

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, отчет ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям технического задания договора на оценку; соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; не соответствует федеральным стандартам оценки в части п. 5 ФСО №3, 8и ФСО №3, а рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами и , определенная в названной отчете, не подтверждается.

В соответствии с заключением эксперта рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет соответственно 2 879 376 рублей и 2 649 240 рублей.

Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нём выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих правильность заключения эксперта, суду не представлено.

О несогласии с вышеупомянутым заключением эксперта другими лицами, участвующими в деле, включая и административных ответчиков, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы указанные лица не обращались.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

Представленный же административным истцом отчет ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что выводы данного отчета о размере рыночной стоимости земельный участков согласно заключению вышеуказанной судебной оценочной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не подтвердились, к числу доказательств, подтверждающих достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорных земельных участков, отнести нельзя.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , их рыночная стоимость являлась иной, чем отражено в исследованном судом заключении эксперта, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в заключении эксперта рыночная стоимость вышеназванных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения указанного лица в суд с административным исковым заявлением – ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Борычева В.Н. к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2152 +/-16 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для коммерческих целей, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 879 376 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1980 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для коммерческих целей, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 649 240 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи Борычевым В.Н. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков является день обращения указанного физического лица в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-351/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Борычев Виктор Николаевич
Ответчики
Правительство Тульской области
ГУ ТО "Областное бюро технической инвентаризации"
Управление Росреестра по Тульской области
Другие
Бондаренко Алексей Сергеевич
Администрация МО г.Донской Тульской области
Намейко Константин Вячеславович
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской област
ПАО «Сбербанк России»
Суд
Тульский областной суд
Судья
Орлова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2020Предварительное судебное заседание
12.08.2020Производство по делу возобновлено
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее