Судья Иванченко М.В. дело № 33-1601/2024
УИД 61RS0022-01-2023-005864-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Максимова Е.А., Говоруна А.В.
при секретаре Журбе И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5135/2023 по иску заместителя Таганрогского транспортного прокурора к ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» о возложении обязанности разработать проект по апелляционной жалобе ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2023 года. Заслушав доклад судьи Максимова Е.А., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд к ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» о возложении обязанности разработать проект, ссылаясь в обоснование на то, что Таганрогской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности «ПАО «Таганрогский авиационный научно- технический комплекс имени Г.М. Бериева» выявлены нарушения требований воздушного законодательства. ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» осуществляет деятельность в сфере изготовления, проведения испытаний внедрения в серийное производство авиационной техники. В этих целях Обществом эксплуатируется экспериментальный аэродром совместного базирования Таганрог (Южный) (сертификат аэродрома гражданской авиации от 01.08.2017 № ФАВТ.ЮЖ.ОА-001). Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти: в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта, (пл. «б,в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460).
В нарушение п. 6 ст. 47 Воздушного кодекса РФ ответчиком до настоящего времени приаэродомная территория аэродрома совместного базирования Таганрог (Южный) не утверждена, что является грубым нарушением требований воздушного законодательства. В целях разработки проекта приаэродромной территории Обществом заключен договор от 03.09.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ООО «РосСтройИзыскания», условия которого, несмотря на истечение срока действия договора, до настоящего времени не выполнены.
При этом, конкретизированными данными о сроках завершения работ по проектированию и установлению приаэродромной территории Общество достоверно не располагает.
В тоже время, невыполнение указанных требований закона может привести к возведению в 7 подзоне приаэродромной территории жилых застроек и как следствие возможное причинение ущерба физическим лицам, проживающим в пределах приаэродромной территории.
Для защиты прав неопределенного круга лиц, истец просил суд обязать ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» разработать проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Таганрог (Южный) и направить его на утверждение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2023 года исковые требования заместителя Таганрогского транспортного прокурора удовлетворены.
Суд обязал ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Н.М. Бериева» разработать проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома совместного базирования Таганрог (Южный) и направить его на утверждение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Н.М. Бериева» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на заключенный с ООО «РосСтройИзыскания» договор от 03.09.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, указывая на то, что срок его действия установлен до полного исполнения сторонами своих обязательств (п.13.1), в связи с чем, доводы истца об истечении срока действия данного договора несостоятельны. Кроме того, с ООО «РСИ» заключено дополнительное соглашение к указанному договору, которым изменено техническое задание и продлен срок оказания услуг по договору до 31.12.2023 г.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 11.06.202 №191-ФЗ, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ответчику законодательно установлен срок для установления седьмой подзоны приаэродромной территории до 01.01.2025 г., что исключает обоснованность исковых требований.
Таким образом, автор жалобы настаивает, что ответчиком предпринимались и предпринимаются все необходимые меры к разработке проекта решения (акта) об установлении приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Таганрог (Южный) с целью не допущения нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации и недопущению возможного причинения ущерба физическим лица, проживающим в пределах приаэродромной территории.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО «ТАНКТ им Г.М. Бериева» - Иванкова Э.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Также в суде пояснила, что не смотря на продления срока исполнения договора до 23.12.2023 года, в настоящее время условия до говора по-прежнему не выполнены.
Помощник Таганрогского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – Сафарян Д.О. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в соответствии с положениями ст.330 ГПК РФ.
Судом установлено, что Таганрогской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия деятельности «ПАО «Таганрогский авиационный научно- технический комплекс имени Г.М. Бериева», в ходе которых выявлены нарушения требований воздушного законодательства, выразившиеся в следующем.
ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» осуществляет деятельность в сфере изготовления, проведения испытаний внедрения в серийное производство авиационной техники.
В этих целях Обществом эксплуатируется экспериментальный аэродром совместного базирования Таганрог (Южный) (сертификат аэродрома гражданской авиации от 01.08.2017 № ФАВТ.ЮЖ.ОА-001).
В целях разработки проекта приаэродромной территории ответчиком заключен договор от 03.09.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ООО «РосСтройИзыскания», работы в установленный срок не выполнены, к договору заключено семь дополнительных соглашений, срок исполнения работ установлен до 30.12.2023 года.
Ссылаясь на положения ст.ст.2, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «О утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку невыполнение указанных требований закона может привести к возведению в 7 подзоне приаэродромной территории жилых застроек и как следствие возможное причинение ущерба физическим лицам, проживающим в пределах приаэродромной территории и поскольку ответчик обязан требовать от исполнителя выполнения договора в срок, а также принимать меры к предоставлению исполнителю всей необходимой информации для качественного оказания услуг.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведёнными выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 58 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «О утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В соответствии с п. 2 Правил № 138 приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Статьей 47 Воздушного кодекса РФ установлено, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти: в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта, (пл. «б,в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460).
Согласно п. 6 ст. 47 Воздушного кодекса РФ в отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
Материалами дела подтверждается и фактически не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени проект приаэродромной территории ответчиком не разработан, при этом Обществом эксплуатируется экспериментальный аэродром совместного базирования Таганрог (Южный) (сертификат аэродрома гражданской авиации от 01.08.2017 № ФАВТ.ЮЖ.ОА-001).
Однако ответчик в своей апелляционной жалобе указывает на заключенный договор с ООО «РосСтройИзыскания» от 03.09.2018 г., ссылаясь на то, что он является действующим и подлежит исполнению.
Судебной коллегией данные доводы апелляционной жалобы во внимание приняты быть не могут, поскольку длительное неисполнение приведённого договора свидетельствует о недобросовестности его участников и не освобождает ответчика от обязанности, предусмотренной действующим законодательством.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обстоятельствах, объективно препятствующих эксплуатанту аэродрома совместного базирования Таганрог (Южный), исполнить возложенную на него законом обязанность в срок.
Указание на заключение между ответчиком и ООО «РСИ» дополнительного соглашения, согласно которому действие договора продлено до 31.12.2023 года, в том числе подтверждает, что срок основного договора на момент обращения с иском в суд прокурора, истек.
В том числе, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что до настоящего времени проект все еще не разработан, учитывая, что дополнительным соглашением срок установлен до 31.12.2023 г. Таким образом, и на момент рассмотрения дела апелляционной жалобы, требования законодательства ответчиком не исполнены.
Ссылка в апелляционной жалобе на законодательное установление седьмой подзоны до 01.01.2025 года как на основание установление приаэродромной территории до указанного срока, являлась предметом оценки при рассмотрении дела судом первой инстанции, и судебная коллегия оснований для переоценки не усматривает.
В силу п. 8 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в случае, если до 1 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи или в случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны в соответствии с пунктом 5.3 настоящей статьи.
В силу п. 3.2 указанной статьи определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы, которые были уже предметом оценки при рассмотрении дела судом первой инстанции, о законодательном закреплении возможности устанавливать приаэродромную территорию до указанной даты, являются не состоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут привести к отмене оспариваемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2024.