Р Е Ш Е Н И Е
г. Тулун 29 июля 2021 года
Судья Тулунского городского суда Иркутской области Спешилов В.В., рассмотрев в рамках производства № 12-219/2021 жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 90 г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области Тихоновой Е.В. от ...... о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации Писаревского сельского поселения (***),
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 90 г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области от ...... юридическому лицу - администрации Писаревского сельского поселения назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере ..........) рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
......, в период времени с .......... в соответствии с ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государственным инспектором г. Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения предписания, выданного администрации Писаревского сельского поселения от ...... *** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок для исполнения оторого, истёк .......
По результатам проведенной проверки должностным лицом выявлено невыполнение пунктов с *** по *** предписания от ...... *** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем ...... в отношении юридического лица -администрации Писаревского сельского поселения составлен протокол *** об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с назначенным наказанием, глава поселения подал жалобу, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку отсутствует вина администрации поселения т.к. предлагаемый к вырубке участок леса расположен в границах государственного лесного фонда с целевым назначением - защитные леса, где проведение сплошных рубок запрещается и предписание является неисполнимым и незаконным.
В судебное заседание глава сельского поселения не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административным правонарушениях, предусмотрен главой 30 КоАП РФ.
Жалоба на постановление подана, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ, а также в установленные ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ сроки.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ 12.04.2012 № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту ФЗ № 69 от 21.12.1994) должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
В силу ст. 20 ФЗ № 69 от 21.12.1994 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 Закона № 69-ФЗ).
В силу положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 10 названного Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с положениями ст. 37-39 ФЗ № 69 невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет административную ответственность.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч.1 ст.1).
Частью 2 ст.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с п. 4.14 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Таким образом, принятый во исполнение указанного положения Федерального закона Свод правил устанавливает обязательные для исполнения параметры безопасности - наличие противопожарного разрыва, который бы препятствовал распространению пожара с участков леса на жилые строения.
В целях исполнения требований пожарной безопасности органы местного самоуправления наделены различными правами и обладают значительными полномочиями.
Органы местного самоуправления наделены правом на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. (п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)
Органы местного самоуправления наделены правом распоряжаться муниципальной собственностью (ст. ст. 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ.)
Согласно п. 3.12 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, зоной застройки является застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные градостроительной документацией границы и режим целевого функционального назначения.
Таким образом, органам местного самоуправления в целях соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы безопасности жизнедеятельности, в т.ч. пожарной безопасности, необходимо определить границы указанной зоны застройки по границам существующей застройки и границам, за пределами которой строительство невозможно в целях соблюдения пожарной безопасности.
Орган местного самоуправления поселения в рамках муниципального земельного контроля (ст. 72 Земельного кодекса РФ) имеет также право устанавливать нарушителей земельного законодательства, в т.ч. лиц, самовольно занявших земельные участки или тех, кто возвел объект недвижимости без согласования с органом местного самоуправления или за пределами границ застройки населенного пункта.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органа, осуществляющего государственный надзор, обязательно для исполнения и лицо, игнорирующее такие предписания, подлежит административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки *** от ......, в отношении Администрации Писаревского сельского поселения проведена проверка с целью контроля выполнения предписания от ...... *** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, по результатом которой выдано предписание *** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которое получено главой Писаревского сельского поселения Самариным А.Е. .......
Как установлено в судебном заседании вышеуказанное предписание не обжаловалось, орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения требований предписания в указанный срок не уведомлялся, соответствующее обращение с ходатайством о продлении срока исполнения предписания не направлялось.
В соответствии с требованиями ст. 6.1 ФЗ *** от ...... снованием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки *** от ......, в отношении администрации Писаревского сельского поселения проведена проверка в рамках надзора за выполнением требований пожарной безопасности, реестровый *** с целью проверки выполнения предписания от ...... ***, срок исполнения которого истек 01.04.2021
По результатам проверки ...... составлен акт проверки ***, из которого следует, что выявлен факт неисполнения п.п. ***, ***, *** предписания *** от .......
Из протокола *** об административном правонарушении следует, что юридическое лицо Администрация Писаревского сельского поселения не выполнило в установленный срок до ...... п. 102/1/1-1, п. 102/1/1-2, п. 102/1/1-3 предписания *** от ...... об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в сроки, соответствующие положениям ст. 28.5 КоАП РФ
Деяние администрации квалифицировано по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о пожарной безопасности и о местном самоуправлении.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого по делу судебному акту.
Так, ссылка на ответ, полученный в соответствии ранее направленным обращением главы сельского поселения в адрес губернатора Иркутской области о том, что правовых оснований для вырубки леса на территории Тулунского лесничества с целью обеспечения противопожарного расстояния Писаревского сельского поселения не имеется в связи с тем, что леса, граничащие с сельским поселением расположены на территории лесного фонда по целевому назначению, относящимися к защитным лесам судом не принимается, поскольку само предписание не содержит указания на какой-либо конкретный способ устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Соответствующих мер по исполнению предписания иным способом, администрацией сельского поселения даже не предпринято не смотря на то, что разрешение данного вопроса входит в компетенцию лица, которому выдано предписание. Вопреки доводам жалобы сплошная рубка лесных насаждений не является единственным способом устранения выявленных нарушений.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у администрации сельского поселения возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат, иных доказательств суду в ходе рассмотрения жалобы также не представлено.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований расценивать действия администрации муниципального образования по направлению писем в органы государственной власти субъекта РФ, не приведшие к устройству противопожарного расстояния между хозяйственными постройками указанного участка и лесными насаждениями достаточными, эффективными и направленными как на обеспечение пожарной безопасности, так и на соблюдение баланса интересов жителей населенного пункта и собственника лесов.
Неисполнение в установленный срок требований предписания органа пожарного надзора в части относящегося к компетенции сельского поселения обеспечения первичных мер пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, нахожу, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, в соответствии с требованиями ст. 26.1КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в соответствии с санкцией ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 90 г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области Тихоновой Е.В. от ...... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации Писаревского сельского поселения оставить без изменения, жалобу Самарина А.Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в 8-й Кассационный суд.
Судья В.В. Спешилов