Дело № 2-1343-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Москва 08 февраля 2018 года
Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кененова А. А., при секретаре Мироновой Ю. К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1343-18 по иску Решетовой Е. В. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Заявляя вышеуказанные требования, Решетова Е. В. обосновала их тем, что 24 января 2017 года обратилась в Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, рассмотрев которое, ответчик неправомерно включил в ее специальный трудовой стаж ряд период трудовой деятельности в должности медицинской сестры, что привело к отказу в назначении досрочной пенсии и, как следствие, нарушению ее пенсионных прав.
В судебном заседании представитель истицы заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представители ответчика иск не признали, в его удовлетворении просили отказать.
Суд, выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам от 30 мая 2017 года № 179639/17 в назначении досрочной пенсии истице отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не были включены периоды ее работы в должностях старшей медицинской сестры отделения лазерно-квантовой терапии, старшей медицинской сестры дневного стационара операционного блока, старшей медицинской сестры дневного стационара и старшей медицинской сестры процедурной терапевтического отделения ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда» с 01 ноября 1999 года по 14 мая 2000 года, с 05 ноября 2000 года по 05 мая 2002 года, с 07 мая по 04 августа 2002 года, с 31 августа 2002 года по 28 июня 2009 года, с 30 июня 2009 года по 16 ноября 2010 года, с 20 ноября 2010 года по 04 августа 2013 года, с 10 августа 2013 года по 17 мая 2015 года, с 19 августа 2015 года по 14 февраля 2016 года и с 16 февраля 2016 года по 24 января 2017 года.
Этим же решением ответчика в специальный трудовой стаж истицы в бесспорном порядке включено 14 лет 03 месяца и 22 дня.
В соответствии с ст. ст. 56 и 57 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно подп. «б» п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, определено, что в стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в том числе в должности медицинской сестры в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, в медико-санитарных частях, амбулаториях, поликлиниках, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, а также в диспансерах, в том числе онкологических.
Как усматривается из материалов дела, истица в спорные периоды работала в предусмотренных Списком должностях и учреждениях на полную ставку, то есть ее работа носила льготный характер, что подтверждается представленными суду письменными доказательствами, в том числе трудовой книжкой, должностными инструкциями, льготной справкой и т.д. и влечет за собой удовлетворение заявленных требований в полном объеме.
Принимая решение по делу, суд полагает необходимым отметить следующее.
При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (п.п. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы лечебная осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (ч. 2), 19 (ч.ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч.ч. 1 и 3), 39 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом и учитывая, что вышеуказанное медицинское учреждение является учреждением, созданным в целях оказания медицинских услуг, что прямо следует из представленного суду устава и копии лицензии, суд находит установленным, что у ответчика отсутствовали правовые основания для включения спорных периодов трудовой деятельности Решетовой Е. В. из ее специального трудового стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Решетовой Е. В. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области назначить Решетовой Е. В. досрочную страховую пенсию с 24 января 2017 года, включив в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды работы в должностях старшей медицинской сестры отделения лазерно-квантовой терапии, старшей медицинской сестры дневного стационара операционного блока, старшей медицинской сестры дневного стационара и старшей медицинской сестры процедурной терапевтического отделения ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда» с 01 ноября 1999 года по 14 мая 2000 года, с 05 ноября 2000 года по 05 мая 2002 года, с 07 мая по 04 августа 2002 года, с 31 августа 2002 года по 28 июня 2009 года, с 30 июня 2009 года по 16 ноября 2010 года, с 20 ноября 2010 года по 04 августа 2013 года, с 10 августа 2013 года по 17 мая 2015 года, с 19 августа 2015 года по 14 февраля 2016 года и с 16 февраля 2016 года по 24 января 2017 года, признав в данной части незаконным решение комиссии ответчика по пенсионным вопросам № 179639/17 от 30 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Люблинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья