Решение по делу № 2-476/2024 (2-4146/2023;) от 24.11.2023

                                                 Дело № 2-476/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2024 года                                                                 город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Карманова К.А.,

при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,

с участием:

истца – Большаковой В.В.,

представителя истца – адвоката Маренчук М.В.,

представителя ответчика – Лебедева М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Большаковой Валентины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором просит: признать за истцом право на перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и горда федерального значения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ; признать отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете истцу страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ незаконным; обязать ответчика засчитать в страховой стаж истца период работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести перерасчет пенсионной выплаты истца в соответствии с частью 7.2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 является получателем страховой пенсии по старости с 2018 года. В сентябре 2023 года, ознакомившись с материалами своего пенсионного дела, истцу стало известно, что органами пенсионного фонда не учтен период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в деле отсутствуют подтверждающие документы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете ее страховой пенсии, приложив к заявлению все необходимые документы, подтверждающие период трудовой деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности. Данное решение, по мнению истца, незаконно и нарушает ее пенсионные и конституционные права, а также действующее законодательство РФ, поскольку при подаче документов в пенсионный орган истцом были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие периоды ее работы.

Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считая оспариваемое решение законным и обоснованным, представил письменные возражения.

Заслушав пояснения истца и представителей сторон, показания свидетелей, оценив доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера пенсии имеет заявительный характер; от пенсионера должно поступить соответствующее заявление, и одновременно представлены документы необходимые для такого перерасчета.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона -ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь".

С 2018 года истец является получателем страховой пенсии по старости.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом принято решение считать установленным период осуществления ФИО3 предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в ОСФР по <адрес> подано заявление о перерасчете размера пенсии. ФИО3 полагает, что пенсионным органом неправомерно не учтен период ее трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона № 208-ФЗ в связи с отсутствием оснований для перерасчета, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в указанный период.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях". При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Частью 3 статьи 2 от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

В разъяснениях, данных в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирована в качестве физического лица-предпринимателя по законодательству ФИО2, осуществляла предпринимательскую деятельность на территории <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7 и ФИО8 пояснили суду, что в 90-х годах вместе с истцом осуществляли торговлю на рынке 5 км. в <адрес>, точный период обозначить не смогли.

С ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии законодательством Российской Федерации. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории ФИО2 по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Часть вторая предполагает, что периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до ДД.ММ.ГГГГ, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Пунктом 6 части 2 статьи 5.1 Федерального закона N 208-ФЗ регламентировано, что установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд ФИО2 за период до ДД.ММ.ГГГГ.

Законом ФИО2 "О пенсионном обеспечении" N 1788 от ДД.ММ.ГГГГ, а также Законом ФИО2 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 1058 от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшими на территории Республики Крым и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ), было установлено, что для назначения пенсии учитывалась заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, которая учитывается на основании сведений персонифицированного учета.

Постановлением ФИО2 N 794 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено "Положение об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования". Во исполнение названного постановления Пенсионным фондом ФИО2 совместно с Министерством труда и социальной политики и Государственной налоговой администрацией поэтапно с ДД.ММ.ГГГГ был введен автоматизированный персонифицированный учет сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Постановлением ФИО2 N 832 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден комплекс мер по поэтапному ведению на протяжении 1998 - 2000 годов в ПФУ автоматизированного персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

С учетом норм пенсионного законодательства, действующего на территории Республики Крым в период с 1994 года по 2000 год, предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд ФИО2 предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом. С 2000 года в Пенсионном фонде ФИО2 был введен персонифицированный учет, который осуществлялся в автоматизированном порядке.

На основании изложенного, в случае отсутствия сведений из автоматизированной системы Пенсионного фонда ФИО2 о перечисленных взносах, доказательством уплаты таких взносов могут быть квитанции об уплате налогов и взносов, налоговые декларации, акты сверок с Пенсионным фондом ФИО2 и т.д., однако таких документов истцом представлено не было.

Согласно пункту Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, в спорный период предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд ФИО2 предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом ФИО2.

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив отсутствие доказательств уплаты ФИО3 страховых взносов в пенсионный орган в спорный период, а также отсутствие иных доказательств, объективно подтверждающих фактическое осуществление предпринимательской деятельности в данный период, что является обязательным условием для включения спорного периода в страховой стаж, суд приходит к выводу о правомерности отказа ответчика в перерасчете страховой пенсии истца, отсутствии оснований для включения периода осуществления ФИО3 предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж.

Приходя к такому выводу, суд также обращает внимание на то, что в настоящем случае показания свидетелей не могут быть приняты судом в качестве единственного и достаточного средства доказывания имеющих существенное значение для рассмотрения и разрешения обстоятельств.

Указанные выводы согласуются с правовой позицией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 88-11641/2021.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

исковое заявление ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                   К.А. Карманов

2-476/2024 (2-4146/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Большакова Валентина Викторовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
Маренчук Мария Владимировна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Карманов Кирилл Андреевич
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее