УИД 76OS0000-01-2021-000572-80
Дело № 3а-692\21
Принято в окончательной форме 24.12.21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2021г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветрова С.В. к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
Установил:
В административном исковом заявлении Ветров С.В. просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 21.04.2021г. многоквартирного дома с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № руб.
Административные исковые требования мотивированы тем, что указанный объект недвижимости принадлежит Ветрову С.В. на праве собственности, вследствие чего он является плательщиком налога на имущество физических лиц. Кадастровая стоимость объекта недвижимости выше рыночной стоимости, чем затрагиваются его права как плательщика налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Грачева А.А. административные исковые требования поддержала.
Административные ответчики департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, ГБУ «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, администрация городского поселения город Тутаев Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указывается на непризнание административных исковых требований, основанных на представленном отчете определения рыночной стоимости объекта недвижимости. В объяснении излагаются замечания относительно отчета.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представили письменные объяснения, в которых изложили сведения о здании административного истца, возражений относительно заявленных требований не указали.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля (оценщика), суд пришел к следующим выводам.
Административный истец является собственником многоквартирного дома с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 399 и ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
В п. 1 ст. 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован Налоговым кодексом РФ. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административный истец обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» по состоянию на 21.04.2021г. в размере № руб.
Административным истцом представлен отчет № от ДД.ММ.ГГГГг., подготовленный оценщиком ООО «Ярэксперт», согласно которому рыночная стоимость многоквартирного дома с кадастровым номером № по состоянию на 21.04.2021г. составляет № руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 КАС при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование отчета с учетом возражений, принесенных на них административным ответчиком департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, показаний свидетеля Григорьевой Л.А. (оценщик), дает основания суду для вывода о том, что представленный отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца, поскольку приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией.
Так, оценщиком приведено описание объекта оценки, его местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен обзор основных характеристик рынка недвижимости Ярославской области в целом, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
Расчет рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного подхода при оценке многоквартирного дома, отказ от сравнительного и доходного подходов обоснован. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных оценщиком.
Возражения департамента относительно отчета не могут быть приняты во внимание, поскольку какие-либо допустимые и относимые доказательства, опровергающие или ставящие под сомнение приведенные в нем выводы, не представлены.
Возражения департамента сводятся к необходимости применения прибыли предпринимателя в размере 12,6%. Также указывается, что объект оценки в 2020г. предлагался к продаже за 3 000 000 руб., в связи с чем, применяя корректировку на торг, коэффициент на землю под объекты свободного значения, департамент делает вывод о возможной рыночной стоимости объекта оценки не менее 1 785 000 руб.
Между тем в отчете оценщик изложил аргументированные выводы об отказе от использования в расчете рыночной стоимости объекта оценки прибыли предпринимателя.
В судебном заседании свидетель Григорьева Л.А., выводы, изложенные в отчете поддержала, дала аргументированные пояснения относительно возражений департамента.
Оценив показания свидетеля и содержание отчета, суд не находит оснований для их критической оценки.
Из содержания отчета и показаний свидетеля следует, что оценщик исходил из года постройки (1017г.) и ветхого состояния дома. В судебном заседании оценщик дополнительно привел сведения из материалов кадастровой оценки аналогичных домов на <адрес>, согласно которым в отношении домов, построенных в 1917г, 1918г., 1931г., 1932г. прибыль предпринимателя составляет менее 1 %. Таким образом, выводы оценщика в этой части не являются произвольными, напротив, основаны на результатах проведенных исследований, являются экономически обоснованными.
Доводы департамента о том, что объект оценки предлагался к продаже в 2020г. также не могут быть приняты во внимание, так как доказательства, подтверждающие отношение приведенного объявления к объекту оценки не представлены, информации о проверке объявления не имеется, то есть объект не идентифицирован. При этом в объявлении имеются расхождения в отношении площади объекта, предложенного к продаже, и объекта оценки. Из информации представленной оценщиком следует, что на <адрес> располагается большое число домов 1917-1918гг. постройки. При таких данных бесспорных оснований для вывода о том, что объявление относится к объекту оценки, не имеется.
Надлежащие доказательства, подтверждающие иной размер рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлены.
Учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении объекта рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 21.04.2021г. многоквартирного дома с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № руб.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 24.11.2021г.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в части размера кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов