Решение по делу № 2-838/2023 от 22.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                                                      Дело № 2-838/2023                                                                              УИД № 18RS0022-01-2023-000848-28

11 июля 2023 года                                              с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Миниахметовой Д.В.,

с участием помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Лукина И.С.,

представителя третьего лица – администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район УР» Вершинина И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «Малопургинский» о признании деятельности незаконной и ее приостановлении,

установил:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Малопургинский» (с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ) о признании деятельности ООО «Малопургинский» по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур незаконной; обязании ООО «Малопургинский» приостановить деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур после вступления в силу судебного решения до момента перевода земельного участка в категорию, допускающую добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Требования мотивированы тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен анализ    соблюдения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения и законодательства о недропользовании деятельности ООО «Малопургинский». В результате проверки установлено, что обществом меры направленные на перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, допускающую проведение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, не приняты. Вместе с тем, поскольку до настоящего времени перевод земельного участка с кадастровым номером 18:16:006001:741 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности не осуществлен, деятельность Общества по добыче на нем полезных ископаемых нельзя признать законной.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Лукин И.С. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме.

ООО «Малопургинский» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещено надлежащим образом. В представленном ранее отзыве на исковое заявление ответчик исковые требования не признал. Дополнительно указывает, что ввиду отсутствия в местном бюджете денежных средств для разработки проекта Генерального плана и Плана землепользования и застройки округа перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности до настоящего времени не осуществлен.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район УР» Вершинина И.Б. просил принять по делу законное и обоснованное решение, указывая на то, что перевод земельного участка в иную категорию не осуществлен по вине администрации. В ранее представленном отзыве на исковое заявление пояснил, что обозначенная прокурором ситуация сложилась ввиду отсутствия в местном бюджете денежных средств для разработки проекта Генерального плана и Плана землепользования и застройки округа.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Из искового заявления следует, что требования прокурора направлены на защиту прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ), статьей 3 Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно абзацу 11 статьи 1 Закона № 7-ФЗ под охраной окружающей среды подразумевается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 1 ч. 3 ст. Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на одном из принципов сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным    производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 6, абз. 8 ст. 9, ст. 22, и. 2 ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» осуществление разведки и добычи полезных ископаемых представляет собой комплекс инженерно-геологических, геофизических работ оказывающих значительное воздействие на плодородный слой почвы, что исключат возможность дальнейшего использования земельного участка в сельскохозяйственном обороте.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В силу абз. 1 ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в качестве юридического лица ООО «Малопургинский» зарегистрировано 19.11.2002, с присвоением ИНН 1816004227, ОГРН 1021800644590. Юридическое лицо является действующим. Одним из дополнительных видов деятельности Общества является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.

20.05.2015 ООО    «Малопургинский» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР выдана лицензия на пользование недрами ИЖВ № 80210 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр «Вишурский», расположенный южнее д. Вишур в 12,2 км северо-западнее с. Малая Пурга Малопургинского района УР. Дата окончания действия лицензии 20.05.2040.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР №137 от 07.05.2015 ООО «Малопургинский» земельный участок с кадастровым номером 18:16:006001:741 предоставлен для целей недропользования, участок расположен Удмуртская Республика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юговосточной границы д. Вишур.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка на праве собственности является ООО «Малопургинский».

По состоянию на 07.04.2023 в соответствии с кадастровой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.04.2023 № КУВИ- 001/2023-82460580 земельный участок с кадастровым номером 18:16:006001:741 имеет "категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

В силу п.п. 7.1.10 п. 7.1 дополнительного соглашения № 342Д от 08.07.2021 к Лицензионному соглашению № 210 об условиях пользования участком недр, расположенным южнее д. Вишур, в 12,2 км северо-западнее с. Малая Пурга в Малопургинском района УР пользователь недр при пользовании земельным участком в целях, определенных данной лицензией, обеспечивает выполнение требований Земельного кодекса РФ и других нормативных актов о земле, а также условий, определенных в договоре с землевладельцем, землепользователем, собственником.

Согласно предоставленным Минприроды УР сведениям о состоянии изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2021 - 2022 годы по формам 5-ГР ООО «Малопургинский» на участке недр Вишурский в отчетном периоде добыто песка 25,6 тыс. куб.м. и 15,5 тыс. куб.м.

Заключением Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №67 от 30.06.2022 по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур установлено, что обществом проводятся работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых. На части земельного участка расположен карьер по добыче гравийной смеси и глины. Вдоль края карьера выявлено складирование грунта. Вдоль выемки грунта проведено определение координат и площади нарушения, снятия грунта, площадь нарушения (снятие и перемещение, навалы) составила 3,6 га. Внутри карьера наблюдается вода.

Управлением Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю 27.07.2022 с учётом действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Из анализа приведённых правовых норм следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых после перевода участка из указанной категории.

Ответчиком меры, направленные на перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, допускающую проведение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, предпринимались в 2017 году путем направления в адрес муниципального образования заявления об изменении категории земельного участка, но после этого времени ответчик, продолжая добывать на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, никаких мер по переводу земельного участка в иную категорию не предпринимал, в том числе, не обращался в суд с заявлением о понуждении администрации к совершению определенных действий, вновь обратившись к муниципальному образованию лишь в 2023 году.

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» суды вправе принять решение    об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).

Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 174 АПК РФ).

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 6 ч. 1 ст. Земельного кодекса Российской Федерации выявленные нарушения требований использования земель, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, сохранения особо ценных земель в деятельности Общества, являются недопустимыми нарушают установленный законодательством оборот земель, а также осуществление хозяйствующими субъектами проведение разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц.

Хозяйственная деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения наносит значительный вред особо ценным почвам, так как приводит к полной потере плодородия сельскохозяйственных угодий их деградации и как следствие выводу их сельскохозяйственного оборота, существенно ограничивает проведение сельскохозяйственных работ по выращиванию сельскохозяйственных культур, а также использования земель в пастбищных целях.

При этом временной период естественного восстановления плодородия является значительным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность ООО «Малопургинский» по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур является незаконной, при этом судом установлено, что ответчику было достоверно известно о том, что указанный земельный участок используется им незаконно, следовательно, деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур подлежит приостановлению после вступления в силу судебного решения до перевода участка в категорию, допускающую такую добычу полезных ископаемых, поскольку данное нарушение действующего законодательства носит устранимый характер.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать деятельность ООО «Малопургинский» (ИНН 1816004227) по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур незаконной.

Обязать ООО «Малопургинский» (ИНН 1816004227) приостановить деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 18:16:006001:741, расположенного по адресу: Удмуртская Ресрпублика, Малопургинский район, в 100 м на юг от юго-восточной границы д. Вишур после вступления в силу судебного решения до момента перевода земельного участка в категорию, допускающую добычу общераспространенных полезных ископаемых

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий                          Н.В. Ажгихина

2-838/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Малопургинский"
Другие
Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики"
Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Суд
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
malopurginskiy.udm.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
23.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Дело оформлено
11.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее