Решение по делу № 2-1547/2015 от 30.07.2015

Дело № 2 - 1547/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Фоминой Т.А.

при секретаре судебного участка Узоевой И.Ш.,

с участием административного истца Юхманова С.Ю.,

представителя административных ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района по доверенности Гришиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юхманова С. Ю. к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании заключить договор аренды,

у с т а н о в и л:

Юхманов С.Ю. обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании заключить договор аренды.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что Юхманов С.Ю. обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка из земель государственной собственности, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Информационное сообщение о намерении предоставления спорного земельного участка было опубликовано Администрацией Каширского муниципального района в газете «<адрес>» ( от ДД.ММ.ГГГГ На основании Постановления администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и размеры его границы площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, из земель государственной собственности, расположенного в <адрес>. Ответчик обязал истца за свой счет выполнение кадастровых работ и предоставление кадастрового паспорта для принятия соответствующего решения. ДД.ММ.ГГГГ сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер , о чем ДД.ММ.ГГГГ. истцу выдан кадастровый паспорт. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к Администрации Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, что подтверждается распиской. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, оформленный письмом Комитета по управлению имуществом Администрации заявленные требования истец основывает на положениях ст.ст. 29, 30.1, ч. 4 ст. 30, а также ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российскоё Федерации». На обосновании изложенного просит признать незаконным отказ решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на её заседании ДД.ММ.ГГГГ по вопросу и оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ., об отказе Администрации Каширского муниципального района в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного в <адрес>, и предоставлении указанного земельного участка по процедуре, указанной в статье 39.18 Земельного кодекса РФ; признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № в предоставлении истцу спорного земельного участка; обязать администрацию Каширского муниципального района в течении 2 недель с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении истцу спорного земельного участка в аренду сроком на <данные изъяты> лет; обязать комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района подготовить и направить в адрес истца подписанный проект договора аренды спорного земельного участка.

Административный истец Юхманов С.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам указанным в нем.

Представитель административных ответчиков администрации Каширского муниципального района и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района возражал против удовлетворения заявленного иска по основаниям изложенным в возражениях. Кроме того, указал, что в соответствии с ч. 2 п. 3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51, Министерство имущественных отношений Московской области определен как уполномоченный орган по вопросам распоряжения земельных участков, в том числе по вопросу предоставления земельных участков в аренду, как на территории муниципальных районов, так и на территории Московской области. Таким образом, принятие решения по распоряжению земельными участками Министерством имущественных отношений возложено исключительное право по распределению земель Московской области. Следовательно, отказ Администрации Каширского муниципального района в виде письма Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ г. нельзя признать незаконным. С учетом того, что в отношении данного вопроса принимается одно решение, именно Министерством, то уведомление в адрес заявителя нельзя считать официальным отказом, потому что комитет данными полномочиями не располагает. Те обязанности, которые возложены на распорядительный орган, выполнены со стороны Комитета по управлению имуществом и администрации Каширского муниципального района, а именно в соответствии с действующим законодательством подготовлен проект документов и он направлен для согласования в Министерство имущественных отношений. Именно Министерство отказало истцу в согласовании проекта договора аренды. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. не отменялось.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения, что подтверждается отчетом об отправке факса.

В соответствии со ст. 151 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ году Юхманов С.Ю. обратился в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каширского муниципального района Московской области опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - газете «<данные изъяты>» за № объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, установив месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений (<данные изъяты>).

Постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории» администрацией Каширского муниципального района утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка с указанием Юхманову С.Ю. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Из схемы расположения земельного участка, являющейся неотъемлемым приложением к данному постановлению, видно, что она подписана как со стороны заказчика, так и со стороны должностных лиц органа местного самоуправления (<данные изъяты>).

Кадастровый паспорт земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка и рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (<данные изъяты>).

Протокол Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ содержит решение под в отношении заинтересованного лица - Юхманова С.Ю. об отказе в согласовании проекта договора аренды администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка в аренду по результатам публикации в СМИ с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <адрес>, <адрес>, в связи с нарушением процедуры опубликования, не указано место и сроки подачи заявлений. Администрации Каширского муниципального района Московской области предоставить земельный участок путем проведения торгов или организовать процедуру предоставления в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

При разрешении заявленных истцом требований суд применяет закон, действовавший на период возникновения спорных отношений, то есть до 01.01.2015 года.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

01 января 2015 года вступил в силу Закон Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», в соответствии с ч.3 ст.2 которого, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.

В соответствии с ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.

В силу положений ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в силу.

В соответствии со ст.34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N171-ФЗ от 23июня2014года, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Кроме того, Министерством экономического развития России в ответах на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", опубликованных на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 24.04.2015, разъяснено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.

Реализация органом местного самоуправления права на заключение договора аренды, опубликование сообщения в официальном средстве массовой информации Каширского муниципального района о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, проведена по законодательству, действовавшему на период опубликования объявления, и связана с фактическим проведением истцом кадастровых работ, формированием участка и его постановкой на учет, оплаченных Юхмановым С.Ю. за счет личных средств.

Оценив, собранные по делу доказательства, суд считает, что принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления заявителю Юхманову С.Ю. земельного участка соблюден. Отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах права и является недействительным.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд учитывает, что ответчики не опровергли доводов истца, что информация о предоставлении участка размещалась в официальном печатном органе местного самоуправления Каширского муниципального района, и не нарушены права третьих лиц на подачу заявлений в отношении оспариваемого земельного участка.

В силу ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

У администрации Каширского муниципального района Московской области возникла обязанность выделить истцу в аренду испрашиваемый земельный участок.

Представленный представителем администрации Каширского муниципального района Московской области в судебное заседание проект договора аренды земельного участка не является доказательством предоставления спорного земельного участка в аренду истцу, поскольку отсутствуют регистрационный номер документа и дата, а также не подписан со стороны администрации Каширского муниципального района. Кроме того, договор не направлен в адрес истца для его подписания.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что право аренды земельного участка должно быть подтверждено соответствующим договором.

Согласно ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. В силу перечисленных норм закона, в связи с принятым на себя обязательством по выделению земельного участка, у ответчиков возникла обязанность по заключению с истцом договора аренды с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора.

Однако суд приходит к выводу, что требования административного истца к администрации Каширского муниципального района о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ год не подлежит удовлетворению, поскольку названное уведомление носит характер сообщения о не получении согласия Министерства имущественных отношений. С 01.01.2015 года в соответствии с действующим законодательством администрация Каширского муниципального района могла реализовать свои полномочия по распоряжению названным выше земельным участком только при наличии согласия Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ,

р е ш и л:

административный иск Юхманова С. Ю. к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании заключить договор аренды удовлетворить частично.

Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г., об отказе в согласовании проекта договора Администрации Каширского муниципального района о предоставлении Юхманову С. Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером - незаконным.

Обязать администрацию Каширского муниципального района Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Юхманову С. Ю. в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области подготовить и направить Юхманову С. Ю. подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

Федеральный судья Т.А. Фомина

2-1547/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Юхманов С.Ю.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом Администарции Каширского муниципального района
Администрация Каширского муниципального района
Другие
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Каширский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
kashira.mo.sudrf.ru
30.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2015Передача материалов судье
04.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2015Подготовка дела (собеседование)
18.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
24.09.2015Судебное заседание
30.09.2015Судебное заседание
02.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2015Дело оформлено
23.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее